Основные положения и критерии оценки психологической теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:43, реферат

Описание работы

Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанных областях.

Содержание

Введение……………………………….…..……...………………………..3
Теория личности……………..……….……..……..………………………4
Основные положения……………………….……………………………..6
Критерии оценки теории личности………………………………………10
Заключение……………………………….…………………..…..……….14
Список используемой литературы………………………...……………..15

Работа содержит 1 файл

Реферат по общей психологии.doc

— 71.00 Кб (Скачать)


САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: Общая психология

 

Основные положения и критерии оценки психологической теории личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
Содержание

Введение……………………………….…..……...………………………..3

Теория личности……………..……….……..……..………………………4

Основные положения……………………….……………………………..6

Критерии оценки теории личности………………………………………10

   Заключение……………………………….…………………..…..……….14

Список используемой литературы………………………...……………..15


Введение

Теории личности выполняют разные функции в психологии. Они дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым открытиям во многих до сих пор неизведанных областях. Однако чрезвычайно важно то обстоятельство, что все теории поведения человека создаются самими людьми. Персонологи – те же люди и точно так же, как и остальные, имеют различные взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены, что корни человеческих поступков находятся глубоко в бессознательных мотивах, истинная природа последних не сознается индивидуумом, а источники мотивации захоронены в отдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени сознают свои мотивы, а их поведение является в первую очередь результатом наличных обстоятельств. Каким бы ни было мнение каждого конкретного теоретика, совершенно очевидно, что исходные положения о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны, и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смысл этих положений, а может и потерпеть в этом неудачу или просто обобщить все свои посылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения.


Теория личности

 

Теории личности – это тщательно выверенные умозаключения или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут и почему они поступают именно так, а не иначе. Изучение теорий личности позволяет достичь многого. Предмет нашего интереса – природа человека; наша цель – понимание уникальности и сложности функционирования целостного человека в реальном мире.

   Теории выполняют две основные функции: они объясняют и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным. Другими словами, теория обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам известно о соответствующем классе событий. Например, без помощи теории было бы трудно объяснить, почему пятилетний Рэймонд испытывает такую сильную романтическую привязанность к своей матери, в то время как отец вызывает у него чрезмерное чувство негодования. Острота проблемы немного уляжется, если мы узнаем, что и другие мальчики в этом возрасте переживают похожие чувства. А, вооружившись теорией, которая соотносит подобные чувства с определенной стадией развития личности (вместе с объяснением причин появления данных эмоций), мы сможем лучше понять Рэймонда. Мы можем оказаться правыми или неправыми, но тем самым мы, по крайней мере, придем к общему соглашению в понимании определенных чувств у детей. Объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда мы имеем дело с огромным количеством фактов и наблюдений, связанных с поведением. Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение человека.


Основные положения

Глубокий анализ основных положений показывает, что они до некоторой степени концептуально пересекаются. Например, трудно вообразить себе теоретика, который допускал бы реактивность без обязательной соотнесенности с объективностью. Одной из граней уверенности в том, что поведение человека представляет собой реакции на внешние факторы, является убеждение, согласно которому эти внешние факторы обладают первостепенной важностью. Однако эти девять положений все же достаточно обособлены друг от друга, и этим оправдано рассмотрение их как самостоятельных единиц. Возможность данного подхода подтверждают противоположные полюса упомянутых двух положений – проактивность и субъективность. Проактивность связана с вопросом о мотивации – являются ли сами люди творцами своего поведения?

Главная причина обращения к каждому из девяти положений в отдельности состоит в том, что с их помощью можно устанавливать релевантные различия между теоретиками. В конкретной рассматриваемой теории одни из них будут выступать более явно, чем другие, а степень влияния того или иного положения будет варьировать от теории к теории. Если, например, позиция персонолога четко не определена на одном из двух полюсов оси субъективность-объективность, это положение будет играть относительно незначительную роль в его теоретических построениях. Другой теоретик может занять совершенно определенную позицию вблизи одного из двух крайних полюсов, и тогда фактор субъективность – объективность будет доминирующей темой в его рассуждениях. В дальнейшем мы проясним позиции ведущих теоретиков относительно каждого положения, чтобы отчетливо понять внутренние соотношения между базисными положениями и теорией.

