Особенности общения в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Что такое юность? Каковы содержание и длительность юности как стадии жизненного пути? В каком возрасте человек превращается из ребенка в юношу, а из юноши во взрослого? Каковы движущие силы и внутренние этапы этого перехода?

Содержание

Введение.

Особенности общения и эмоциональной жизни в юношеском возрасте.

Стремление к автономии во взаимоотношениях с родителями.

Изменение во взаимоотношениях с учителями.

Особенности во взаимоотношениях со сверстниками.


Дружба и любовь в юношеском возрасте.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

Витебский государственный университет имени П.docx

— 66.78 Кб (Скачать)

Прежде всего, надо отметить половозрастные различия. Судя по имеющимся данным, потребность в глубокой интимной дружбе возникает у девочек на полтора-два года раньше, чем у мальчиков, и девичья дружба вообще более эмоциональна. Девичьи критерии дружбы тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. Мотив понимания в определении дружбы выражен у девочек во всех возрастах сильнее, чем у мальчиков, да и само это слово они наполняют не совсем одинаковым содержанием. Эти различия весьма существенны, но нужно подчеркнуть, что они являются не просто половыми, а половозрастными. Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны, придают большее значение межличностным отношениям и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девочки раньше созревают, у них раньше появляются сложные формы самосознания, а, следовательно, и потребность в интимной дружбе. Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени ее глубины и исключительности, изучены слабо. Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче раскрываются перед другими, и это вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность в психологической близости вообще слабо развита; это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощенный предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям к окружающим людям. Одна из самых распространенных коммуникативных проблем юношеского возраста — застенчивость. Отчасти она обусловлена глубинными личностными свойствами, например интроверсией, а отчасти неудачным опытом публичных выступлений или межличностных контактов. Подобно пониженному самоуважению, с которым она тесно связана, застенчивость лимитирует социальную активность личности и в некоторых случаях способствует развитию отклоняющегося поведения — алкоголизма, немотивированной агрессии, психосексуальных трудностей. Благоприятный внутриколлективный климат и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолевать застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность. Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности. Грубое, бесцеремонное вторжение во внутренний мир юноши, для которого его коммуникативные качества исключительно важны, абсолютно недопустимо. Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Разобщенность чувственно-эротического и «нежного» влечений особенно типична для юношей. Отчасти это связано с тем, что бурный темп полового созревания опережает у многих из них развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Кроме того, сказывается влияние традиционного стереотипа «маскулинности», согласно которому мужчина подходит к женщине «с позиции силы». Старшеклассник этой силы в себе не ощущает, а попытки симулировать ее, чтобы быть на уровне стереотипа, только увеличивают его затруднения. Жажда любви нередко сочетается со страхом «потерять себя», «подчиниться» и т.д. Девушкам, которым «сила» не предписана, свободны от этой заботы, зато они вынуждены скрывать увлечения, оберегая свое достоинство и репутацию. Чувства, испытываемые девушками к юношам, тоже не однозначны. Разрешение этих внутриличностных противоречий во многом зависит от того, как складываются взаимоотношения юношей и девушек в более широком кругу. В современном обществе разделение полов выражена менее резко и осуществляется стихийно, самими детьми. Тем не менее, она существует, создавая определенную психологическую дистанцию между ними, преодолеть которую не так просто. Психологическая близость вначале легче достигается с человеком собственного пола, с которым подростка связывает широкий круг общих значимых переживаний, включая и эротические. Это связано, видимо, не только с разницей в темпах созревания, но и с тем, что юноши строже, чем девушки, разграничивают любовь и дружбу. Потребность в дружбе с человеком противоположного пола выражает, в сущности, потребность в любви. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Если в начале юности главным конфидантом обычно бывает друг своего пола, то позже это место занимает любимый или любимая. Сочетание духовного общения с физической близостью допускает, максимальное самораскрытие, на которое только способна личность. Юноша 16—18 лет еще может довольствоваться обществом друзей своего пола. В старшем возрасте отсутствие интимного (разумеется, не только сексуального) контакта с девушкой уже не компенсируется однополой дружбой; больше того, чувствуя, что он отстает в этом отношении от сверстников, юноша иногда становится менее откровенен и с друзьями, замыкается в себе. Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем, начиная с ритуала ухаживания и объяснения в любви и кончая проблемами нравственной самодисциплины и ответственности. Для юношей типична идеализация друзей и самой дружбы. Психологическая близость с друзьями в юности максимальна, от их оценок юноша ждет максимального сходства с его самооценкой (а чаще — превышения). Заметим, что от родителей и одноклассников ждут критических оценок. Это означает, что юношеская дружба призвана выполнять функцию поддержания самоуважения. В дружбе сохраняются и ее подростковые функции. Она остается каналом информации, специфическим видом деятельности и видом эмоциональных контактов. Велика и почти ненасыщаема юношеская потребность в любви. Порой, в ученическом классе она приобретает характер эпидемии — все влюбляются в одного. Психология юношеской группы тесно связана с личностными особенностями ее членов. Значимы половозрастные различия проявления юношеской любви. Так, потребность в интимной дружбе у девочек возникает примерно на два года раньше, девичьи критерии дружбы тоньше, девочки имеют меньше друзей своего пола и возраста, они ориентированы на более взрослых. Дуализм любви и секса проявляется резче у мальчиков. С одной стороны, юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной предельно десексуализированы, с другой — они находятся во власти сильного диффузного эротизма. Для мальчиков характерна фаза так называемой гиперсексуальности (начинается в подростничестве и длится еще два-три года после завершения пубертата). Этот период характеризуется повышенной половой возбудимостью и ростом эротических интересов. Женская сексуальность отличается психологически: соотношение чувственности и нежности иное. Вначале появляется потребность в психологической близости, а на ее основе — эротические чувства. Возможно социальное объяснение этих: различий: в большинстве европейских культур проявление сексуальности у мужчин поощрялось, женщине же отводилась пассивная роль. Согласно Э. Шпрангеру, юношеская любовь сочетает две глубоко отличных по качеству переживаний стороны любви-эротики и сексуальности. Эротика, или эстетическая любовь, представляет собой единение с психическим миром другого человека, чувствование в психические состояния другого. Ее вершиной является «созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, на совместном переживании ценностей». В юношеском возрасте любимый человек идеализируется, становится символом незапятнанности и исключительности. Шпрангер пишет, что источником силы юношеского эроса «...является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен». Сексуальность же проявляется как комплекс психических и телесных переживаний и влечений, сопровождающихся чувственным наслаждением. Первые сексуальные переживания могут сопровождаться стыдом, страхом, даже ужасом, вызванными запрещенностью ощущений. В юношеских увлечениях реализуется очень важное для формирующейся личности чувство принадлежности. Средством культивирования этого чувства является юношеская субкультура, проявляющаяся в собственном сленге, поведенческих манерах, одежде. Важное средство для того, чтобы быть «своим» — мода. Мода для юношей — это средство коммуникации и идентификации, средство приобретения статуса в своей среде, средство самовыражения. Поэтому очень важно просвещать подростков по вопросам любви и секса, готовить их к этой сфере взрослой жизни. И в первую очередь следует воспитывать чувство ответственности за себя и за другого человека, того, к кому подросток испытывает первое чувство любви или половое влечение.

