Особенности процесса воспитания в Англии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:34, реферат

Описание работы

В свое время основная задача английской педагогики состояла в том, чтобы «влить железо в души детей». Во многом именно такое воспитание позволило Британии создать огромную империю, добиться впечатляющих успехов в экономике и политике. Но на сегодняшний день большая часть европейских народов в плане этногенеза представляет собой довольно старые системы. Отсюда и преобладание системы ценностей, которая свойственна народам-старикам.

Содержание

Введение
1. История системы воспитания в Британии
2. Английское семейное воспитание
3. Общественное воспитание
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Система воспитания в Британии.docx

— 37.76 Кб (Скачать)

 

3. Общественное воспитание

 

Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам. Другими словами, им свойственно  вкладывать сугубо практический смысл  и в такие вопросы, которые  у других народов рассматриваются  только в духовном плане. Школа, религия, правосудие - все эти силы делают в Британии упор на поведение человека, а не на его побуждения, все они  направлены прежде всего на утверждение определенных общественных норм.

Британская система воспитания ставит во главу угла характер, а  не интеллект. Причем считается, что  о характере человека общество судит  по его поступкам, а не по его взглядам. Отсюда та роль, которую английская школа придает воспитанию норм поведения.

Примечательно, что не столько на духовную, сколько на нравственную сторону религии делает упор и  английская церковь. Она прежде всего стремится воздействовать не на личное сознание людей, а на их поведение. Она считает, что утверждение моральных норм - более действенный путь к совершенствованию человека, чем такие средства воздействия на личность, как, например, исповедь у католиков.

Не будет преувеличением сказать, что Англия является христианской страной  главным образом в этическом  смысле, где роль религии во многом подобна той, какую играет конфуцианство  в Китае или Японии. Хочется  подчеркнуть, что сходство это подметил еще не кто иной, как Джон Голсуорси. В своей трилогии "Конец главы" он писал: "Большая часть английской привилегированной касты не христиане, а конфуцианцы: вера в предков и традиции, почтение к родителям, честность, сдержанность в обращении, мягкость с животными и подчиненными, непритязательность в жизни и стойкость перед лицом болезни и смерти".

Стражем общепринятой этики служит в Британии и правосудие. Как и  само общество, оно исходит в своих  оценках только из поступков, а не из побуждений. Если адвокат будет  строить защиту обвиняемого на объяснении мотивов или обстоятельств, которые  толкнули его на подобный шаг, он вряд ли выиграет дело в Лондоне, где куда надежнее исходить из какого-то сугубо технического пункта закона.

Наслышанные о терпимости англичан, многие иностранцы ошибочно трактуют ее как способность одного человека понять побуждения и тем самым  оправдать действия другого. На деле же англичане понимают под терпимостью  невмешательство в чужую частную  жизнь, предполагая в свою очередь, что каждый должен так же уважать  частную жизнь окружающих.

Воспитание социальной ответственности  считается в Британии важной частью формирования человеческого характера. С детства привыкший не замыкаться в семейной атмосфере, англичанин уверенно чувствует себя на общественном поприще, вступая на него естественно, без  усилий. Навыки общественно-политической деятельности даются ему не в результате какой-то специальной тренировки. Они  приходят к нему сами, из его собственного жизненного опыта как благодаря направлению английского образования, так и благодаря широкому распространению различных форм добровольного труда.

Общественная жизнь в Англии замешана на дрожжах любительства. В ее основе лежит традиционное представление, что всякий человек, помимо основных дел или занятий, обязан отдавать часть своего времени и сил  какой-то деятельности, лежащей вне  его личных, грубо говоря, своекорыстных  интересов.

Вера в ценность добровольного  труда на общественных началах глубоко  присуща англичанам; и такого рода деятельность весьма распространена, многообразна и уважаема. Англичане, по их словам, гораздо охотнее берутся  за любое дело, если видят в нем  не служебную обязанность, а общественный долг, так сказать, "социальное хобби".

