Основы социального прогнозирования, методы и принципы действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Общественные преобразования последнего времени в нашей стране актуализировали проблему прогностических исследований в социальной сфере.
Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Прогнозирование занимает здесь особо важное место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.
Сейчас перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом; уточнить соотношение объективных процессов, с одной стороны, человеческого воздействия на них - с другой. От этого зависит концептуальное видение будущего, его прогнозирование: или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. Возникновение социального прогнозирования…………………………4
2. Основы социального прогнозирования………………………………….5
3. Методы социального прогнозирования………………………………….8
4. Принципы действия и условия надежности социального прогнозирования…………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………..12
Список использованной литературы……………………………………….13

Работа содержит 1 файл

Методы социального прогнозирования.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта  может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные  модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. По мнению Е.И.Холостовой, «экспертиза есть исследование трудноформализуемой задачи, которое осуществляется путем формирования мнения (подготовки заключения) специалиста, способного восполнить недостаток или несистемность информации по исследуемому вопросу своими знаниями, интуицией, опытом решения сходных задач и опорой на «здравый смысл».[7, с.488]

Существуют такие  сферы социальной жизни, в которых  невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая  и достаточная информация о прошлом.

При экспертной оценке состояния либо отдельной социальной сферы, либо ее составляющего элемента, либо ее компонентов учитывается ряд обязательных положений, методических требований. Прежде всего - оценка исходной ситуации:

- факторы, предопределяющие  неудовлетворительное состояние;

- направления, тенденции,  наиболее характерные для данного  состояния ситуации;

- особенности, специфика  развития наиболее важных составных;

- наиболее характерные  формы работы, средства, с помощью  которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций и служб, которые осуществляют эту деятельность. Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

- определяется круг  экспертов;

- выявляются проблемы;

- намечается план  и время действий;

- разрабатываются критерии для экспертных оценок;

- обозначаются формы  и способы, в которых будут  выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый  стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Итак, социальное прогнозирование  опирается на различные методы исследования, основными из которых являются экстраполяция, моделирование и экспертиза. 
 

4. Принципы действия  и условия надежности  социального прогнозирования

Эффективность и  надежность прогнозов предопределяется многими факторами, в том числе и соблюдением основных принципов подхода и самого процесса исследования.

К числу важнейших  из них относятся:

- выбор основных  факторов и элементов данной  системы, определение их роли  и значимости в социальной  сфере;

- выявление на  основе анализа основных тенденций развития исследуемых процессов (безработицы, социальной защиты и т.д.);

- экстраполяция этих  тенденций на будущее;

- синтез этих будущих  траекторий в настоящих социальных  процессах;

- интеграция с  прогнозами в других сферах  общественной деятельности;

- составление комплексного  многоуровневого прогноза как  в целом, так и по отдельным  процессам и направлениям;

- непрерывная корректировка  прогнозов.

К числу основных условий надежности прогнозов следует  отнести:

а) глубину и объективность  анализа;

б) знание конкретных условий;

в) оперативность, компетентность и быстроту в проведении и обработке  материалов.

Особое значение в социальном прогнозировании имеет  информация, банк данных статистического  материала.

В теоретико-методологическом отношении необходимо учитывать ряд важнейших положений:

- восприятие социальных  процессов как объективной реальности;

- использование целостного, системного подхода к исследованию;

- исторический детерминизм,  т.е. признание следственно-причинных  обусловленностей данных процессов.  
 

Заключение

Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Человечество, имея прогнозы, сознательно  ищет и находит пути к выходу. Сначала - охота и собирание, потом - переход к земледелию и скотоводству, от кочевого до оседлого образа жизни, от сел до городских поселений; освоения ресурсов Мирового океана и т.д. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще полученной любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений.

Одним из важнейших  видов прогнозирования является социальное прогнозирование - это предвидение  тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов, общественных явлений, процессов. Объектом социального прогнозирования могут быть все социальные системы, все явления, протекающие в обществе. По мнению Ж.П.Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и видов наиболее приемлемого, оптимального, исходя их ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию». [6, с.402]

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным - проектирование. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Добров Г.М. Рабочая  книга по прогнозированию. - М.: 1998

2. Курбатов В.И.  Социальная работа: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука  - Пресс, 2007 - 480с. - (Бакалавр)

3. Луков В.А. Социальное  проектирование. - М.: 1997

4. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.

5. Сафронова В.М.  Прогнозирование и моделирование  в социальной работе: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192с.

6. Тощенко Ж.Т.  Социология. Общий курс. 2-е изд. - М., 1998

7. Холостова Е.И.  Социальная работа: Учебное пособие. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2007. - 668с.

8. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. - М., 1995

9. http//www.i - u.ru/biblio/archive/socprogn

10. http//www.planetadisser.com/see/dis_54366.html

Информация о работе Основы социального прогнозирования, методы и принципы действия