Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:37, реферат
Достаточно дискуссионным и по настоящее время является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи - психологической коррекции и психотерапии. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
- работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и не хотят ничего изменять в жизни"; "во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит"; "у меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т.п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.
Существует также немало конкретных способов преградить путь "синдрому сгорания":
культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
- внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;
- удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
- стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
- способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
- открытость новому опыту;
- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
- обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, чем делает он сам);
- чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
- участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
- участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
хобби, доставляющее удовольствие.
Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.
2. Особенности психологического консультирования методами арт-терапии.
В личностно-центрированной, ли клиент-центрированной, теории подчеркивается важность Я-концепции людей, зависящей от способов, которыми они осознают и определяют себя. Стремление к актуализации, свойственное организму и делающее возможным его самосохранение исамоусиление – единственный мотивирующий стимул для людей. Я-концепцияскладывается у людей очень рано. Многие представления о себе, которые формируют Я-концепцию, вероятно основываются на собственноморганизмическом оценочном процессе. Однако другиепредставления о себе отражают понятия о ценностях других,рассматриваемые как понятия, основанные на собственноморганизмическом оценочном процессе. Таким образом, возникает конфликт между стремлением к актуализации и Я-концепцией, которая является подсистемой стремления актуализации. Этот конфликт препятствует правильному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта. Предвосприятие - это механизм, с помощью которого організм ощущает, в чем опыт не согласуется с Я-концепцией. В зависимости от степени угрозы, которую несет с собой опыт, организм может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди психологически благополучны в той степени, в какой их представления о себе позволяют им воспринимать существенный сенсорный и висцеральный опыт. Цели Роджерса и Маслоу в консультировании и в жизни. Определены шесть ключевых характеристик представлений о себе полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей:
открытость для опыта,
рациональность,
личнаяответственность,
чувство собственного достоинства,
способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений
ведение этичного образа жизни.
В практике личностно-центрированного консультирования акцент делается на качестве межличностных отношений. Центральное исходное положение следующее: если консультанты создают определенную атмосферу при налаживании отношений с клиентами, то личность этих клиентов конструктивно меняется. Не дается никакая предварительная оценка. Личностно-центрированный консультант обеспечивает всем клиентам конгруэнтность в отношениях, безусловное положительное отношение и эмпатию. Создание такой атмосферы способствует тому, что у клиентов возрастает конгруэнтность в отношениях, усиливаются чувства собственного достоинства и эмпатии. Таким образом, клиенты находятся в процессе становления личности и регулированиясобственной жизни.
3. Консультирование наркозависимых личностей.
Главной задачей консультирования химически зависимых клиентов является развитие опыта жизни без наркотиков и искусство сопротивления влиянию наркотической среды. Поэтому консультирование должно включать в себя:
1.развитие способности к самоосознанию и уважения к себе;
2.развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
3.развитие умений бороться со стрессом без употребления лекарств и наркотиков;
4.развитие умения распознавать форму «агитации» наркотической среды и сопротивляться ей;
5.методы отказа, развитие способности сказать «нет»;
6.развитие навыков борьбы с депрессией и неудачами,
7.развитие активной личностной позиции.
Психотерапия борется не с наркотиком, а с желанием человека сбежать с его помощью от реальности. Ее задачей является фактически перевоспитание, изменение взгляда человека на мир. Клиент должен перестать паразитировать на реальности, он должен принять ее и начать сотрудничать с миром, в котором он живет.
Когда же у него это получается, уже бывший наркоман еще больше начинает нуждаться в помощи консультанта, поскольку сразу появляется ряд проблем, справиться с которыми в одиночку очень сложно и проще заново окунуться в мир зависимости, поэтому работа на этом этапе самая сложная.
Когда наркоман прекращает прием вещества и приходит в себя, то неожиданно для него выясняется, что он остался один. Таким образом, химически зависимым приходится заново налаживать социальные контакты, менять образ жизни, привычки, приобретать новые интересы и увлечения, заниматься поиском работы. В ряде случаев ситуацию усложняют и болезни, сопутствующие химической зависимости (ВИЧ-инфекция, гепатиты, личностные изменения).
Характер запроса со стороны клиента:
-Я чувствую себя одиноким
-Я чувствую себя белой вороной среди других
-Мои знакомые меня избегают
Консультативные гипотезы :
-Клиент оказался в новых непривычных условиях и не знает, как себя вести в них
-Отсутствие необходимой поддержки со стороны близких
-Отсутствие трезвых друзей
-Клиент получает выгоду от своего положения одиночки
Вопросы и методики для проверки консультативных гипотез:
-Что вы сделали для того, чтобы оказаться одиноким?
-Что вы делаете, для того, чтобы не быть один?
