Основы общей психопатологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:05, реферат

Описание работы

Психическое (душевное) заболевание является результатом сложных и разнообразных нарушений деятельности органов и систем человека с преимущественным функциональным или органическим поражением головного мозга. В то же время психическое здоровье людей всегда следует оценивать с учетом не только биологических, но и социальных закономерностей, оказывающих опосредованное влияние на состояние психики. Психиатры отмечают, что в процессе развития человека существует определенная зависимость его психического состояния от ряда биологических и социальных факторов.

Работа содержит 1 файл

Психопоталогия.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное Образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет» 
 
 

Факультет психологии 
 
 
 
 

Реферат

на тему: основы общей психопатологии 
 
 
 
 
 

                                               
 

                  Руководитель

                  _______________ Чалая Е.Б.

                  "___"_______________20__ г.

                  Исполнитель

                  студент группы 305 ОФП ________________/////////////////

                  "___"_______________20__ г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Оренбург 2011 г. 

Введение 

Психическое (душевное) заболевание является результатом сложных и разнообразных нарушений деятельности органов и систем человека с преимущественным функциональным или органическим поражением головного мозга. В то же время психическое здоровье людей всегда следует оценивать с учетом не только биологических, но и социальных закономерностей, оказывающих опосредованное влияние на состояние психики. Психиатры отмечают, что в процессе развития человека существует определенная зависимость его психического состояния от ряда биологических и социальных факторов (внешней среды, наследственности, уровня интеллекта, типа личности, индивидуальных черт характера, вредных привычек). Именно поэтому, выясняя причины возникновения психических заболеваний, необходимо усвоить, что наиболее серьезное значение в их развитии имеют:

- патологическая  наследственность (например, при шизофрении, олигофрении, эпилепсии);

- поражение головного  мозга (например, при черепно‑мозговой  травме, заболеваниях головного  мозга, мозговых опухолях различной этиологии, нарушениях мозгового кровообращения и кровоизлияниях в головной мозг, атеросклеротических изменениях сосудов головного мозга);

- психотравмирующие  потрясения в семье и обществе, значимые для человека, затрагивающие  его личную честь, достоинство, социальный престиж, карьеру, связанные с угрозой личному благополучию, здоровью и жизни;

- острые и  хронические интоксикации спиртосодержащими  и наркотическими веществами  или их суррогатами, никотином,  лекарственными препаратами, промышленными  ядами;

- перенесенные острые и хронические инфекционные заболевания;

- аутоинтоксикация (самоотравление) как результат нарушения  обмена веществ при острых  и хронических заболеваниях (например, диабете);

- нарушение генетического  механизма (например, при облучении).

Возникновению и прогрессированию психических  нарушений способствуют определенные условия, в которых пребывает  человек в семье, коллективе и  обществе. Эти расстройства усиливаются  также при астенических состояниях после длительной умственной или  физической работы, перенесенного заболевания, нервно психического перенапряжения, вынужденной бессонницы, психического потрясения (стресса). Особенности внутренней и внешней среды в зависимости от конкретной ситуации и обстоятельств в значительной степени могут способствовать или, наоборот, затруднять патологическое развитие психических расстройств у человека (например, во время Великой Отечественной войны, когда в обществе преобладала идея победы над врагом, снизилось число психических заболеваний). Установлено, что элементы психических расстройств в зачаточной форме заложены в психике каждого, но они слабо выражены, не дифференцированы, только обозначены. Нужны определенные причины и условия, при которых эти нарушения проявились бы в виде душевного заболевания[1].

По течению различают острые и хронические психические заболевания. К острым психическим заболеваниям относят заболевания (расстройства, нарушения, психозы), развивающиеся быстро, скоротечно и обычно заканчивающиеся выздоровлением (например, алкогольные психозы, исключительные состояния); к хроническим – психические заболевания (расстройства, нарушения) с длительным течением, которые отличаются постепенным нарастанием клинических проявлений (прогредиентностью), а затем спадом остроты психопатологических симптомов и синдромов и появлением более или менее длительной и устойчивой ремиссии, то есть они характеризуются определенной динамикой (стадийностью) болезненного процесса. При этом выделяют следующие стадии течения психического заболевания:

– дебют (манифестная) – это острая фаза собственно заболевания или рецидива (обострения психической болезни), которая развивается постепенно или, наоборот, быстро и остро. Дебют заболевания характеризуется такими симптомами, как бред, галлюцинации, речедвигательное возбуждение или торможение. В дальнейшем на этой стадии наблюдается развернутая клиническая картина болезни с определенной закономерностью течения и темпом нарастания болезненных симптомов, который может быть быстрым, злокачественным или медленным, длительным, хроническим с постепенным расширением патологических проявлений, обычно приводящих к психическому дефекту в виде слабоумия (например, это типично для шизофрении, эпилепсии и др.);

– исход (постманифестная), при котором возможны: выздоровление (характерно для острых психозов, исключительных состояний); ремиссия (улучшение клинического состояния в виде различной по времени и степени компенсации болезни); дефектное состояние (преобладает вялотекущее течение болезни, она как бы останавливается, но стойкие необратимые изменения личности и характера, явления нарастающего слабоумия остаются); летальный исход (смерть пациента наступает в результате соматических осложнений).

От психических  заболеваний с прогрессирующим  течением (например, шизофрении) необходимо отличать болезненные нарушения психики, при которых нет прогрессирования болезненного процесса и нарастания патологических расстройств. К таким заболеваниям относятся олигофрения, иногда последствия черепно мозговой травмы. В то же время психиатры отмечают, что эти состояния у психически больных в течение жизни могут изменяться в основном в сторону ухудшения (как правило, под воздействием психогенно обусловленных коллизий, алкоголизации, наркотизации, соматических заболеваний).

