Особенности невербального общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:14, доклад

Описание работы

В настоящее время на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме общения. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального компонента.
Мы очень часто обращаемся к невербальному способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкивает нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как нашу реакцию на окружающих, так и их отношение к нам.

Работа содержит 1 файл

ЭТИКА ПРЕДПРИНЕМАТЕЛЬСТВА.docx

— 20.43 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА 
 
 
 

ДОКЛАД

 на  тему: «Особенности невербального общения» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               студента 1 курса

                                               специальности (направление)

                                               экономика

                                               заочная форма обучения,

                                               группа

                                               Массарова И. Р.

                                               Проверил:

                                               ст. преп. Бутакова Н. В. 
 
 

Тюмень 2011 

Регистрационный номер                                                                                                     Дата

________________                                                                                                       _______________201_ 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________201_

 

     В настоящее время  на страницах психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется  проблеме общения. Одним из аспектов данной проблемы является изучение невербального  компонента.

     Мы  очень часто обращаемся к невербальному  способу передачи информации, общаясь  с друзьями, родственниками, деловыми партнерами и с теми, с кем лишь на мгновение  сталкивает нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как  нашу реакцию на окружающих, так и их отношение к нам [2] .

     Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, т.е. понять язык невербального (несловесного) общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу [3].

     Деловое общение прежде всего следует рассматривать как средство коммуникации, т. е. обмен значимой информацией для участников общения. В этой связи необходимо учитывать, что на ряду с вербальными (словесными) большую роль играет невербальные (несловесные) средства общения.

     Количество  и качество невербальных сигналов зависит  от возраста человека (у детей невербальные проявления читаются легче, чем у  взрослых), пола, темперамента, национальности, социального статуса. Особенности невербального языка состоят в том, что его проявление обусловлено работай нашего подсознания. Отсутствие возможности подделывать импульсы подсознания позволяет нам доверять невербальному языку больше, чем вербальному.

     С одной стороны, во время деловых  встреч, бесед, переговоров необходимо контролировать собственные невербальные компоненты общения, с другой – уметь правильно «прочитывать» реакцию партнеров, что иногда позволяет более точно определить их позицию.

     Традиционно к невербальным средствам общения  относят все движения тела, интонации  голоса, тактильное воздействие и  др. Невербальная коммуникация проявляется еще до начала речевого общения. Изучение документальных фильмов, интервью, бесед разного рода, видеозаписей четко показали, что невербальные компоненты коммуникации начинают развертываться раньше, чем люди начинают говорить друг с другом. Сначала люди занимают подходящую дистанцию для беседы и поворачиваются друг к другу. Так они сигнализируют о готовности к диалогу. Одновременно партнеры считывают с поз и с выражения лица друг друга важную информацию о настроенности к общению, степени расположенности к беседе.

     Наиболее  значимыми являются зрительно воспринимаемые движения собеседника. К ним относятся  мимика, жесты. Взгляд, походка.

     Жесты. В беседе мы часто сопровождаем свою речь действиями, в которых главную роль играют руки.

     Жесты информативны. В деловом общении  наиболее часто встреаются следующие нижеприведенные виды жестов.

     Жесты открытости (расстегнутый пиджак);

     Жесты закрытости (скрещенные на груди руки);

     Жесты уверенности (гордая прямая поза);

     Жесты нервозности (покашливание, курение, рука прикрывает рот);

     Жесты неуверенности (переплетенные пальцы рук, грызет ручку);

     Жесты скуки (постукивание по столу рукой  или по полу ногой, голова лежит на ладонях, глаза полузакрыты).

     Мимика. Особая роль при передаче деловой информации отводиться мимике – движениям мышц лица. Мимика тесно связана с эмоциями, помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит.

     Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт  между собеседниками. Выражение  лица очень сильно зависит от движения губ. Плотно сжатые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные «говорят»  о мягкости и открытости.

     Особая  роль в мимике принадлежит улыбке. Улыбка – своеобразный символ дружелюбия, открытости, искренности. Но она может  быть ироничной, снисходительной, принудительной, и в этих случаях она имеет  уже другой эффект.

     С мимикой очень тесно связан взгляд, который является важным несловесным средством общения. Взгляд может быть колючим, жестким, дробным, радостным, ласковым, застывшим и т. п.

     Визуальный  контакт свидетельствует о расположенности  к общению.

     Поза  человека. Определенную информацию несет поза человека, т. е. положение человеческого тела. От умения правильно держаться и двигаться зависит в значительной степени наш внешний вид, т. к. наша манера сидеть, стоять, ходить является дополнительным источником информации.

     Психологи утверждают, что по тому, как человек  располагает свое тело по отношению  к собеседнику, можно говорить либо о закрытости, либо о расположенности  к общению.

     Закрытые  позы – человек пытается закрыть  переднюю часть своего тела и занять как можно меньше места в пространстве. Воспринимают такие позы как знак недоверия, несогласия, желания противостоять, критиковать.

     Открытые  позы – человек раскрывает руки ладонями вверх и т. п. Такие позы трактуются как позы доверия, доброжелательности, согласия.

     Голос. Голос является выразительным наших чувств. Он может многое сказать о человеке. Собеседники отмечают высоту, громкость, тембр голоса, силу ударения. Важны так же психофизиологические проявления, связанные с голосом: плачь, кашель, смех и т. п.

     Таким голосом разговаривают робкие, застенчивые, не уверенные в себе люди; очень  громкая речь может восприниматься как резкая, агрессивная. Энтузиазм, радость обычно передаются высоким  голосом.

     Важность  интонации в общении можно  объяснить тем, что она формирует  общение, т. е. ту атмосферу, которая  делает общение наслаждением, либо пыткой.

     Таким образом, нужно уметь не только слушать  слова, но и слышать интонационный  строй речи, где выражаются наши чувства, волевые устремления, иногда вопреки словам.

     Прикосновения – рукопожатия, похлопывания, поцелуи.

     Прикосновение – знак, который выражает чувства  к партнеру по общению. Грубые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие контакты сигнализируют о  доверии и симпатии к собеседнику.

     Дистанции в общении. Знание дистанции позволяет прогнозировать реакцию другого человека в процессе контакта:

     Интимная зона (до 50 см.) допускает лишь близких и хорошо знакомых людей. Для нее характерна доверительность, негромкий голос. Нарушение границ данной зоны воспринимают как покушение на личную неприкосновенность;

     Личная  или персональная зона (50-120 см.) служит для беседы с друзьями или коллегами, данная зона предполагает визуально-зрительный контакт между собеседниками;

     Социальная  зона (120-400 см.)создается во время встреч в кабинетах или других служебных помещениях с малознакомыми людьми;

     Публичная зона свыше (400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге [1]. 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 

  1. Беспалова Ю. М. Деловая этика и деловой  этикет. Тюмень: ТюмГУ, 2007.
  2. tud24.ru/psychology/neverbalnoe-obshhenie/10503-25635-page1.htm
  3. http://obsheniedel.ru/otvety-na-ekzamen-po-delovomu-obshheniyu-neverbalnoe-obshhenie-nacionalnye-osobennosti.html

Информация о работе Особенности невербального общения