Основные принципы клиент-центрированной терапии К. Роджерса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:01, реферат

Описание работы

Роджерс (Rogers) Карл Рэнсом (8.01.1902, Оак-Парк, шт.Иллинойс, США - 4.02.1987, Ла-Хойя, шт.Калифорния, США) - выдающийся американский психолог, автор получившей распространение во всем мире (второй по степени распространенности в мире после психоанализа З.Фрейда) недирективной, клиенто- или человекоцентрированной (person-centered) психотерапии, один из основоположников и лидеров гуманистической психологии.

Работа содержит 1 файл

реф.docx

— 39.23 Кб (Скачать)

Группа встреч в ее современном виде возникла на основе групповой психотерапевтической практики и концепций основной и  открытой встречи, разработанных в 60-е годы К.Роджерсом и У.Шутцем. Концепция основной встречи базируется на вере в возможность позитивного конструктивного личностного роста в атмосфере безоценочного позитивного принятия, эмпатии и конгруэнтности (C.Rogers, 1972, 1975). 

Концепция открытой встречи основывается на идее интеграции осознанных переживаний и телесных ощущений, других эмоционально блокированных  фрагментов индивидуального опыта  и завершении незавершенных энергетических циклов (W.Schutz, 1973; В. Шутс, 1993). 

Хотя группа встреч возникла как разновидность  психотерапевтической группы, она используется, как правило, как форма групповой  работы в целях стимулирования процессов  личностного роста. Количество участников группы встреч варьирует от нескольких человек до нескольких сот человек. Вариантами группы встреч являются т.н. группы "Диабазис", группы "марафона", группы "Анонимных алкоголиков" и группы "обнажения" (К.Рудестам, 1990). 

В группе встреч ведущий или фасилитатор (от англ. facilitate - способствовать, стимулировать) проявляет эмпатию (сочувствие) по отношению к переживаниям членов группы, не использует оценочных суждений, практикует самораскрытие, что способствует постепенному возникновению в группе атмосферы доверия. Создание и развитие данной атмосферы в группе способствует свободе исследования, осознания и выражения членами группы личностно значимых фрагментов своего индивидуального опыта, своих мыслей и чувств. 

Отсутствуют, как  правило, запланированные процедуры  и упражнения, использующиеся в других (центрированных на лидере) видах групповой  психологической работы для того, чтобы структурировать процессы групповой динамики, преодолеть сопротивление  участников раскрытию личностных установок  и включить в групповой процесс  всех членов группы. 

Полноценное самораскрытие  во взаимоотношениях членов группы возможно только после того, как группа приобретет определенный опыт и пройдет через основные этапы группового процесса:

Знакомство участников группы

Ощущение фрустрации из-за отсутствия структуры

Первые попытки  самораскрытия и личностное сопротивление  этому

Описание прошлых, более безопасных событий и чувств

Открытое выражение  негативных переживаний

Выражение любых  переживаний, возникающих "здесь  и теперь"

Попытки исследования личностно значимых тем и проявления самопринятия

Основная встреча. 

Основной акцент в работе группы встреч делается на самоисследовании участников группы, поиске ими аутентичности, на искренности и открытости в выражении чувств и переживаний, благодаря чему постепенно складывается атмосфера принятия и самопринятия в общении, которая воспринимается участниками группового процесса как теплая, поддерживающая и личностно безопасная. Все это помогает участникам групповой работы углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать их. 

Опыт внеролевого общения ведет к нарушению конвенциональных коммуникативных стереотипов и, следовательно, - к более непредвзятому и непосредственному восприятию, более глубокому и неискаженному пониманию членами группы самих себя. 

Перенос навыков  и ценностей внеролевого общения, полученных в ходе тренинговых занятий, в сферу каждодневных коммуникаций является одним из внутренних психологических ресурсов человека, его общей психологической культуры, эффекты которой проявляются прежде всего в обращении человека к новым сторонам личности его партнеров по общению, к новым способам и средствам самовыражения и рефлексии. 

В качестве типичных эффектов группы встреч можно указать  следующие: расширяется сфера осознания  человеком самого себя; появляется тенденция уделять своим отношениям с другими людьми столько же внимания, сколько содержанию общения; возникает  стремление принимать нестандартные, творческие идеи партнеров по общению, а не реагировать на эти идеи как на угрозу. 