 

Наконец, имеет смысл обратиться к истокам этих основных положений и выяснить, откуда они берут начало. Они являются одной из граней мировоззрения самого ученого – в них находит свое отражение его склад личности. Предположения теоретика о природе человека – это неотъемлемая часть его индивидуальности, наряду с другими глубоко укоренившимися убеждениями, основополагающими ценностями и установками. Таким образом, исходные положения приобретаются и развиваются так же, как и другие убеждения теоретика об устройстве мира.

 

   Характерно, что концепции о человеческом поведении в значительной степени отражают то, что персонологи думают о себе и об окружающих. Для некоторых из них данное заключение является неизбежным – разбирая их теории, мы легко можем узнать многое о них самих и об их воззрениях на личность. В этом ракурсе биографические очерки, включенные в каждую главу, приобретают дополнительное значение: изучая обстоятельства жизни исследователя-теоретика, мы получаем дополнительную возможность проследить личные истоки его теоретических убеждений.

Основные положения о природе психики можно представить в виде девяти полярных понятий (все проработанные теории личности в своих выкладках занимают ту или иную позицию по этим дихотомиям, и вообще при построении целостной системы вряд ли удастся игнорировать какое-либо из перечисленных понятий).

 

Свобода/детерминизм. Здесь диапазон мнений разбросан от К. Роджерса (человек является олицетворением степени субъективной свободы) до бихевиоризма. Эта дихотомия оказывает значительное влияние на нашу трактовку личности: чем больше детерминизма, тем менее адекватно называть такого индивида личностью: его отличие от других будет выражаться просто темпераментом и характером со всеми акцентуациями и социальными установками.

 

Рациональность/иррациональность. Тут в основе вопрос о влиянии разума на психику. Соответственно: чем с большим основанием можно назвать индивида разумным (сапиенсом), тем больше у него возможностей влиять на свою психику. Общестадные "личности" же просто плывут по течению бессознательных устремлений.

 

Холизм/элементализм. Каждый, кто желает выдвинуть тезис "Психику можно рассматривать как простую суперпозицию отдельных составляющих" должен четко сформулировать, что именно является составляющими и доказать их независимость друг от друга. "Половина кусочка мела все еще является кусочком мела, только более коротким; половина дождевого червя – это половина дождевого червя, но все еще червь, по сути; половина человека – отнюдь не человек" – J. Shlien, Phenomenology and personality, 1963.

 

Конститунционализм/инвайронментализм. Генетический и средовой фактор соответственно. Практически все современные психологи занимают по этому вопросу интегральную позицию.

 

Изменяемость/неизменность. Здесь расходятся точки зрения на вопрос "насколько может меняться индивид в течение жизни?". Изменение поведения аморфных форм нельзя назвать фундаментальным изменением, а в случае формирования личности (в значении Личности) структура остается лабильной, но при этом ее "стержень" – личность не может изменяться с потерей своей структуры.

 

Субъективность/объективность. Что больше влияет на психику – внутренний опыт ли внешние воздействия? Вопрос полностью аналогичен п.4, но в нем почему-то психологи не объединяются на интегральной позиции. Возможно, это связано с тем, что представители одного класса психологических школ, а именно – гуманисты, в основном придерживаются позиции полной субъективности, трактуя человека как нечто самоценное, а представители другого направления – бихевиоризма во всех вариациях – рассматривают поведение, игнорируя индивидуальность психики.

 

Проактивность/реактивность. Здесь расхождение позиции по локусу мотиваций – относятся они к внутреннему миру или к внешним стимулам? Обладающие личностью проактивны, не обладающие личностью бессознательные массы – реактивны.

 

Гомеостаз/гетеростаз. Также мотивационный аспект, но с другой стороны: направлен ли индивид более на уменьшение внутреннего напряжения либо на развитие и самореализацию соответственно. Идет разделение по признаку наличия личности – у тех, у кого она отсутствует, реализовывать нечего, кроме амбиций.

 

Познаваемость/непознаваемость. Вопрос общегносеологического плана: с логической точки зрения о любом феномене нельзя сказать однозначно ни "мы это точно познаем!", ни "мы это никогда не познаем!", так как любой из этих тезисов de facto голословен. А частично личность, разумеется, познаваема.


