Особенности общения ребенка дошкольного возраста со сверстником

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:48, контрольная работа

Описание работы

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит:
1) насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным;
2) в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

Работа содержит 1 файл

особенности общения дошкольников со свенрстниками.doc

— 27.50 Кб (Скачать)

Вопрос.

Особенности общения ребенка  дошкольного возраста со сверстником. 

     Общение в группе сверстников существенно  отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит:

1) насколько  ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным;

2) в  какой мере он усваивает нормы  отношений со сверстниками.

     Контакты  со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах  с другими детьми отсутствуют  жесткие нормы, правила, которые необходимо соблюдать, общаясь со взрослыми.

     В общении со сверстниками дети более  раскованы, говорят неожиданные  слова, передразнивают друг друга. В  контактах преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку  значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Общаясь со сверстниками, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, сравнивает других с собой.

     На  протяжении раннего и дошкольного возраста развиваются 3 формы общения со сверстниками:

1) эмоционально-практическая (складывается к 2-3-м годам), которая  побуждает проявлять инициативу, влияет на расширение спектра  эмоциональных переживаний;

2) ситуативно-деловая (4-6 лет), которая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, творчества;

3) внеситуативно-деловая  (6-7 лет), которая формирует умение  видеть в партнере по общению  самоценную личность, умение понимать  его мысли, переживания, уточняет представления о себе.

     Рассмотрим  формы общения со сверстниками, характерные  для дошкольного возраста.

Ситуативно-деловая  форма общения.

     На 4-м году жизни все большее место  в общении занимает речь. В 4 года потребность общения со сверстником выдвигается на одно из первых мест. Это связано с тем, что бурно развивается сюжетно-ролевая игра и другие виды деятельности. Эти деятельности приобретают коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовывая свои действия для достижения цели. Это и составляет главное содержание потребности в общении со сверстниками. Стремление действовать совместно сильно выражено, поэтому дети могут идти на компромисс, уступая друг другу игрушку или наиболее привлекательную роль. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность. На 5-м году жизни дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признать собственные достижения, замечают неуда других детей, пытаются скрыть свои промахи. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. В то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью.

     Содержание  потребности в  общении со сверстником составляет: стремление к признанию и уважению.

     Дети  используют разнообразные средства общения.

     Речь  остается ситуативной (т.е. ситуация определяет содержание общения).

Внеситуативно-деловая  форма общения.

     Данная  форма наблюдается довольно редко, у небольшого числа детей 6-7 лет. Но у старших дошкольников четко  намечается тенденция к ее развитию. Усложняющаяся игровая деятельность ставит детей перед необходимостью договориться и заранее спланировать свою деятельность. Складывается устойчивый образ сверстника. Поэтому возникает привязанность, дружба. Происходит формирование готовности помогать другим детям. Дети беседуют на познавательные и личностные темы. К 6 годам число конфликтов снижается. Ребенку становится важнее играть вместе, чем утвердиться в глазах сверстника.

     Основная  потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству, которая приобретает внеситуативный характер (т.е. содержание общения не зависит от конкретной ситуации).

     Главным средством общения со сверстников становится речь.

Информация о работе Особенности общения ребенка дошкольного возраста со сверстником