-Как вы справляетесь с данной ситуацией?
-А с кем вы общаетесь?
-У вас есть трезвый круг общения?
-Опросник на определение одиночества
Способы оказания воздействия :
Консультант вырабатывает совместно с клиентом стратегию знакомства с новыми людьми, помогает выбрать тех людей, с которыми может и хочет общаться клиент и вырабатывает тактику и стратегию поведения с ними. С клиентом также можно обсудить проблему одиночества с экзистенциальных позиций психологического консультирования, поговорить о том, что значит одиночество, что это такое. Объяснить, что все люди по-своему одиноки, особенно в ситуации экзистенциального кризиса.
Психолог-консультант должен научить клиента основным правилам безопасности, среди которых постулат о занятости – в минуты, когда человек занят, гораздо меньше шансов на посещение его сознания мыслей о возобновлении увлечения наркотиками.
Консультант может использовать следующие техники при работе с клиентом в данной ситуации: ролевая игра, моделирование поведения, техники гештальттерапии (якорение, «горячий стул»), репетиция поведения, ранжирование ситуаций, вызывающих страх или высокую вероятность срыва с последующей проработкой.
Работа психолога-консультанта заключается и в просветительской работе: клиенту следует объяснить, что механизмы действия ПАВ сходны, что часто наркотические срывы происходят в состоянии алкогольного опьянения, когда в химически зависимого человеке «просыпается» больная личность, – личность наркомана, когда измененное сознание не в силах придерживаться законов логики. В этом случае психолог может рекомендовать чтение антинаркотической литературы (библиотерапия): Джек Лондон «Джон Ячменное зерно», например, написание сочинений на противонаркотические темы, противонаркотическую работу.
Кроме того, у таких людей всегда возникают личностные проблемы. Часто злоупотребление алкоголем и наркотиками связано с низкой самооценкой и большим самолюбием (болезненное самолюбие – это один из способов защиты личности от саморазрушения), поэтому значительная часть работы психолога-консультанта должна быть направлена на выработку адекватной самооценки, Я-концепции, уровня притязаний, понижение тревожности, снижение мотивации готовности к риску, выработку уверенности в себе и т.д. Очень часто, бросив наркотики, человек возвращается в компанию наркоманов или алкоголиков изначально не для того, чтобы принять наркотик, а для того, чтобы пообщаться с людьми, которые «все понимают» и не давят на его самолюбие. В такой ситуации психолог-консультант может работать с клиентом с помощью экзистенциальных методов консультирования, может использовать следующие техники: ролевая игра, моделирование, когнитивно-поведенческое консультирование, логотерапию Франкла и др.
Любой человек подвержен мыслям о суициде, не стоит даже говорить о человеке, личность которого подверглась очень сильным переменам за время употребления наркотиков или алкоголя. Для осуществления превенции самоубийств ВОЗ предлагает использовать три концептуальные модели.
Медицинская модель превенции рассматривает попытку суицида прежде всего как крик о помощи, к которому приводят эмоциональные расстройства и психологический кризис. Консультирование, медикаментозное и психотерапевтическое лечение, снижающие уровень аутоагрессии, являются основными задачами этой модели.
Социологическая модель ориентирована на идентификацию факторов и групп риска с целью адекватного контроля за суицидальными тенденциями.
Экологическая модель предусматривает исследование связи суицидов с факторами внешнего окружения в конкретном социокультурном контексте. Реализация этой модели состоит, прежде всего, в контроле и ограничении доступа к различным средствам и инструментам аутоагрессии.
Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальные мысли психологически понятны и сами по себе не являются болезнью, ибо представляют естественную часть человеческого существования; что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению, а потому предотвратимо, если у людей будет желание выслушать другого человека и помочь ему.
Суицидальная интервенция имеет целью сохранение жизни.
Поственция имеет в виду усилия по предотвращению повторения акта аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых расстройств у уцелевших и их окружения. Задачи поственции состоят в облегчении процесса приспособления к реальности у переживающих трудности, уменьшении степени заразительности суицидального поведения, оценке и идентификации факторов риска повторного суицида.
Заключение контракта. При любой степени суицидального риска, если дело не доходит до процедуры отслеживания, беседа продолжается в направлении выработки альтернативного решения. Оно вырабатывается совместно и предусматривает план действий. Он должен быть ясным и конкретным: где, как и с кем собирается провести абонент ближайшие часы и дни. Для этого важна уверенность, что собеседник контролирует мысли и чувства. По возможности, следует помочь ему отчетливо структурировать будущее. При необходимости оказывается не лишним побудить обратиться к специалистам, но не следует гарантировать быстрый и обязательный успех. Принципиальной установкой контракта является уверенность, что собеседники преследуют одну и ту же цель.