Критерии оценки теории личности

Для систематизированной оценки теорий личности используются шесть основных критериев. В научном сообществе достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена положительно в том случае, если удовлетворяет каждому из перечисленных ниже критериев:

           Верифицируемость

По данному критерию теория оценивается позитивно в той степени, в какой ее положения открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Это означает, что теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержащиеся в ней концепции, предложения и гипотезы были определены ясно и недвусмысленно и логически связаны друг с другом. При таком изложении теории ее эмпирические заключения легко обосновываются логически и проверяются в формальном исследовании. Для иллюстрации этого правила представим себе, что мы хотим обосновать утверждение Альфреда Адлера о том, что у детей-первенцев, когда они становятся взрослыми, сильнее выражена мотивация достижения, чем у родившихся по счету вторыми, третьими и далее. Первой ступенью в обосновании гипотезы будет подбор соответствующей группы субъектов для проведения исследования. Далее, мы должны будем попросить каждого обследуемого сообщить, каким по счету ребенком в семье он родился. Гораздо сложнее измерить такую переменную, как достижения. Скажем, мы можем просто предложить испытуемым оценить уровень их интеллектуальных достижений по показателям академической успеваемости. Или можно понаблюдать за их стремлением к успеху во время учебы. Можно также предложить им составить самоотчет, что позволит нам оценить индивидуальные различия в мотивации достижения. При всем многообразии возможностей необходимо отметить следующий момент: хорошая теория должна вырабатывать проверяемые гипотезы. Чем более точным языком изложена теория, тем легче выполнить это условие.

 

Хотя это требование так легко уяснить, персонологам, оказывается, чрезвычайно трудно обеспечить даже умеренную эмпирическую поддержку своих теоретических позиций. Это не означает, что теории личности не способны порождать проверяемые гипотезы, но большинству теоретических концепций все же недостает критического эксперимента. Тем не менее, хорошая теория должна содержать проверяемые гипотезы о взаимосвязях между феноменами. Теория, которую невозможно подтвердить или опровергнуть, – это плохая теория. Она оказывается бесполезной для любой практической цели.

      Эвристическая ценность

Для психолога эмпирической ориентации вопрос о том, в какой степени теория стимулирует ученых проводить дальнейшие исследования, имеет первостепенное значение. Теории личности чрезвычайно сильно различаются по своей способности удовлетворять этому требованию. Некоторые из наиболее спорных теоретических определений личности, такие, например, как гуманистическая теория Эриха Фромма и теория личностных конструктов Джорджа Келли, дают минимальный импульс для дальнейшей исследовательской деятельности внутри самой психологии. Подобное положение дел обычно является результатом того, что теоретик не сумел дать рабочее определение своим концепциям, то есть не установил, с помощью каких операций они могут быть измерены или с какими наблюдаемыми характеристиками поведения они соотносятся. Конечно, компетентные последователи выдающегося теоретика могут повысить эвристическую ценность теории путем перевода базисных концепций в такую форму, которая даст толчок исследовательской активности.

 

 

      Внутренняя согласованность

В этом критерии заключено следующее условие: теория должна быть свободна от внутренних противоречий. То есть хорошая теория должна объяснять несхожие между собой феномены, следуя внутренне логичному методу. Заслуживающая внимания теория также должна состоять из положений и определений, которые последовательно согласуются друг с другом. В целом, теории личности вполне удовлетворяют этому стандарту, и в тех случаях, когда обнаруживаются противоречащие друг другу предсказания, их истоки обычно можно проследить в недопонимании исследователем исходных положений теории. Имея ряд гипотез о природе человека, вполне возможно вывести теорию личности, концепции и положения которой логично согласуются между собой.

      Экономность

Теорию также можно оценивать с позиции количества концепций, требуемых для описания и объяснения событий в пределах сферы охвата данной теории. Согласно принципу экономности, более простые и более четкие объяснения предпочтительнее более сложных. Иначе говоря, чем меньшее количество концепций и предположений требуется данной теории для объяснения какого-либо феномена, тем она лучше. И, наоборот, при прочих равных условиях, теория, содержащая избыточное количество концепций и предположений, рассматривается, в целом, как неудачная. Следующий пример поможет лучше понять важность этого критерия. Предположим, проведя бессчетное количество наблюдений, мы пришли к заключению, что, находясь в состоянии депрессии, люди: обычно оценивают себя негативно; пессимистически оценивают свое будущее; имеют тенденцию интерпретировать жизненный опыт как негативный.

Информация о работе Основные положения и критерии оценки психологической теории личности