Более вероятными оказываются конструктивные решения  межличностных разногласий и  проблем; повышается самооценка; усиливаются  чувства эмпатии и близости по отношению к другим людям и окружающему миру в целом; изменения общения наблюдаются как в профессиональной сфере, так и в сфере отношений с близкими людьми - супругами, родителями, детьми, друзьями. 

Группа встреч часто используется как средство при решении различных коммуникативных  проблем, связанных с преодолением межкультурных (расовых, этнических, политических, межпоколенных, профессиональных) конфликтов (C.Rogers, 1986, 1987; N.Rogers, 1993). Вместе с тем главная задача группы встреч состоит не в том, чтобы помочь человеку выжить в социуме и адаптироваться к нему, а в том, чтобы способствовать самоактуализации человека, созданию условий для преодоления им отстраненности и отчужденности от самого себя. 

Экспрессивная человекоцентрированная психотерапия разработана дочерью К. Роджерса Натали Роджерс (09.10.1928, Рочестер, штат Нью-Йорк) - известным американским психотерапевтом. 

Н. Роджерс получила образование в университетах ДеПоу, штат Индиана (степень бакалавра - в 1948 г.), Брэндейс, штат Массачусетс (степень магистра - в 1960 г.), Саммит, штат Луизиана (степень доктора философии - в 1993 г.). С 1974 г. имеет частную психотерапевтическую практику в Калифорнии, работает также в качестве лицензированного психолога и психотерапевта в различных медицинских и учебных учреждениях Бостона, Кембриджа, Бруклина, Гонолулу. 

В период с 1974 по 1995 г. руководит различными тренинговыми программами для профессионалов по человекоцентрированной терапии, психотерапевтической работе с женщинами, человекоцентрированной экспрессивной терапии. С 1975 по 1980 г. вместе со своим отцом К.Роджерсом была инициатором и ко-фасилитатором международных профессиональных тренинговых программ в США, Европе и Японии. 

Основные этапы  профессионального и личностного  становления получили отражение  в автобиографической монографии "Возникающая  женщина: декада преобразований середины жизни", вышедшей к настоящему времени  двумя изданиями (1980, 1989) и переведенной на пять языков. В 1984 г. 

Н.Роджерс основала организацию "Ресурсы творчества и сознания" - кросскультурное объединение исследователей творчества в целях обогащения жизни, укрепления мира, стимулирования духовного развития. В последствии данная организация была преобразована в Институт человекоцентрированной экспрессивной терапии (г.Санта Роза, штат Калифорния), в котором Н.Роджерс продолжает работать по настоящее время в качестве ведущего сотрудника и тренера 400-часовой двухлетней программы для профессионалов по человеко-центрированной экспрессивной психотерапии. 

Роджерс сочетает преподавательскую работу в различных учебных и исследовательских учреждениях штата Калифорния (Институт трансперсональной психологии, Университет Сан-Франциско, Университет Джона Ф.Кеннеди, Университет Сонома, Институт интегральных исследований) с практической работой в различных странах мира (Германия, Греция, Мексика, Россия, Япония) в качестве руководителя групп, центром обсуждения в которых являются проблемы творчества, ненасильственного решения конфликтов, личностной самоактуализации. 
 

Как отмечает Н.Роджерс, ее подход к терапии основан на следующих ключевых принципах гуманистической психодинамической теории индивидуального и группового процесса:

Личностный рост имеет место в безопасном, поддерживающем окружении

Безопасное, поддерживающее окружение создается фасили- таторами (учителями, терапевтами, руководителями групп, родителями, коллегами), которые являются подлинными, теплыми, эмпатичными, открытыми, честными, конгруэнтными и заботливыми

Эти качества лучше  всего осваиваются, если первоначально  переживаются в собственном опыте

Отношения клиент-терапевт, учитель-учащийся, родитель-ребенок, жена-муж, партнер-партнер могут быть контекстом для проживания всех этих качеств

Личностная интеграция интеллектуального, эмоционального, телесного  и духовного измерений происходит по мере рефлексии и выражения  элементов этого жизненного опыта.” (N.Rogers, 1993, p.8) 

Данным принципам  в полной мере отвечает психотерапевтическое кредо Н.Роджерс:

“Я сознаю, что  внутреннее путешествие может быть пугающим, веселым, утомительным предприятием.

Я буду рядом  с вами, но не буду назойливой.