Симптоматология психических болезней 

В основу классификации  психических болезней положены психологический  принцип и терминология (так исторически  сложилось в психиатрии), которые  довольно относительны и субъективны. Тем более, как известно, психология, в отличие от психиатрии, изучает  нормальные и болезненные проявления психики только при обычном (здоровом) функционировании головного мозга, а не при острых и хронических нарушениях психической деятельности у больных людей.

Наиболее элементарной формой психической деятельности считаются  ощущения, при помощи которых в головном мозгу отражаются отдельные свойства и явления объективного мира, непосредственно воздействующие на органы чувств человека. Особенности их расстройств и образуют различные симптомы (качественные признаки паталогического состояния или болезни).

Восприятие –  психический процесс, отражающий в  сознании человека действительность, предметы и явления, непосредственно  воздействующие на органы чувств. При  этом возможно нарушение комплекса  ощущений, отражающих предмет на основе предшествующего опыта (проявляется в иллюзиях, галлюцинациях, псевдогаллюцинациях).

При расстройстве мышления констатируют: нарушение объективно существующих связей между явлениями, обобщениями фактов и образованием понятий; нарушение речи (которая  может быть замедленной, заторможенной, ускоренной, разорванной, бессвязной, обстоятельной, резонерской и т.д.); слабость мышления и неспособность к критической оценке, приводящие к слабоумию врожденному (при олигофрении), приобретенному (при шизофрении).

Сознание –  высшая форма психики, возникшая в процессе общественной деятельности людей при постоянном общении между собой с помощью языка, открывающая человеку возможность обобщенного и всестороннего знания законов природы и общества, преобразования окружающего мира. При его расстройствах психическая деятельность теряет целенаправленный, подконтрольный, осознанный характер, исчезают ясность, осмысленность поведения, способность ориентироваться в пространстве, во времени (при этом отмечается помрачение сознания, оглушенность, аменция, деперсонализация и др.). [2]

При нарушениях памяти происходит потеря способности  головного мозга фиксировать  и сохранять следы ощущений, восприятий и деятельности, то есть удерживать в памяти их объекты; память может  ослабевать при новых впечатлениях и сохранять старые, резко ослабевать на отдельные события или периоды времени в прошлом и настоящем. При этом фиксируют амнезию и ее разновидности – парамнезию, конфабуляцию.

При расстройствах  эмоций (чувств) нарушается субъективное отношение человека к внешнему миру и внутреннему состоянию. Отмечается эмоциональная неадекватность, тупость, холодность, может выявляться маниакальность, депрессия, дисфория, аффект (наивысшее напряжение чувств).

Некоторые особенности  мыслительной (умственной) деятельности имеют преобладающее значение при анализе деяний подэкспертных лиц.

Влечение –  такое состояние, при котором  независимо от сознания возникают субъективно  переживаемые потребности, стимулирующие  деятельность человека и придающие  ей определенную направленность (например, половое); оно может быть импульсивным, контрастным, навязчивым.

Интеллект –  умственная способность, определяющая психическую деятельность человека, его уровень знаний, опыта, интуицию; он может быть высоким, низким и т.д.

Критика – умственная способность человека проанализировать и оценить (разобрать) свои (чужие) поступки, действия, высказывания; она может быть нарушена или отсутствовать.

Воля – умственная способность человека действовать  для реализации сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия; она может быть нарушена или отсутствовать.

Нередко в актах  судебно-психиатрических экспертиз  упоминаются симптомы негативные и  позитивные. Симптом психический  негативный (минус симптом) – общее  название наблюдаемых при психических болезнях признаков обеднения личности больного, изменения его склада, ослабления психической деятельности (астения, ступор). Симптом психический позитивный (плюс симптом) – общее название наблюдаемых при психических болезнях признаков усиления психопатологической деятельности (бред, галлюцинации, аффект, аккумуляция аффекта).

Синдромы (симптомокомплексы) – совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом. Последовательная смена их образует клиническую картину  психического заболевания и отражает закономерности его развития в динамике болезненного процесса. Различают семь основных групп синдромов.

I группа –  невротические, в которую входят: астенический, при котором преобладают  вегетативные нарушения (наиболее  распространенный), истерический (возникает под влиянием психотравмирующих факторов чаще у лиц с повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, характеризуется полиморфными психическими, вегетативными, соматическими нарушениями), навязчивый (на фоне тревожно-подавленного настроения отмечаются стойкие навязчивые расстройства), ипохондрический (необоснованный страх за свое здоровье), сенестопатический (тягостные ощущения на теле) и другие синдромы.

II группа –  аффективные, в основе которых  лежат расстройства эмоций и  настроения. В зависимости от аффекта различают: маниакальный, депрессивный, галлюцинаторный, параноидный (психозы с бредовыми расстройствами), парафренный (бред величия), сверхценных идей (определяющих поведение и подчиняющих личность), галлюцинаторно‑параноидный (психического автоматизма или Кандинского‑Клерамбо, псевдогаллюцинации, бред преследования и воздействия) и другие синдромы.

III группа –  кататонические, для которых характерны  двигательные нарушения в виде  возбуждения (принятие неестественных  поз, кривляние и др.) или заторможенности  (ступора).

IV группа –  помрачения сознания (преходящие  кратковременные грубые нарушения  психической деятельности). Для них типичны: отрешенность от окружающего, дезориентировка (в том числе и собственной личности), нарушение мышления, запамятование. В этой группе выделяют и такие синдромы, как оглушение, делириозный (ложная ориентировка, истинные зрительные галлюцинации, иллюзии, бред, двигательное возбуждение), онейроидный (фантастические переживания), аментивный, суженного сознания и др.

Информация о работе Основы общей психопатологии