Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:01, реферат
Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом (8.01.1902, Оак-Парк, шт.Иллинойс, США - 4.02.1987, Ла-Хойя, шт.Калифорния, США) - выдающийся американский психолог, автор получившей распространение во всем мире (второй по степени распространенности в мире после психоанализа З.Фрейда) недирективной, клиенто- или человекоцентрированной (person-centered) психотерапии, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии.
Группа встреч
в ее современном виде возникла на
основе групповой психотерапевтической
практики и концепций основной и
открытой встречи, разработанных в
60-е годы К.Роджерсом и У.Шутцем. Концепция
основной встречи базируется на вере в
возможность позитивного конструктивного
личностного роста в атмосфере безоценочного
позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности
(C.Rogers, 1972, 1975).
Концепция открытой
встречи основывается на идее интеграции
осознанных переживаний и телесных
ощущений, других эмоционально блокированных
фрагментов индивидуального опыта
и завершении незавершенных энергетических
циклов (W.Schutz, 1973; В. Шутс, 1993).
Хотя группа
встреч возникла как разновидность
психотерапевтической группы, она используется,
как правило, как форма групповой
работы в целях стимулирования процессов
личностного роста. Количество участников
группы встреч варьирует от нескольких
человек до нескольких сот человек.
Вариантами группы встреч являются т.н.
группы "Диабазис", группы "марафона",
группы "Анонимных алкоголиков" и
группы "обнажения" (К.Рудестам, 1990).
В группе встреч
ведущий или фасилитатор (от англ.
facilitate - способствовать, стимулировать)
проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению
к переживаниям членов группы, не использует
оценочных суждений, практикует самораскрытие,
что способствует постепенному возникновению
в группе атмосферы доверия. Создание
и развитие данной атмосферы в группе
способствует свободе исследования, осознания
и выражения членами группы личностно
значимых фрагментов своего индивидуального
опыта, своих мыслей и чувств.
Отсутствуют, как
правило, запланированные процедуры
и упражнения, использующиеся в других
(центрированных на лидере) видах групповой
психологической работы для того,
чтобы структурировать процессы
групповой динамики, преодолеть сопротивление
участников раскрытию личностных установок
и включить в групповой процесс
всех членов группы.
Полноценное самораскрытие во взаимоотношениях членов группы возможно только после того, как группа приобретет определенный опыт и пройдет через основные этапы группового процесса:
Знакомство участников группы
Ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры
Первые попытки самораскрытия и личностное сопротивление этому
Описание прошлых, более безопасных событий и чувств
Открытое выражение негативных переживаний
Выражение любых переживаний, возникающих "здесь и теперь"
Попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия
Основная встреча.
Основной акцент
в работе группы встреч делается на
самоисследовании участников группы,
поиске ими аутентичности, на искренности
и открытости в выражении чувств и переживаний,
благодаря чему постепенно складывается
атмосфера принятия и самопринятия в общении,
которая воспринимается участниками группового
процесса как теплая, поддерживающая и
личностно безопасная. Все это помогает
участникам групповой работы углубляться
в собственный опыт, исследовать как позитивные,
так и негативные его стороны, осознавать
и принимать их.
Опыт внеролевого
общения ведет к нарушению конвенциональных
коммуникативных стереотипов и, следовательно,
- к более непредвзятому и непосредственному
восприятию, более глубокому и неискаженному
пониманию членами группы самих себя.
Перенос навыков
и ценностей внеролевого общения,
полученных в ходе тренинговых занятий,
в сферу каждодневных коммуникаций является
одним из внутренних психологических
ресурсов человека, его общей психологической
культуры, эффекты которой проявляются
прежде всего в обращении человека к новым
сторонам личности его партнеров по общению,
к новым способам и средствам самовыражения
и рефлексии.
В качестве типичных
эффектов группы встреч можно указать
следующие: расширяется сфера осознания
человеком самого себя; появляется
тенденция уделять своим
Более вероятными
оказываются конструктивные решения
межличностных разногласий и
проблем; повышается самооценка; усиливаются
чувства эмпатии и близости по отношению
к другим людям и окружающему миру в целом;
изменения общения наблюдаются как в профессиональной
сфере, так и в сфере отношений с близкими
людьми - супругами, родителями, детьми,
друзьями.
Группа встреч
часто используется как средство
при решении различных
Экспрессивная
человекоцентрированная психотерапия
разработана дочерью К. Роджерса Натали
Роджерс (09.10.1928, Рочестер, штат Нью-Йорк)
- известным американским психотерапевтом.
Н. Роджерс получила
образование в университетах ДеПоу, штат
Индиана (степень бакалавра - в 1948 г.), Брэндейс,
штат Массачусетс (степень магистра - в
1960 г.), Саммит, штат Луизиана (степень доктора
философии - в 1993 г.). С 1974 г. имеет частную
психотерапевтическую практику в Калифорнии,
работает также в качестве лицензированного
психолога и психотерапевта в различных
медицинских и учебных учреждениях Бостона,
Кембриджа, Бруклина, Гонолулу.
В период с 1974 по
1995 г. руководит различными тренинговыми
программами для профессионалов по человекоцентрированной
терапии, психотерапевтической работе
с женщинами, человекоцентрированной
экспрессивной терапии. С 1975 по 1980 г. вместе
со своим отцом К.Роджерсом была инициатором
и ко-фасилитатором международных профессиональных
тренинговых программ в США, Европе и Японии.