Я верю, что вы знаете как позаботиться о себе. Я не буду нести ответственность  за вас или же отбирать у вас  вашу силу.

Я не буду также  покидать вас.

Я буду уважать  вас и ваши решения, которые вы принимаете для себя. Я верю в  ваши способности.

Я буду поддержавать и ободрять вас в вашем внутреннем путешествии.

Я могу иногда быть вызовом для вас и вашей  системы убеждений, но я всегда буду уважать вас и вашу правду.

Я буду поощрять вас опробовать что-то новое, рисковать  в неизвестном вашего внутреннего  мира, но я никогда не буду подталкивать вас.

Я буду предлагать вам средства экспрессивных искусств, чтобы помочь вам открыть вашу природную креативность и обнаружить вашу внутренную сущность. Вы свободны не пользоваться этими средствами.

Иногда я буду высказывать свое мнение и давать вам обратную связь, но я всегда буду проверять, насколько она значима для вас.

Я буду делать все, чтобы чтить мои собственные  и ваши границы.

Я буду делиться с вами моими ценностями и убеждениями, так что вы будете знать почему я говорю или делаю то, что я говорю и делаю.

Я всегда открыта  тому, чтобы учиться у вас.

Я совершаю ошибки, делаю то, что мне не нравится, и иногда я ввожу в заблуждение. В таких случаях я признаюсь  в этом. Я могу сказать:"Я виновата” (N.Rogers, 1993, p.103-104). 

Терапевтическая система, разработанная Н.Роджерс и в систематическом виде представленная в ее монографии "Творческая связь: целительная сила экспрессивных искусств" (1993), представляет собой синтез человекоцентрированного подхода с различными методами и техниками арт-терапии (Н.Роджерс, 1990, 1995; N.Rogers, 1993). 

Вместе с тем, как отмечает Н.Роджерс: “Гуманистическая терапия на основе экспрессивных искусств отличается от аналитической или медицинской модели арт-терапии, в которой искусство используется для того, чтобы продиагностировать, проанализировать и "пролечить" людей.” (N.Rogers, 1993, p.2). В русле человекоцентрированного подхода, напротив, эти искусства являются мощными средствами для обнаружения, проживания и принятия человеком неизвестных аспектов своего Я. 

“Включая творческие искусства в мою терапевтическую  практику - пишет Н.Роджерс, - я использую термин “человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств” (person-centered expressive arts therapy). ...Терапия на основе экспрессивных искусств использует различные искусства - движение, рисование, живопись, ваяние, музыку, письмо, вокализацию и импровизацию - в условиях, обеспечивающих поддержку человека, и с целью стимулирования его личностного роста, развития и исцеления. 

Использовать  искусства экспрессивно - это значит войти в наш внутренний мир  для того чтобы обнаружить находящиеся  в них переживания и затем  выразить эти переживания посредством  художественных форм, движения, звука, письма или драматизации.” (N.Rogers, 1993, p.1-2). Таким образом, экспрессивные искусства (рисование, танец, ваяние, медитация, непроизвольное письмо) используются в качестве невербальных языков, позволяющих человеку выражать элементы своего внутреннего мира, исследовать свой творческий потенциал, активизировать процессы самоисследования. 

Исходные идеи человекоцентрированного подхода получают в психотерапевтической системе Н.Роджерс свое дальнейшее развитие. Безусловное позитивное принятие клиента находит свое выражение в акцентировании не столько продуктов экспрессивного творчества клиента, сколько самого процесса художественного творческого экспрессивного самовыражения. 

Эмпатическое понимание клиента налагает абсолютный запрет на какие-либо интерпретации психотерапевтом продукта и процесса творчества, в фокусе внимания оказываются самоинтерпретации самого клиента (“Что это для Вас означает?...”; “Что это Вам говорит?...”). 

Другими словами, столь характерное для традиционной арт-терапии толкование как средство понимания клиента уступает здесь место контекстуальному пониманию, сверкам пониманий (причем пониманий не только вербально-смысловых, но и кинестетических, визуальных, звуковых, тактильных) как средству для фасилитации более объемного и целостного понимания клиентом самого себя. Конгруэнтность также оказывается уже не частичной, относящейся лишь к вербальному каналу выражения осознаваемых переживаний, но тотальной, охватывающей всю совокупность каналов или языков самовыражения. 

Информация о работе Основные принципы клиент-центрированной терапии К. Роджерса