Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа
Цель: выявить специфику детско-родительских отношений детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования - детско-родительские отношения.
Предмет исследования – особенности детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза: оптимизация детско-родительских отношений в семьях детей дошкольного возраста с нарушениями слуха возможно при условии положительных межличностных отношений и коррекции детско-родительских отношений.
Введение
Глава 1 Вопросы детско-родительских отношений в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психологии……………...5
1.2. Характеристика детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями слуха……………………………………………………………………….12
1.3. Детско-родительские-отношения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха………………………………………………………17
Глава 2 Содержание и характеристика диагностической и коррекционной программ………………………………………………………………………….23
2.1. Диагностическая программа……………………………………………….23
2.2. Коррекционная программа…………………………………………………33
Глава 3 Анализ результатов полученных данных диагностической программы по выявлению детско-родительских отношений в семьях с детьми с нарушениями слуха……………………………………………………………….68
3.1. Анализ полученных данных………………………………………………..68
Заключение
Список литературы
Приложения
Задержка формирования предметной и игровой деятельности, недостаточный опыт использования многообразных вспомогательных предметов и орудий, отсутствие или недоразвитие речи и речевого общения отражаются и на развитии наглядного мышления у детей с нарушениями слуха (А. А. Катаева, Ж. И. Шиф, Т. И. Обухова, Н. В. Яшкова). Дошкольники с нарушениями слуха прибегают к многократным пробам, фиксируя внимание при выполнении практических заданий в основном на цели, а не на способах ее достижения. Дети старше четырех лет при выполнении заданий начинают использовать зрительное примеривание, но при выполнении сложных заданий они тоже нередко прибегают к пробам, т. е. у них отмечается сочетание элементов внешнего ориентировочного действия со зрительным перцептивным действием. Лишь некоторые дети старше пяти лет действуют на уровне зрительного соотнесения, при котором у них наблюдается свернутая ориентировка, в то время как у слышащих дошкольников она появляется значительно раньше и становится основным способом выполнения заданий.[42] Развитие мышления у глухих детей идет в том же направлении, что и у слышащих: развиваются возможности практического анализа, сравнения, синтеза. Однако более сложные процессы, требующие высокого уровня обобщения и синтезирования целого, развиваются медленнее. Вместе с тем участие детей в практической деятельности, ориентирование в окружающем мире, осмысление назначения различных предметов, понимание некоторых явлений, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, способствуют возможности осуществлять практический анализ, синтез, наглядное обобщение.[41]
Систематическая работа по умственному воспитанию, тесно связанная с развитием различных сторон и функций речи, является важнейшим условием развития наглядных форм и словесного мышления, сглаживания различий в познавательной деятельности между детьми с нарушениями слуха и их слышащими сверстниками. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития эмоций и чувств слышащих детей, однако имеет и свою специфику. Недостаток звуковых раздражений ставит ребенка в ситуацию «релятивной сенсорной изоляции», не только задерживая его психическое развитие, но обедняя его мир и эмоционально. Несмотря на то, что у глухих дошкольников наблюдаются те же эмоциональные проявления, что и у их слышащих сверстников, по общему количеству выражаемых эмоциональных состояний глухие дети уступают слышащим.
Установлено,
что относительная бедность эмоциональных
проявлений у глухих дошкольников лишь
частично обусловлена нарушением слуха
и непосредственно зависит от
характера общения со взрослыми.
Поведение родителей, особенно неумение
взрослых слышащих людей вызвать глухих
дошкольников на эмоциональное общение,
влияет на эмоциональную сферу детей.
Поданным В. Петшака, глухие дети, имеющие
неслышащих родителей, демонстрируют
более высокий уровень эмоциональных
проявлений, чем глухие дети слышащих
родителей. По опознанию эмоций глухие
дети существенно уступают слышащим.
1.3.
Детско-родительские отношения
Появление в семье слабослышащего или глухого ребёнка является тяжёлым испытанием для родителей. Это оказывает влияние не только на их эмоциональное состояние, но и на родительские установки и поведение.
Ситуация осложняется нежеланием родителей утратить защитный статус инвалида, дабы не лишиться льгот и выплат, что способствует формированию своеобразного отношения к недугу ребёнка. Вид и тяжесть детской патологии, безусловно, влияют на характер и качество этого отношения.
Участие социальных работников в исследовании детско-родительских отношений в диспансерной группе детского сурдологического центра помогает в работе с родителями.
Целью
такой работы является смягчение
негативного эмоционального опыта,
связанного с тяжестью патологии
ребёнка, уменьшение излишней концентрации
внимания на инвалидности, изменение
отношения к ребёнку в процессе
активного участия в
Воспитательные стратегии могут строиться на различных подходах к развитию, воспитанию и обучению ребенка. Стратегия выбирается исходя из той цели, которую преследуют родители, воспитывая своего глухого ребенка.