Основные этапы
профессионального и
Н.Роджерс основала
организацию "Ресурсы творчества и
сознания" - кросскультурное объединение
исследователей творчества в целях обогащения
жизни, укрепления мира, стимулирования
духовного развития. В последствии данная
организация была преобразована в Институт
человекоцентрированной экспрессивной
терапии (г.Санта Роза, штат Калифорния),
в котором Н.Роджерс продолжает работать
по настоящее время в качестве ведущего
сотрудника и тренера 400-часовой двухлетней
программы для профессионалов по человеко-центрированной
экспрессивной психотерапии.
Роджерс сочетает
преподавательскую работу в различных
учебных и исследовательских учреждениях
штата Калифорния (Институт трансперсональной
психологии, Университет Сан-Франциско,
Университет Джона Ф.Кеннеди, Университет
Сонома, Институт интегральных исследований)
с практической работой в различных странах
мира (Германия, Греция, Мексика, Россия,
Япония) в качестве руководителя групп,
центром обсуждения в которых являются
проблемы творчества, ненасильственного
решения конфликтов, личностной самоактуализации.
Как отмечает Н.Роджерс, ее подход к терапии основан на следующих ключевых принципах гуманистической психодинамической теории индивидуального и группового процесса:
Личностный рост имеет место в безопасном, поддерживающем окружении
Безопасное, поддерживающее окружение создается фасили- таторами (учителями, терапевтами, руководителями групп, родителями, коллегами), которые являются подлинными, теплыми, эмпатичными, открытыми, честными, конгруэнтными и заботливыми
Эти качества лучше всего осваиваются, если первоначально переживаются в собственном опыте
Отношения клиент-терапевт, учитель-учащийся, родитель-ребенок, жена-муж, партнер-партнер могут быть контекстом для проживания всех этих качеств
Личностная интеграция
интеллектуального, эмоционального, телесного
и духовного измерений
Данным принципам в полной мере отвечает психотерапевтическое кредо Н.Роджерс:
“Я сознаю, что внутреннее путешествие может быть пугающим, веселым, утомительным предприятием.
Я буду рядом с вами, но не буду назойливой.
Я верю, что вы знаете как позаботиться о себе. Я не буду нести ответственность за вас или же отбирать у вас вашу силу.
Я не буду также покидать вас.
Я буду уважать вас и ваши решения, которые вы принимаете для себя. Я верю в ваши способности.
Я буду поддержавать и ободрять вас в вашем внутреннем путешествии.
Я могу иногда быть вызовом для вас и вашей системы убеждений, но я всегда буду уважать вас и вашу правду.
Я буду поощрять вас опробовать что-то новое, рисковать в неизвестном вашего внутреннего мира, но я никогда не буду подталкивать вас.
Я буду предлагать вам средства экспрессивных искусств, чтобы помочь вам открыть вашу природную креативность и обнаружить вашу внутренную сущность. Вы свободны не пользоваться этими средствами.
Иногда я буду высказывать свое мнение и давать вам обратную связь, но я всегда буду проверять, насколько она значима для вас.
Я буду делать все, чтобы чтить мои собственные и ваши границы.
Я буду делиться с вами моими ценностями и убеждениями, так что вы будете знать почему я говорю или делаю то, что я говорю и делаю.
Я всегда открыта тому, чтобы учиться у вас.
Я совершаю ошибки,
делаю то, что мне не нравится,
и иногда я ввожу в заблуждение.
В таких случаях я признаюсь
в этом. Я могу сказать:"Я виновата”
(N.Rogers, 1993, p.103-104).
Терапевтическая
система, разработанная Н.Роджерс и
в систематическом виде представленная
в ее монографии "Творческая связь:
целительная сила экспрессивных искусств"
(1993), представляет собой синтез человекоцентрированного
подхода с различными методами и техниками
арт-терапии (Н.Роджерс, 1990, 1995; N.Rogers, 1993).
Вместе с тем,
как отмечает Н.Роджерс: “Гуманистическая
терапия на основе экспрессивных искусств
отличается от аналитической или медицинской
модели арт-терапии, в которой искусство
используется для того, чтобы продиагностировать,
проанализировать и "пролечить" людей.”
(N.Rogers, 1993, p.2). В русле человекоцентрированного
подхода, напротив, эти искусства являются
мощными средствами для обнаружения, проживания
и принятия человеком неизвестных аспектов
своего Я.
“Включая творческие
искусства в мою
Использовать
искусства экспрессивно - это значит
войти в наш внутренний мир
для того чтобы обнаружить находящиеся
в них переживания и затем
выразить эти переживания посредством
художественных форм, движения, звука,
письма или драматизации.” (N.Rogers, 1993,
p.1-2). Таким образом, экспрессивные искусства
(рисование, танец, ваяние, медитация, непроизвольное
письмо) используются в качестве невербальных
языков, позволяющих человеку выражать
элементы своего внутреннего мира, исследовать
свой творческий потенциал, активизировать
процессы самоисследования.
Исходные идеи
человекоцентрированного подхода получают
в психотерапевтической системе Н.Роджерс
свое дальнейшее развитие. Безусловное
позитивное принятие клиента находит
свое выражение в акцентировании не столько
продуктов экспрессивного творчества
клиента, сколько самого процесса художественного
творческого экспрессивного самовыражения.
Эмпатическое понимание
клиента налагает абсолютный запрет на
какие-либо интерпретации психотерапевтом
продукта и процесса творчества, в фокусе
внимания оказываются самоинтерпретации
самого клиента (“Что это для Вас означает?...”;
“Что это Вам говорит?...”).
Другими словами,
столь характерное для
Информация о работе Основные принципы клиент-центрированной терапии К. Роджерса