Основные психические функ-ции умственно отсталого ребенка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 13:36, реферат

Описание работы

Современные массовые наблюдения над умственно отсталыми детьми показывают, что это дети с меньшей окружностью черепа, меньшего роста, с меньшей емкостью груди и мышечной силой, с пониженной моторной одаренностью, пониженной сопротивляемостью неблагоприятным воздействиям, повышенной утомляемостью и истощаемостью, с замедленными ассоциациями, пониженным вниманием и памятью, пониженной способностью к волевому усилию и т.д.

Содержание

Введение. стр. 2

2. Определение умственной отсталости. стр. 3

3. Критерии оценки умственной отсталости. стр. 4

4. Деменция как форма умственной отсталости. стр. 6

5. Олигофрения. стр. 8

6. Заключение. стр. 10

7. Литература. стр. 11

Работа содержит 1 файл

Дефектология.doc

— 60.00 Кб (Скачать)
 

      Для олигофрении, развивающейся обычно после ранних или внутриутробных мозговых заболеваний, характерно преобладание психического недоразвития с преимущественной недостаточностью познавательной деятельности, степень которой зависит от тяжести поражения. Можно выделить два варианта такой олигофрении. При апатическом варианте довольно глубоко и равномерно снижен интеллект, отмечается слабая психическая активность. Уже с первых лет жизни ребенка родные замечают у него вялость и малоподвижность, медленные неловкие движения, трудное овладение бытовыми навыками. Такие дети поздно начинают сидеть, стоять, ходить, у них долго держится энурез. Особенно страдает речь. Появляясь поздно, она в течение ряда лет остается фонетически и артикуляционно дефектной. Игры у этих детей малосодержательны, однообразны, сверстники не принимают их в компанию, поэтому они чаще играют одни.

     Обучение  их в массовой школе после двух классов большей частью невозможно. При правильном воспитании и обучении во вспомогательной школе такие дети все же могут овладеть элементами грамоты, бытовыми навыками и несложными рабочими приемами. В благоприятных условиях, если не требуется быстрого темпа и разнообразных действий, они достаточно работоспособны. Однако вялость, медлительность, внушаемость и несамостоятельность настолько мешают их приспособлению к жизненным требованиям, что они почти всегда нуждаются в помощи и опеке.

     При втором варианте олигофрении, вызванной  ранним органическим поражением мозга, умственная отсталость сочетается с психопатоподобным поведением, проявления которого могут быть различными. В одних случаях это повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность. Сначала родители и педагоги жалуются на трудное поведение ребенка и только позже замечают его умственную отсталость. Однако при поступлении в школу уже в первом полугодии обнаруживается первичная слабость суждений, трудность овладения элементарными логическими операциями. Несмотря на то, что степень умственной отсталости у этих детей обычно меньше, чем у детей с апатическим вариантом олигофрении, обучение у первых протекает с большими трудностями, так как психопатоподобное поведение резко снижает работоспособность и возможность социальной адаптации.

     Другой  вариант олигофрении, осложненной  психопатоподобным поведением, характеризуется наличием раздражительности, пониженного угрюмого настроения, недоброжелательности, недоверчивости, склонности к гневным вспышкам. Малая продуктивность связана не только с интеллектуальной недостаточностью, но и с крайней ограниченностью интересов, фиксированных преимущественно на удовлетворение элементарных влечений (обычно повышенных) и бытовых потребностей. И в этом случае внимание окружающих сначала привлекают трудности поведения таких детей, и лишь позже, особенно с началом школьных занятий, выявляется умственная отсталость.

Заключение

 

      При умственной отсталости основными этиологическими  факторами являются внутриутробные и ранние постнатальные органические поражения центральной нервной системы; некоторый удельный вес имеют хромосомные заболевания, а также наследственные заболевания центральной нервной системы, приводящие к умственной отсталости.

     В силу недоразвития словесной системы  и инертности старых словесных связей выработка связей без их адекватной вербализации возможна, т.е. имеется разрыв между сигнальными системами.

     Физическое  развитие умственно отсталых детей  характеризуется диспластичностью, особенно в отношении формы черепа.

     Имеет место неврологическая симптоматика. Почти в 50 % случаев она носит выраженный характер.

     Моторика  в целом умственно отсталых детей  недоразвита. Движения плохо координированы, замедленны, неловки, у них обнаруживается явно выраженное недоразвитие сложных  форм движения, отмечается плохая переключаемость с одного движения на другое, неумение выполнить движение по словесной инструкции.

     Особенности речи умственно отсталого ребенка: в процессе развития такие дети плохо  усваивают значение слов, что отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым затормаживает формирование речи в целом. Наряду с косноязычием отмечается и более сложные формы нарушения произношения, в основе которых лежит замедленное усвоение ребенком звуковой стороны речи. Таким детям свойственны фонетико-фонематические нарушения, проявляющиеся в неточной слуховой дифференцировке близких по звучанию фонем и затрудненности звукового анализа слова. Это приводит к дефектам произношения. Умственно отсталые дети отличаются бедностью словаря, вследствие чего они недостаточно овладевают грамматическим строем речи. Эти дети испытывают большие затруднения при необходимости сформулировать свои мысли, недостаточно пользуются речью в процессе игры и общения.

     Недоразвитие  познавательной деятельности умственно отсталых детей выявляется при решении любой задачи, которая требует известного уровня развития способностей к отвлечению и обобщению.

     При умственной отсталости имеются структурные  диффузные изменения в коре полушарий головного мозга, в силу чего и в процессе компенсации не возникает полной обратимости симптомов.    
 
 
 
 
 
 

Литература

 
  1. Дети с  отклонениями в развитии / Под ред. М.С.Певзнер. – М.: Просвещение, 1966.
  2. Краткий курс психиатрии / Под ред. Проф. В.П.Самохвалова – Симферополь: «Сонат», 2000.
  3. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2001.
  4. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: «Современное слово», 1998.

Информация о работе Основные психические функ-ции умственно отсталого ребенка