Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:58, реферат
Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа − зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
Основные виды и свойств восприятия
Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа − зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.
Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п.
Восприятие окружающего
мира, как правило, комплексно; оно
представляет собой результат совместной
деятельности различных органов
чувств. Более того, восприятие сложных
явлений предметного и
Каждый из видов
восприятия имеет свои специфические
особенности и механизмы. Их описание
представляет задачу как психологии, так
и других отраслей знания: физиологии,
кибернетики.
Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность и обобщенность, структурность, избирательную направленность, апперцепцию, константность.
Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к реальным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам.
Целостность восприятия
выражается в том, что образы восприятия
представляют собой целостные, законченные,
предметно оформленные
Осмысленность и
обобщенность. Воспринимая предметы
и явления, мы осознаем, понимаем то,
что воспринимается.
Восприятие связано
с отнесением данного предмета к
определенной категории, понятию, с
обозначением его словом. Только определив
категорию воспринимаемого
Наиболее простая
форма осмысливания предметов и
явлений – узнавание. Здесь восприятие
тесно связано с памятью. Узнать
предмет – значит воспринять его
в соотношении с ранее
Структурность − свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета. Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением устойчивых отношений между элементами воспринимаемого объекта.
Избирательная направленность
– преимущественное выделение одних
объектов по сравнению с другими,
обусловленное особенностями
Избирательность восприятия – преимущественное выделение объекта из фона. При этом фон играет роль системы отсчета, относительно которой оцениваются пространственные и цветовые качества фигуры. Объект выделяется из фона по его контуру. Чем резче, контрастнее, контуры предмета, тем легче его выделение. Избирательность восприятия сопровождается концентрацией восприятия – субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны.
Апперцепцией называется
зависимость восприятия от опыта, знаний,
интересов и установок
Константность −
относительное постоянство
Восприятие как деятельность. Образы восприятия не создаются одними только внешними воздействиями. Для их получения необходимы особая внутренняя активность субъекта, особого рода перцептивная деятельность. Восприятие − это сложная познавательная деятельность. Она включает в себя систему перцептивных действий и операций субъекта, в ходе которых он производит отбор необходимых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними формируемый образ. При восприятии действуют различение, опознание, измерение, контроль, оценка и др. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, от перцептивной задачи, стоящей перед человеком, от его потребностей и мотивов.
Деятельность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия. Важную роль в развитии восприятия играет специальное обучение эффективным перцептивным действиям.