Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 16:14, курсовая работа
Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Рассмотрим играющего на лужайке щенка.
Введение………………………………………………………………….…..…3
Иллюзии зрения……………………………………………………………..….4
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза………………...5
"Целое" и "часть"…………………………………………………………6
Переоценка вертикальных линий……………………………………….7
Преувеличение острых углов……………………………………………8
Меняющийся рельеф и перспектива…………………………….………9
"Фигура" и "фон"………………………………………………………..10
Портретные иллюзии…………………………………………………...11
Иллюзии при движении объекта ………………………………….…...12
Иллюзии цветового зрения………………………………………….….13
2.10. Иллюзии восприятия размера …………………………………...…...14
Ощущение……………………………………………………………..……....14
Относительный порог ощущений……………………………………..15
Разностный порог ощущений…………………………………….……16
Адаптация ощущений………………………………………………….16
Взаимодействие ощущений……………………………………….…...17
Классификация ощущений………………………………………….....17
Заключение…………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………...20
РАЗНОСТНЫЙ
ПОРОГ ОЩУЩЕНИЯ - наименьшая величина
различий между раздражителями, когда
они еще ощущаются как различные (звуки
разной частоты, оттенки
разных цветов и т. д.).
При уменьшении этой величины (понижении
порога) разные раздражители воспринимаются
как одинаковые.
0,3 г - до чувствительности (изменение в ощущениях). Чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть прибавка (работает только для средних величин раздражителя).
Интенсивность
ощущений пропорциональна силе раздражителя.
Адаптацией называется
понижение или повышение чувствительности
анализаторов в результате непрерывного
или длительного воздействия раздражителей.
Благодаря адаптации ощущения, бывшие
резкими и сильными при первоначальном
раздражении рецептора, затем при непрерывном
действии того же раздражения ослабевают
и могут даже совсем исчезнуть. Примером
может служить адаптация к длительно действующим
запахам. В других случаях адаптация выражается,
наоборот, в повышении чувствительности.
Например, при переходе от света к темноте
мы не различаем находящихся вокруг нас
предметов. Однако по прошествии некоторого
времени это ощущение оказывается возможным.
Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных пороков - непостоянна и изменяется под воздействием ряда физиологических условий. Адаптация - изменение чувствительности под влиянием действия раздражителя.
Виды:
1) Привыкание
ведет к полной потере
2) Притупление ощущений под действием сильного раздражителя;
3) Как
повышение чувствительности, под
действием слабого
Взаимодействие
ощущений - это процесс изменения чувствительности
данного анализатора под влиянием раздражителей,
воздействующих на другие анализаторы.
Общая закономерность такого взаимодействия
состоит в следующем: слабые
раздражители при их
взаимодействии повышают,
а сильные, напротив,
понижают чувствительность
анализаторов. К видам взаимодействия
ощущений относятся явления сенсибилизации,
компенсации, синестезии
и контраста.
Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя других органов чувств называемых взаимодействием ощущений.
Виды:
1) Сенсибилизация
- повышение чувств, в результате
взаимодействия анализаторов, по
Павлову - слабый раздражитель
вызывает в коре больших
2) Возбуждение в анализаторе не должно быть сильным. Чувствительность соседних анализаторов повышена, когда раздражитель одного анализатора имеет средние характеристики.
3) Сильный
очаг возбуждения в коре головного мозга
приводит к торможению возбуждаемости
соседних анализаторов, чувствительность
этих анализаторов снижается.
Существуют
различные подходы к
Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.
Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений: экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);
проприоцептивные (
интероцептивные (
Существуют генетический подход X. Хэда. к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:
Эпикритическая
чувствительность более молодая
в генетическом плане, и она осуществляет
контроль за протопатической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ощущение - простейший психический процесс, состоящий в отражении свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы, посредством которого через органы чувств устанавливается связь человека со средой. Информационный голод в условиях сенсорной изоляции приводит к дезорганизации личности.
Виды
ощущений. По месту расположения рецептора
и характеру отражения
1) интсрорецептивные - рецептор расположен во внутренних органах и тканях (органические, болевые ощущения);
2) экстерорецептивные - рецептор расположен на поверхности тела;
3) проприорецептивные - рецептор расположен в мышцах, связках (статические, кинестетические).
Ощущения обладают общими свойствами: качество (модальность) - основная особенность ощущения, отличающая его от других видов; интенсивность - количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора; продолжительность (длительность) - временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органа чувств, временем действия и интенсивностью раздражителя.
Отрезок времени, через которое после воздействия раздражителя на орган чувств возникают ощущения, называется латентным (скрытым) периодом и различен для разных ощущений (для вкусового - 50 мсек., для болевого - 370 мсек).
Основные
закономерности ощущений. К основным
закономерностям ощущений относят
чувствительность, наличие порогов
ощущений, адаптации и сенсибилизации.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: