Особенности личностного развития социально и педагогически запущенных дошкольников из неблагополучных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной.
В том, что родительский дом испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребёнка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству.

Содержание

Введение
Глава 1. Социализация детей из неблагополучных семей как социально и психолого-педагогическая проблема.
1.1. Социализация личности ребенка – дошкольника. (сущность процесса социализации, специфика социализации ребенка, взаимодействие ДОУ и семьи как условие полноценной социализации ребенка дошкольного возраста).
1.2. Феномен социально-педагогической запущенности.
Глава 2. Становление личности в нарушенном дошкольном детстве.
2.1. Новообразование дошкольного возраста.
2.2. Нарушение поведения из-за отсутствия культурных навыков.
2.3. Сюжетно-ролевая игра как воспитание нравственности у социально запущенных дошкольников.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию 2.docx

— 49.35 Кб (Скачать)

     Результатом издержек материнского воспитания в  неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве.

     В полной семье эмоциональный фон  создает мать. Она поддерживает благоприятную  семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет  функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую  волю, мешают сыновьям Стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под  влиянием матери. Если мать с раннего  детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его  самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А, воспитывая в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни.

     Одна  из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. Мать хочет уделить сыну больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или  смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и  желаниями. Сотворив из сына подобие  маленького божества, она обрушивает на него такую лавину забот и перестраховочных мер, что ребенок с детства  отучается и отлучается от самостоятельности  и инициативы, боится без мамы сделать  лишний шаг. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение сына, невольно передается ему, и мальчик  становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у сына в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит  общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает.

     Материнская гиперопека может привести к еще одному очень серьезному психологическому осложнению во взаимоотношениях между матерью и сыном. Дело в том, что любая деспотическая любовь требует ответных проявлений: слов, ласк, клятв. Любовь матери к сыну не является исключением. Сознательно или подсознательно она ждет от ребенка платы за свое жертвенное чувство. Пока сын маленький, он старается отвечать матери послушанием, сыновними ласками, благодарными словами, жестами и взглядами. Взрослея, он начинает тяготиться безудержной, безграничной материнской любовью, потому что у него появляются другие привязанности. Мать этого не понимает и продолжает ждать или даже требовать от сына проявлений любви «через силу», помимо его желания.

     Сын, чтобы не обидеть мать, отвечает на ее любовь по необходимости или  по привычке, что неизбежно ведет  к блокированию, задержке отрицательных  чувств, эмоций и настроений — к  состоянию фрустрации. Разрядка фрустрационного состояния нередко происходит в виде конфликта, во время которого сын высказывает в адрес матери упреки, обиды и даже оскорбления. Это повергает ее в шок, приводит к истерике. Обе стороны со временем начинают испытывать по отношению друг к другу эмоциональное отчуждение, зачастую переходящее в открытую ненависть и вражду. Такова плата за безграничную материнскую любовь.

     Бывает  и так, что мать решает «слепить»  из сына идеального (по ее представлениям) мужчину. Она разрабатывает для  него непосильную программу действий, в которую входят занятия и  музыкой, и языком, и фигурным катанием, и танцами. Интересы, желания и  возможности ребенка при этом не учитываются. Иногда у него просто не хватает сил для осуществления  ее программы, и тогда может наступить  нервный срыв.

     Нередко любовный деспотизм матери («мой, только мой») приводит к деспотической власти сына над матерью. Уже в раннем детстве он начинает эксплуатировать  ее в личных корыстных целях, используя  и материнскую любовь, и страхи, и самопожертвование. Подобный стиль  отношений он по привычке переносит  и на других людей: родственников, знакомых, сверстников, из-за чего постоянно конфликтует  с ними. Получая отпор со стороны  тех, кто не желает подчиняться его  капризам, сын еще больше подавляет  мать своими требованиями и неуемными  желаниями. Так он привыкает потреблять, ничего не предлагая взамен, становится эмоционально холодным и жестоким по отношению и к другим людям, и  к матери [21,128].

     Исследования, проведенные психологами и врачами, показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую  испытывает в процессе или в результате развода мама. Ученые полагают, что это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства вины за распад семьи. У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость [5,52].

