Особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение особенностей и возможностей развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста;
- определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
- провести экспериментальную работу по выявлению влияния творческого воображения детей дошкольного возраста;
- разработать рекомендации по развитию творческого воображения детей
дошкольного возраста.

Работа содержит 1 файл

Творческий процесс немыслим без воображения.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 В 6-7 лет воображение  носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и  специфичностью.  Появляются элементы творчества.

   Психологи считают,  что для развития воображения  необходимо наличие определенных  условий: эмоциональное общение с взрослым;

 предметно-манипулятивная  деятельность; необходимость разных  видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды воображения  и способы создания творческих  образов.

  Существуют несколько  классификаций видов изображения,  каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

  По признаку активности  различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения), и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

  В зависимости  от самостоятельности и оригинальности  образов воображение бывает воссоздающим и творческим.

  Воссоздающее  воображение –это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении.  Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

  Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

  Образы творческого  воображения создаются посредством  различных приемов, методов. Преобразование  материала в воображении подчиняется  определенным законам, выражающим  его особенность. Для воображения  характерны определенные процессы, которые включают элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации.

 

   Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер.

   Комбинирование –прием воображении, представляющий собой подбор и соединение определенных черт явлений и предметов. Это не просто механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

   Акцентирование – существенный способ создания творческих образов, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение.

   Определенное  значение в деятельности воображения  имеет и прием  реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.

   Имеется способ  – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей.

   Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей.

   Механизмом функционирования  воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

   Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.   

   Прием замещения – это замена одних элементов другими.

   Прием аналогии – его сущность в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

 

 

 

 Определяя особенность  воображения, связанную с данными  приемами действительности следует  подчеркнуть, что все они, так  или иначе, протекают не только  в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.

   Конечный источник  операций воображения – предметно-практическая  деятельность, служащая фундаментом  для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.   Механизм  творческого воображения.

    Базой воображения всегда являются восприятия, представляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого.

   На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.

   Таким образом,  продукты воображения в своем  развитии описали круг. Элементы,  из которых они построены, были  взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подвергались сложной переработке и превратились в продукты воображения.

   Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной  силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольника.

   Специфическое значение детской изобразительной деятельности для расширения и обогащения опыта ребенка отмечают многие авторы. Так, весь процесс овладения изобразительной деятельностью В.С. Мухина рассматривает как единство закрепления новых образов и разрушение прежних под влиянием усвоения общественно выработанных образцов изобразительной деятельности.

    По мнению А. В. Запорожца,  изобразительная деятельность, подобна  игре, позволяет более глубоко  осмыслить интересующие ребенка  сюжеты. Однако еще более важно,  что по мере овладения изобразительной  деятельностью  у ребенка создается  внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве.

        

 


Информация о работе Особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей дошкольного возраста