Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 10:18, контрольная работа
Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить от чего она зависела и призвана история психологии.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет (представительство
ТвГУ в городе Бежецке) Контрольная работа по истории психологии. Тема:
«Основные проблемы
историко-психологического
исследования». студентки
заочной формы обучения_____3__ факультета психологии и социальной работы по специальности№030301 психология ___________Степановой_________ (Ф.И.О. студента) _____Светланы
Борисовны _________________________ Срок обучения____4 года__ ___Нагиева О.В.___________ Ф.И.О. преподавателя Оценка_______ дата_________ Подпись преподавателя___________ |
Применительно
к психологии веками рождались и
сменяли друг друга представления
о душе, сознании, поведении. Воссоздать
правдивую картину этой смены, выявить
от чего она зависела и призвана
история психологии.
История
психологии изучает закономерности формирования
и развития взглядов на психику на основе
анализа различных подходов к пониманию
ее природы, функций и генезиса.
Связь
с философией не прерывалась на протяжении
всего периода существования
психологии как науки, то ослабляясь
(в начале XIX в.), то опять усиливаясь (середина
XX в.). Не меньшее влияние на психологию
оказывало и оказывает развитие естествознания
и медицины, этнографии, социологии, культуры,
искусствоведения, математики, логики,
языкознания.
Психологическая
наука изучает факты, механизмы и закономерности
психической жизни. История психологии
описывает и объясняет, как эти факты и
законы открылись человеческому уму.
Можно
выделить следующие проблемы историко-психологического
исследования.
1. Проблема предмета изучения в психологии.
VII – VI в. до н.э. − исследовалась душа человека, но в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание: как первооснова тела в Античности, которая дает энергию для активности и руководит поведением человека; предмет изучения для богословия в Средневековье.
XVI – XVII в. – рассматривается понятие – психика. Фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, но поведение и эмоциональные процессы, личность и ее развитие еще не вошли в понятие предмета.
В середине XIX в., благодаря развитию биологии (работы Ч.Дарвина, Г.Спенсера и др.), психология отошла от философии и расширила свой предмет: кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы.
В 10-30-х годах XX в. психология разделяется на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой.
Во
второй половине XX в. возникают новые школы
и направления, психология вступила в
современный нам этап своего развития,
для которого характерно уже не дробление
на все новые школы, а тенденция к объединению.
2. Проблема взаимоотношения психического, физического, телесного и духовного в психике.
На первый план выходили либо общие проблемы: соотношение психического и физического – психофизическая проблема; либо частные, связанные с исследованием связи организма, тела с психикой, душой – психофизиологическая проблема. Постановка проблемы и подходы к ее решению были связаны с вопросами о роли и месте человека в мире.
В античной
психологии – человек как одно
из звеньев всеобщих закономерностей,
психические законы были отражением
физических, т.е. вариациями основных законов
природы. Возникли:
монизм, утверждающий, что существует
некая первооснова, составляющая сущность
и психического и физического; дуализм
(Р.Декарт): существуют два первоначала
для души и для тела; психофизический
параллелизм подчеркивал независимость
процессов, происходящих в душе и теле.
3. Ведущие проблемы, которые ставили психологи античности:
а) каковы движущие силы и механизмы психического развития;
б) регуляция поведения человека;
в) качественные отличия психики человека от психики других живых существ;
г) особенности процесса познания.
В этот
период началось изучение таких категорий
как: образ, мотив, переживание, поведение,
личность.
4. Средневековье и эпоха Возрождения.
Этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологических исследований. Исследовались:
а) психология масс;
б) разрабатывались методы убеждения людей;
в) психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, напряжение, невроз;
Психологические
исследования возвратились к проблемам,
которые были подняты в античности.
Это тало возможно, т.к. стало можно полностью
читать работы ученых того времени, возрождение
интереса к изучению этапов познания,
способностей человека (способность строить
объективную картину мира, осознавать
его как целое).
5. Проблема переосмысления предмета психологии в Новое время.
Проблема души трансформируется в проблему сознания как уникальной способности человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью.
Были
заложены важные тенденции: приоритет
познания, когнитивных процессов, отождествление
психики и сознания, введение понятия
о бессознательном (З.Фрейд), создание
теории рефлекса (Декарт, Д.Гартли, И.М.Сеченов,
Н.А.Бернштейн).
6.
Проблема сохранения
единства предмета
психологии в разных
научных школах (английской,
немецкой, французской)
XVIII в.
Происходит
развитие гражданского общества, социальные
изменения привели к появлению
принципиально новых взглядов на
факторы, определяющие психику, среди
которых все большее место начинают
занимать культура, социальная и природная
среда.
7. Проблема поиска новой методологии в XIXв.
Появилась
первая экспериментальная
8. Насущная проблема психологии − сформировать новый подход к пониманию психического.
Это привело
к появлению других школ: бихевиоризм,
гештальтпсихология, глубинная психология,
гуманистическая, генетическая, когнитивная
психология.
9. Проблема становления личности ее самоопределения (в отечественной психологии).
Проблемы для исследования:
а) психология личности, ее социализация и формирование социальной и личностной идентичности, что привело к расцвету социальной и этнической психологии;
б) вопросы
диагностики, модификации тестов и
психотерапевтических технологий (возрастающая
потребность в грамотной
Информация о работе Основные проблемы историко-психологического исследования