Основные проблемы историко-психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 10:18, контрольная работа

Описание работы

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить от чего она зависела и призвана история психологии.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по истории психологии.doc

— 46.50 Кб (Скачать)
 
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  Тверской государственный университет

(представительство  ТвГУ в городе Бежецке) 
 
 
 
 
 
 
 

          Контрольная работа

          по  истории психологии.

          Тема: «Основные проблемы историко-психологического исследования». 
           
           
           
           
           
           
           
           

          студентки заочной формы обучения_____3____

                                                                                                                   курса

          факультета  психологии и социальной работы

          по  специальности№030301          психология

          ___________Степановой___________________________

      (Ф.И.О.  студента)

          _____Светланы Борисовны _________________________ 
           
           
           
           
           
           

          Срок  обучения____4 года__

          ___Нагиева О.В.___________

          Ф.И.О. преподавателя

          Оценка_______           дата_________

      Подпись преподавателя___________

 
 

   Применительно к психологии веками рождались и  сменяли друг друга представления  о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить  от чего она зависела и призвана история психологии. 

   История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. 

   Связь с философией не прерывалась на протяжении всего периода существования  психологии как науки, то ослабляясь (в начале XIX в.), то опять усиливаясь (середина XX в.). Не меньшее влияние на психологию оказывало и оказывает развитие естествознания и медицины, этнографии, социологии, культуры, искусствоведения, математики, логики, языкознания. 

   Психологическая наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открылись человеческому уму. 

   Можно выделить следующие проблемы историко-психологического исследования. 

   1. Проблема предмета изучения в психологии.

   VII – VI в. до н.э. − исследовалась душа человека, но в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание: как первооснова тела в Античности, которая дает энергию для активности и руководит поведением человека; предмет изучения для богословия в Средневековье.

   XVI – XVII в. – рассматривается понятие – психика. Фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, но поведение и эмоциональные процессы, личность и ее развитие еще не вошли в понятие предмета.

   В середине XIX в., благодаря развитию биологии (работы Ч.Дарвина, Г.Спенсера и др.), психология отошла от философии и расширила свой предмет: кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы.

   В 10-30-х  годах XX в. психология разделяется на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой.

   Во  второй половине XX в. возникают новые школы и направления, психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению. 

   2. Проблема взаимоотношения психического, физического, телесного и духовного в психике.

   На  первый план выходили либо общие проблемы: соотношение психического и физического – психофизическая проблема; либо частные, связанные с исследованием связи организма, тела с психикой, душой – психофизиологическая проблема. Постановка проблемы и подходы к ее решению были связаны с вопросами о роли и месте человека в мире.

   В античной психологии – человек как одно из звеньев всеобщих закономерностей, психические законы были отражением физических, т.е. вариациями основных законов  природы. Возникли: монизм, утверждающий, что существует некая первооснова, составляющая сущность и психического и физического; дуализм (Р.Декарт): существуют два первоначала для души и для тела; психофизический параллелизм подчеркивал независимость процессов, происходящих в душе и теле. 

   3. Ведущие проблемы, которые ставили  психологи античности:

   а) каковы движущие силы и механизмы психического развития;

   б) регуляция  поведения человека;

   в) качественные отличия психики человека от психики  других живых существ;

   г) особенности процесса познания.

   В этот период началось изучение таких категорий  как: образ, мотив, переживание, поведение, личность. 

   4. Средневековье и  эпоха Возрождения.

   Этот  период не был однороден по своим  достижениям и содержанию психологических  исследований. Исследовались:

   а) психология масс;

   б) разрабатывались  методы убеждения людей;

   в) психологическая  помощь людям, испытывающим эмоциональный  дискомфорт, напряжение, невроз;

   Психологические исследования возвратились к проблемам, которые были подняты в античности. Это тало возможно, т.к. стало можно полностью читать работы ученых того времени, возрождение интереса к изучению этапов познания, способностей человека (способность строить объективную картину мира, осознавать его как целое). 

   5. Проблема переосмысления предмета психологии в Новое время.

   Проблема  души трансформируется в проблему сознания как уникальной способности человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью.

   Были  заложены важные тенденции: приоритет познания, когнитивных процессов, отождествление психики и сознания, введение понятия о бессознательном (З.Фрейд), создание теории рефлекса (Декарт, Д.Гартли, И.М.Сеченов, Н.А.Бернштейн). 

   6. Проблема сохранения  единства предмета психологии в разных научных школах (английской, немецкой, французской) XVIII в. 

   Происходит  развитие гражданского общества, социальные изменения привели к появлению  принципиально новых взглядов на факторы, определяющие психику, среди  которых все большее место начинают занимать культура, социальная и природная среда. 

   7. Проблема поиска  новой методологии  в XIXв.

   Появилась первая экспериментальная психологическая  лаборатория (1879г. В.Вундт в г. Лейпциге). Вундт считал, что мышление и другие высшие психические функции невозможно экспериментально исследовать, но его ученики и Эббингауз доказывали обратное. 

   8. Насущная проблема  психологии −  сформировать новый  подход к пониманию  психического.

   Это привело  к появлению других школ: бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, гуманистическая, генетическая, когнитивная психология. 

   9. Проблема становления  личности ее самоопределения  (в отечественной  психологии).

   Проблемы  для исследования:

   а) психология личности, ее социализация и формирование социальной и личностной идентичности, что привело к расцвету социальной и этнической психологии;

   б) вопросы  диагностики, модификации тестов и  психотерапевтических технологий (возрастающая потребность в грамотной психологической  помощи).

Информация о работе Основные проблемы историко-психологического исследования