     Одинокие  родители (часто матери) выбирают определенные стратегии воспитания:

  1. Гиперопека – это тот случай, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место. Утрированные любовь и забота принимают чрезмерные формы и оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками психического развития детей, формируют заниженную самооценку, подавляют их самостоятельность.
  2. Отстраненность матери от собственного воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке («чтоб не был хуже, чем другие»). Впоследствии такой ребенок начинает требовать все больше, но, поскольку мать уже не в силах выполнять возрастающее запросы, возникают конфликты.
  3. Запрещение контактов с отцом, вплоть до настойчивого «искоренения» унаследованных от него качеств. Некоторые женщины при этом пытаются воспитать у дочерей в целом отрицательное отношение к мужчинам.
  4. Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения, когда на ребенке вымещается боль за собственные беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват развитием у ребенка невроза.
  5. Стремление матери сделать ребенка «образцовым, не смотря на то, что у него нет отца». Мать выступает в роли домашнего надзирателя, в такой ситуации ребенок становится пассивным или начинает «бунтовать», нередко переносит центр интересов и жизни на улицу.
  6. Практическая отстраненность матери от ухода за ребенком. Причины такого поведения различны: начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, недоброжелательного отношения к ребенку, вплоть до крайних случаев – алкоголизма, беспорядочности в сексуальных отношениях и других форм социального поведения матери [13,12-13].

     В рассматриваемой нами проблеме детей  из неполных семей, воспитывающихся  в условиях круглосуточной группы детского сада, чаще встречается последняя  стратегия воспитания. Кроме того, существует и такая проблема, как совмещение одиноким родителем профессиональной и родительских ролей. В тех случаях, когда одинокая мать не получает помощи по уходу за ребенком и воспитанию со стороны родственников, ей крайне трудно работать в режиме полной занятости. В неполных семьях, по этой причине остро стоит проблема надзора за детьми, которая усугубляется стремлением женщины сохранить необходимый для достойного существования уровень материальной обеспеченности, общение с ребенком заметно сокращается. Для успешного совмещение ролей женщина вынуждена отдавать ребенка в воспитательные учреждения, даже круглосуточного пребывания.

     Таким образом, рассмотрение данных ситуаций, показывает, что все они в психологическом  плане являются принципиально различными.

     В выделенных ситуациях различные  стратегии своеобразно сочетаются между собой. В каждой из них реализуется  не какая-то одна стратегия, а весьма специфичный комплекс, сочетающий между  собой различные факторы.

     Только  при уверенности ребенка в  родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать  нравственное поведение, только любовь способна научить любви. При этом данная «аксиома» касается не только полной, но и неполной семьи. Причем в неполной семье один родитель необязательно  должен стремиться восполнить любовь отсутствующего родителя. Любовь «за  двоих» не всегда приносит свои плоды. Глубокий постоянный психологический  контакт с ребенком — это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, в  любом типе семьи, так как контакт  необходим в воспитании каждого  ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность  почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Однако личностные качества ребенку  не просто «сообщаются» или «прививаются»  извне. Он не пассивный объект внешних  воздействий. Специфические человеческие свойства, личностные качества формируются  лишь в процессе взаимодействия ребенка  со средой, в процессе его собственной  активной деятельности. Исключительно  велика роль общения в формировании личности ребенка. В процессе общения  складываются определенные личностные взаимоотношения. От характера отношений  ребенка с окружающими во многом зависит, какие именно личностные качества у него сформируются.

     Установлено, что чем меньше ласки, тепла и  заботы получает ребенок, тем медленнее  он созревает как личность, тем  более склонен он к пассивности  и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер. М.И. Лисина проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда — при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни[10,85].

     Таким образом, роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей (в данном случае отца) приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению  процесса поло-ролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь, как мальчика, так и девочки.

     Таковы  психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для  всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет и свои, только ей присущие черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений  на процесс психического развития и  личностного становления ребенка.

    1. Феномен социально-педагогической запущенности.

Социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которая проявляется  в  несформированности у него свойств субъектов деятельности, общения, самосознания и концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок: с одной стороны он должен обладать недетской социальной активностью, с другой стороны воспитательное окружение сдерживает его.

Социальная запущенность формируется под влиянием соответствующего фактора, который, преломляясь в  конкретной ситуации развития ребенка, вызывает определенные деформации его  личности. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных  качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными  ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности как определенному  уровню развития социально значимых свойств и качеств личности, становясь  тем самым основой трудовоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка.

Педагогическая  запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной  работы, следствием которых является несформированность ребенка как  субъекта учебно-познавательной, игровой  и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка  и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе.

Информация о работе Особенности личностного развития социально и педагогически запущенных дошкольников из неблагополучных семей