 

(см. ««Возрастная психология», В.С. Мухина,  Москва, 2000г., «Возрастная психология», Л.А. Першина, Москва, 2005г, «Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет)»: Учебное пособие. -5-е изд. И.Ю. Кулагина , Москва: Изд-во УРАО, 1999.)

 

7.Заключение.

Юношеский возраст — не просто   некоторая   фаза  «подготовки к жизни», но и чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой,— во многом зависит от атмосферы, царящей в его школе, и от его собственных отношений с учителями, с родителями, со сверстниками, с противоположным полом. Юношеская личность никогда не бывает однозначной, она всегда противоречива и изменчива. Юношеский возраст признан одним из самых трудных возрастов, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности. В этом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегда способна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнего возбуждения или торможения, ведет к вспыльчивости, апатии и т. п. Изменяется характер отношений со старшими: в них подросток ориентирован на мораль равенства. Довольно часто в этом возрасте происходит временная психологическая автономизация подростка от родителей и педагогов, их влияние на подростка снижается, при усилении влияния сверстников. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где к нему относятся с уважением. У подростка формируется чувство взрослости, которое проявляется через стремление к независимости и самостоятельности, через освоение «взрослых» форм поведения. Таким образом, к числу типичных особенностей юношеского возраста могут быть отнесены: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Юность — промежуточный этап развития человека между детством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формирования мировоззрения, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     8.Использованная литература.

 

  1. «Психология старшеклассника», И.С. Кон, Москва «Просвещение», 1994г.,

 

  1. «Психология развития человека», Е.Е Сапогова, Москва, 2005г.

 

  1. «Психология эмоций», К.Е. Изард, СПб.: Питер 2000г.

 

 

  1. «Возрастная психология», В.С. Мухина,  Москва, 2000г.

 

  1. «Возрастная психология», Л.А. Першина, Москва, 2005г.

 

 

  1. «Психология старшеклассника», И.С. Кон, Москва «Просвещение», 1980г.

 

  1. «Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет)»: Учебное пособие. -5-е изд. И.Ю. Кулагина , Москва: Изд-во УРАО, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Оглавление

 

  1. Введение – стр.3-4

 

  1. Особенности общения и эмоциональной жизни в юношеском возрасте – стр.4-8

 

  1. Стремление к автономии во взаимоотношениях с родителями – стр.8-10

 

  1. Изменение во взаимоотношениях с учителями – стр.10-12

 

  1. Особенности во взаимоотношениях со сверстниками – стр.12-16

 

 

  1. Дружба и любовь в юношеском возрасте – стр.16-22

 

  1. Заключение – стр.22-23

 

 

  1. Использованная литература – стр.24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


---

Информация о работе Особенности общения в юношеском возрасте