Особенности позновательных интересов учащихся профессионального училища

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль.
КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ — то есть средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае говорят о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.

Содержание

Введение
1. Понятие «познавательный интерес», его структура
2.Особенности интересов учащихся профессионального училища.
3. Формирование профессионального интереса в процессе обучения
4. Воспитание интереса у учащихся к профессии во внеурочное время
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа..rtf

— 200.23 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии личности

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

Курсовая работа

 

 

 

 

 

                                                                                       Исполнитель:

                                                               

                                                              Заочного отделения, группа

                                                                       Научный руководитель:

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

Содержание

 

Введение

1. Понятие «познавательный интерес», его структура

2.Особенности интересов учащихся профессионального училища.

3. Формирование профессионального интереса в процессе обучения

4. Воспитание интереса у учащихся к профессии во внеурочное время

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Познавательный интерес играет в процессе обучения огромную роль.

КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ -- то есть средство привлечения к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее их волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае говорят о занимательности в обучении. Сущностью занимательности являются новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям.

Все эти особенности занимательности -- сильнейший побудитель познавательного интереса, обостряющий эмоционально-мыслительные процессы, заставляющий пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать в имеющихся знаниях объяснения, находить выход из создавшейся ситуации.

Назначение занимательности при обучении детей:

· первоначальный толчок к познавательному интересу;

· опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;

· своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

· средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

КАК МОТИВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -- является наиболее существенным. Для образования мотива недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значительность, закрепляется в мотиве. Познавательный интерес как мотив имеет меньшую ситуационную привязанность: он заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках занятий, но и за их пределами.

Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:

· укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;

· развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;

· развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;

· использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

· интеллектуальные -- логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;

· эмоциональные -- переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;

· регулятивные -- волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;

· творческие -- воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.

Таким образом, занятие будет познавательным, если дети в ходе его:

· думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

· удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

· внимательны (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю);

· фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

 

Под профессиональным интересом понимаются устойчивая социально-психологическая ориентация личности на определенный вид трудовой деятельности, которая проявляется в осознанном, эмоционально - волевом, положительном отношении к избранной профессии. А такое отношение личности к профессии выступает в диалектическом единстве и является важнейшим стимулом трудовой деятельности. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, возбуждает и аккумулирует энергию работника, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности. Осознанный профессиональный интерес является гарантией добросовестного труда, в котором сливаются мотивы и цели трудовой деятельности. В конечном счете, он способствует формированию добросовестного отношения к труду. Поэтому формирование у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии, готовности работать после окончания училища  по избранной профессии одно из важных направлений педагогического процесса. Профессиональный интерес выступает как один из глубоких внутренних мотивов трудовой деятельности. Он непосредственно влияет на успешность овладения специальностью. Несомненно, и то, что в закреплении молодых рабочих в селе, в их профессиональной устойчивости наряду с созданием хороших условий труда и быта важную стабилизирующую роль играет интерес к избранной профессии.

Обучение и воспитание квалифицированного рабочего имеет свою специфику: здесь учащиеся больше заняты физическим трудом, чем их сверстники в городах. Начиная с первого курса, они работают на полях и фермах учебного хозяйства, непосредственно знакомятся с особенностями сельскохозяйственного производства с мощными тракторами. Высокопроизводительными комбайнами, комбинированными агрегатами, специализированными транспортом, средствами комплексной механизации и автоматизации, многообразием механизированных работ. Профессия, получаемая в сельской местности требует выработки у учащихся особых профессиональных качеств и развития сенсорных способностей, воспитания у них интереса к любви и технике, к природе, к земле, уважения к труду сельских тружеников. Эта профессия требует выработки у учащихся высокой сознательности и особых профессиональных и волевых качеств.

Формирование у учащихся устойчивого профессионального интереса представляется важным с нескольких сторон: с воспитательной - интерес к профессии служит основной трудового воспитания, с дидактической - интерес к профессии есть один из наиболее сильных мотивов учения; с психологической - интерес к профессии вызывает моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью;  социально- экономической - глубокий стабильный интерес к профессии повышает профессиональную устойчивость молодых рабочих - выпускников профтехучилищ.

Интерес к профессии способствует развитию способностей самостоятельно приобретать новые знания, вырабатывать профессиональные навыки и умения, что очень важно, когда быстро стареют знания, совершенствуется сельскохозяйственная техника и сам технологический процесс. Во время учебы у будущих рабочих формируется основы профессионального интереса, включающей в себя:

-понимания социальной ценности и величия труда.

-привязанность к земле и рачительное отношение к ней ;

- интерес к сельскохозяйственной технике и стремление работать на ней №

-глубокие и прочные знания научных основ и экономики сельскохозяйственного производства;

- высокую техническую культуру, культуру труда в сочетании с общей культурой;

- трудолюбие, верность трудовым традициям старших поколений, потребность работать по избранной профессии.

 

 

1. Понятие «познавательный интерес», его структура

 

 

         Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

 

-избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);

 

-проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);

 

-активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

 

-активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова);

 

-специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

    Важнейшая область общего феномена интереса -- познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру -- в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

 

         В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе -- познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам -- формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

 

     Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

 

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

 

Познавательный интерес -- важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

 

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

 

Особую значимость познавательной интерес имеет школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

 

Познавательный интерес -- интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

 

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес -- это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

 

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

 

Любопытство -- элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Информация о работе Особенности позновательных интересов учащихся профессионального училища