Для
формирования гармоничной личности,
развития у ребенка адекватной самооценки,
необходимой при установлении правильных
взаимоотношений с окружающими
людьми, рядом с ребенком должен
находиться любящий и понимающий
его взрослый человек. Э. Эриксон
считает наличие в младенчестве
тесного и эмоционально насыщенного
контакта с матерью основой развития
у ребенка самостоятельности, уверенности
в себе, независимости и в то
же время теплого, доверительного отношения
к другим людям. В этот период ребенок
должен приобрести чувство доверия
к окружающему миру, что становится
основой формирования позитивного
самоощущения. В первой фазе развития
ребенка на передний план выступает
эмоциональная сфера во взаимоотношениях
родителей и ребенка. Для правильного
эмоционально-социального
В семьях, где у детей есть какие-то нарушения в психофизическом развитии, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Реакция родителей на рождение ребенка с особенностями психофизического развития в рамках научного исследования сравнивается с реакцией на смерть, так как в обоих случаях нет такого решения, которое исправило бы ситуацию, а единственно возможное решение состоит в принятии неотвратимого.
Рождение
ребенка с отклонением в
Как
видим, в группе родителей детей
с нарушениями слуха можно
выделить две категории: родители с
нормальным слухом и родители, также
страдающие нарушением слуховой функции.
Вторая группа родителей, согласно исследованиям,
не испытывает особых переживаний в
силу идентификации нарушений
Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей. Вообще, по оценкам специалистов, анализ жалоб родителей, включающих переживания по поводу основного дефекта ребенка, раскрывает характер и глубину травматизации их личности - и здесь психолого-педагогическая работа с семьёй важна как никогда. Именно поэтому психолого-педагогической консультирование и работа в данном направлении с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением слуха является важнейшим и актуальным аспектом в современной сурдопедагогике. При формировании личности ребенка с отклонениями в развитии, в том числе и детей с нарушениями слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями во многом зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. Однако в семьях, где у детей имеются какие-либо нарушения в психофизическом развитии, часто возникает специфическая ситуация. Наличие такого ребенка в семье является тяжелым испытанием для родителей, и не только материальным, но, прежде всего, моральным. А.С. Спиваковской было установлено, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями психофизического развития, имеют свою специфику. Они отличаются неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях с нормальными детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, т.е. адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка. Как указывает Л.И. Солнцева, родители детей с проблемами в развитии, замыкаясь в своем горе, часто отчуждаются от окружающих, становятся очень ранимыми и чувствительными даже к самой легкой критике в адрес своего ребенка. Работа с такими родителями требует от учителя особого такта. У других родителей может возникнуть комплекс вины по отношению к собственному ребенку, имеющему психофизическое отклонение в развитии. На этой основе формируется определенный стиль родительского отношения – гиперопека. Такие родители ограждают ребенка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребенка (эгоизм, эгоцентрические установки). Еще один тип родительского отношения к детям с проблемами в развитии – неприятие ребенка (открытое или скрытое). Это приводит к невротическим реакциям слабослышащего ребенка, отягощая тем самым имеющийся у него психофизический дефект. Таких родителей нужно убеждать в том, что необходимым условием эффективного продвижения ребенка в развитии является их любовь, ласка и внимание к нему. Наиболее продуктивным стилем родительского отношения к ребенку с отклонениями в развитии является стиль, когда родители принимают своего ребенка таким, какой он есть. Родители объективно его оценивают, не завышая и не занижая требований к нему. Это способствует формированию у ребенка с нарушением слуха адекватной самооценки, личностных установок и прогнозов на будущее.[32]
Таким
образом, взаимоотношения ребенка,
имеющего нарушения слуха, с родителями,
родительская позиция по отношению
к нему оказывают существенное влияние
на развитие личности ребенка. В этой
связи огромное значение приобретает
целенаправленная работа педагога по
оптимизации отношений
Фазы психологического осознания:
-
Растерянность, страх, чувство
собственной неполноценности.
-
Отрицание поставленного
- Угрызение совести, обида - Почему именно мой?
-
Самостоятельное, сознательное
У
глухих детей глухих родителей в
семье более благополучная
Таким
образом, семья как социальный институт
воспитания занимает одно из важнейших
мест в процессе формирования и развития
личности любого ребенка, в том числе и
с нарушением слуха. Взаимоотношение ребенка,
имеющего нарушение слуха, с родителями,
родительская позиция по отношению к нему
оказывают существенное влияние на развитие
личности ребенка. Долговременная деформация,
искажение отношения к ребенку со стороны
одного или обоих родителей становится
фактором риска, способным привести к
нарушениям в развитии его личности. Целенаправленная
работа по психологической коррекции
отношений родителей и детей может стать
важным средством воздействия на развитие
личности детей, имеющих нарушения слуха.
В работе с семьей учитель ставит своими
задачами педагогическое просвещение
родителей, повышение их педагогической
культуры, а главное – целенаправленное
стремление вызвать у родителей интерес
к своему ребенку, помочь в формировании
правильного подхода к нему, способствовать
с позиции интересов ребенка нормализации
отношений в семье, если там заметно неблагополучие.
Прикасаясь к деликатной сфере семейных
отношений, учитель главную ставку делает
на индивидуальную работу с родителями
детей, имеющих нарушения слуха. В то же
время большие возможности содержатся
в различных формах фронтальной работы
с родителями как слабослышащих детей,
так и нормально слышащих (совместные
родительские собрания и конференции,
подготовка и проведение школьных праздников).
Совместная деятельность будет способствовать
лучшему взаимному узнаванию учителя
и родителей, взаимопониманию, объединению
их усилий в интересах детей, формировать
чувство сопричастности родителей к воспитательным
заботам школы. Кроме того, необходимо
искать нетрадиционные подходы к работе
с родителями слышащих и слабослышащих
детей.
Информация о работе Особенности детско родительский отношений у дошкольников с нарушениями слуха