Основные стили поведения людей в конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:57, реферат

Описание работы

В связи с этим актуальным становится вопрос грамотного поведения человека в ситуации конфликта. Цель данной работы – рассмотреть основные стили поведения людей в конфликтных ситуациях. Исходя из цели работы, выделены следующие задачи:
Рассмотреть понятие конфликта в психологии.
Раскрыть особенности поведения личности в конфликтных ситуациях.

Содержание

Введение 3
1. Основные стили поведения людей в конфликтной ситуации 4
1.1. Понятие конфликта в психологии 4
1.2. Стили поведения людей в конфликтных ситуациях 8
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Основные стили поведения людей в конфликте.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

      Каждый  человек может в какой-то степени  использовать все эти стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конфликтов определенного типа.

      Человек, использующий стиль соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим  собственным путем. Он не заинтересован  в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Согласно описанию динамики процесса К. Томасом и Р. Килменном, такой человек старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы. Для достижения цели он использует свои волевые качества; и если воля его достаточно сильна, то ему это удается.

      Данный  стиль стоит использовать в следующих  ситуациях: когда исход конфликта  имеет большое значение для человека; когда человек обладает достаточным авторитетом для принятия решения и представляется очевидным, что предлагаемое им решение – наилучшее; когда решение необходимо принять быстро и у человека есть достаточно власти для этого; в случае критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования; когда необходимо принять непопулярное решение, и сейчас у человека достаточно полномочий для выбора этого шага (2, С. 60).

      Стиль избегания реализуется тогда, когда человек не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения проблемы или просто избегает разрешений конфликта. Данный стиль можно использовать, когда затрагиваемая проблема не столь важна, когда нет желания тратить силы на ее решение или когда человек находится в безнадежном положении. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда человек чувствует себя неправым и предчувствует правоту партнера или когда этот партнер обладает большей властью.

      Стиль избегания может оказаться подходящим в тех случаях, когда человек вынужден общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если человек пытается принять решение, но не знает, что предпринять, и принимать это решение сейчас же нет необходимости. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда для решения конкретной проблемы не достаточно информации. Уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что, если человек постарается игнорировать ее, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если нет, то можно заняться им позже, когда будет информации и возможностей.

      Третьим стилем является стиль приспособления. Он означает то, что человек действует совместно с партнером, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Данный подход эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для партнера и не очень существен для другой стороны. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых человек не может одержать верх, поскольку партнер обладает большей властью. Поскольку, используя этот подход, человек откладывает свои интересы в сторону, то лучше поступать таким образом тогда, когда его вклад в данном случае не слишком велик или когда он делает не слишком большую ставку на положительное решение проблемы. Это позволяет чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека.

      Стиль приспособления немного напоминает стиль уклонения, поскольку его можно использовать для получения отсрочки в решении проблемы. Однако основное отличие состоит в том, что человек действует вместе с партнером; он участвует в ситуации и соглашается делать то, чего хочет другой.

      Четвертым является стиль сотрудничества. В этом случае человек активно участвует в разрешении конфликта, отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с партнером. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подходов к конфликту, поскольку стороны сначала «выкладывают на стол» нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждают их. Однако если у сторон имеется время и решение проблемы имеет достаточно важное значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.

      Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях: решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться; тесные, длительные и взаимозависимые отношения; есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов); обе стороны осведомлены в проблеме, и желания обеих сторон известны; обе стороны хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения; обе стороны способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга; обе стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

      Пятый стиль поведения в конфликте  – это компромисс. Человек немного уступает в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, стороны сходятся на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека.

      Такие действия могут в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством: человек уступает в чем-то, партнер также в чем-то уступает и в результате стороны могут прийти к общему решению. Они не ищут скрытые нужды и интересы как в случае применения стиля сотрудничества.

      Стиль компромисса наиболее эффективен в  тех случаях, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это для них невыполнимо. Стиль компромисса наиболее эффективен в следующих случаях: обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы; обе стороны хотят получить решение быстро; обе стороны устраивает временное решение; обе стороны могут воспользоваться кратковременной выгодой; другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; обе стороны предпочитают получить хоть что-то, чем все потерять. Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому-то решению (3, С. 153).

     Таким образом, конфликт – это сложное, но необходимое социальное явление. Каждый конфликт по-своему уникален, неповторим по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям. У всякого конфликта есть некая стандартная схема развития. Эффективное решение проблемы, приведшей к конфликтной ситуации, требует от каждого субъекта ясного представления об общей природе и специфике данного типа конфликта, осмысленного стиля поведения, выбранного с учетом стилей, используемых другими сторонами. 
 
 
 
 
 

Заключение

      Конфликт является неотъемлемой частью жизни любого человека. Любое взаимодействие начинается со столкновения интересов, мнений, желаний, потребностей двух людей. В случае правильного общения и поведения партнеров конфликт переходит в сотрудничество, в ином случае оно может стать спором и разрушить отношения.

      Проведенный теоретический анализ литературы показал, что конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

      Разные  люди ведут себя по-разному в определенных конфликтных ситуациях. В связи  с этим может быть выделено понятие  стиля поведения. Стиль – способ осуществления определенных интересов, образ действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манера общения.

      К. Томас и Р. Килменн систематизировали  особенности поведения человека в конфликтных ситуациях и  выделили пять стилей конфликтного поведения: избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. Данная концепция является наиболее распространенной в современной психологии и имеет свою методику для выявления доминирующего стиля поведения человека.

      Основные  стили поведения в конфликтной  ситуации связаны с общим источником любого конфликта – несовпадением интересов двух и более сторон. Стиль поведения человека в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой он хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).  
 

Список  литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 552с.
  2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: Инфра М, 2005. – 420 с.
  3. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2007. – 280 с.
  4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2008. – 365 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Словарь – справочник. – М.: Издательство Владос-Пресс, 2003. – 304 с.
  6. Уткин Э.А. Конфликтология. – М.: Тандем, 2000. – 260 с.

Информация о работе Основные стили поведения людей в конфликте