Многие виды социальных услуг организуются в стране на добровольных началах  и осуществляются безвозмездно. В  свое время это касалось и народного  просвещения, когда на пожертвования  состоятельных людей открывались  школы для сирот. Такими же методами были созданы первые бесплатные больницы для нуждающихся.

Самая распространенная черта общественной деятельности в Британии - это комитеты, которые создаются буквально  по любому поводу. Трудно встретить  англичанина, который не стремился  бы учредить комитет или стать  членом комитета содействия чему-то, а  еще чаще против изменения чего-то. Именно здесь совершенствуются навыки общественно-политической деятельности, заложенные чуть ли не со школьной скамьи. Бесчисленные комитеты, общества, ассоциации служат ареной предложений, отводов, компромиссов, голосований, докладов меньшинств, предвыборных соглашений. Именно здесь немногословная нация сполна отводит душу в словопрениях.

Умение излагать и отстаивать свои взгляды публично, не теряться перед  большой и даже недружественно настроенной  аудиторией присуще представителям всех классов британского общества. При этом англичане настороженно относятся к ораторской риторике, к людям, которые говорят слишком  цветисто и гладко, а больше всего  ценят непринужденность и простоту изложения.

Своеобразная черта общественно-политической жизни в Британии - это как бы ее естественность. Несмотря на обилие традиционных ритуалов, которые прежде всего бросаются в глаза иностранцу, англичанин не считает политику и повседневность чем-то раздельным, изолированным друг от друга. Политика у него, что называется, в крови. В парламентской атмосфере он целиком чувствует себя в своей тарелке. Когда впервые попадаешь в палату общин, больше всего поражает не парик спикера, а какая-то неофициальная, почти домашняя атмосфера дебатов.

Если в личном плане англичане  в противоположность японцам  возводят в культ независимость  и самостоятельность человека, освобождая его от бремени родственного долга, то в общественном плане англичане, точно так же как и японцы, дорожат  чувством причастности. Наряду с общественным началом их натуре свойственно желание  принадлежать к небольшой, избранной  группе людей с аналогичными интересами, взглядами или стремлениями.

Эта жажда причастности, которую  на первый взгляд вроде бы трудно совместить с индивидуализмом, видимо, во многом порождена разобщенностью семьи. Это форма бегства от одиночества, на которое волей-неволей обрекает англичан их культ частной жизни. Если семья перестает быть центром человеческого общения, остается полагаться на круг людей, которых объединяет то ли общий интерес к коллекционированию марок, то ли общие воспоминания о школе, то ли общее стремление не допустить строительства химического завода на берегу живописного озера.

 

Заключение

 

Англичане любят повторять изречение  Черчилля: если одинокое дерево выживает, оно вырастает крепким. В Лондоне часто слышишь, что если француз склонен мыслить категориями семьи и государства, то более привычными координатами для англичанина служат личность и общество.

История показывает, что традиционное английское воспитание гражданственности, чувства  коллективизма, патриотизма широко отразилось в действиях англичан во время Второй Мировой войны  во имя защиты Родины и интересов  союзников. Согласно У. Черчиллю, в борьбе с немецкими фашистами английские воины ''обладали глубокой верой в свое индивидуальное превосходство и той решимостью, которую английский народ всегда проявляет в полной мере при исключительно тяжелых обстоятельствах".

Сегодня в современной Великобритании осуществляется новая реформа школы, в рамках которой обсуждается проблема гражданского и патриотического воспитания.

 

Список использованной литературы

 

  1. Ильин. Е.П. Воля как основная национальная ценность. – М.: Проспект, 1999.
  2. Овчинников С. Корни дуба (Впечатления и размышления об Англии и англичанах)
  3. Самарец Г.А. Содержание и методы воспитания в России и Западной Европе. – М.: Прометей, 1998.
  4. Вторая Мировая война в воспоминаниях У. Черчилля, Ш. Де Голля, К. Хэлла, У. Леги, Д. Эйзенхауэра, 1990.
  5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. 1998.

Информация о работе Особенности процесса воспитания в Англии