Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 21:14, реферат
Жесты, мимика, интонации - важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читал" ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация.
Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
улыбка без подъема нижних век — неискренность;
улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.
Взгляд и глаза
Откровенно говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.
Людей обычно выдают:
какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
усиленное моргание — возбуждение, обман.
Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.
В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.
Человек, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.
Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:
отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
взгляд сбоку — недоверие;
взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.
Поза и ее детали
Значительную информацию
о внутреннем настрое человека дает
статическое положение его
Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше контролируют свое лицо, чем тело, нередко вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.
Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:
руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
стояние, опираясь руками о стол или стул — ощущение неполноты контакта с партнером;
руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
не скрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
наклон головы вниз — отрицательное отношение;
легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент, чтобы либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
положение (сидя или стоя) с ногами, ориентированными на выход — явное желание прекратить разговор и уйти;
частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
поддерживание головы ладонью — скука;
пальцы, сжатые в кулак, расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.
Жесты и телодвижения
«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест свидетельствует о черте его характера. Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:
активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.
При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:
демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;
сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;
поглаживание подбородка — момент принятия решения;
суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, дотрагивание до частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;
пощипывание ладони — готовность к агрессии;
покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;
всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;
собирание ворсинок с одежды — жест неодобрения;
оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;
снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;
слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;
наклон головы набок — пробуждение интереса;
быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;
постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;
явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо — ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).
И последний совет на сегодня: ведите себя естественно, сообразно своим привычкам и типу личности. Не стоит пытаться радикально менять язык тела. Ведь язык тела воспринимается подсознанием собеседника, которое очень чутко к неискренности и обязательно забьет тревогу. Все жесты должны быть вам комфортны. А для этого требуется тренировка дома у зеркала! Примеряйте новые позитивные жесты как новую одежду, снимайте и выкидывайте в помойку негативные привычные жесты. Обновите свой гардероб языка тела, чтобы добиваться успеха в общении с людьми!