Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:38, контрольная работа
Важен вопрос о соотношении категорий деятельности и общения. Хотя каждая из них самостоятельна, следует отметить, что в ходе деятельности раскрываются отношения типа субъект объект - мир предметный человеческого бытия, а в ходе общения - отношения типа субъект.
Субъект - межличностные отношения людей, отношения человека к обществу. В психологии социальной есть постулат о единстве общения и деятельности, но его содержание раскрывается неоднозначно. С одной стороны, общение рассматривается как сторона деятельности; с другой, деятельность и общение полагаются двумя сторонами человеческого бытия и образа жизни.
1. Введение стр.3
2. Основные отличия общения от предметной деятельности стр.3
3. Особенности коммуникации, центрированной на партнёре стр.7
4. Список использованной литературы стр.10
Выделяют следующие виды общения:
1) ”Контакт масок” - формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используя привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности).
2) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
3) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
4) Деловое общение, - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но неинтересны дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5) Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, интонации, движениям.
6) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, демонстрация доброты и т.п.), в зависимости от особенностей личности собеседника.
7) Светское общение. Суть его в беспредметности, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.
вывод. Общение - базовая
категория, логический центр общей
системы психологической
Виды педагогических коммуникаций
Появление любого человека, отважившегося выступить перед аудиторией, вызывает у неё, прежде всего интерес к тому, как он выглядит, что и как делает, словом, как себя ведет.
Это вполне понятно, поскольку никакой другой информации он еще предложить не успевает. А не воспринимать зрители - слушатели не могут, для того они и собрались. И далее, когда выступающий произносит свои первые слова, в основном улавливается не столько их смысл, а то, как они звучат, какая поведенческая картина сопутствует им.
Общение, будучи сложным социально-психологическим прессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.
В структуру речевого общения входят:
1) Значение и смысл слов, фраз. Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
2) Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи.
3) Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - это паузы, а также звуки назализации - «хм-хм”, ”э-э-э”.
Невербальные средства общения изучают следующие науки:
а) кинетика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);
б) просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, интонационные характеристики голоса);
в) токесика (тактильные взаимодействия);
г) проксемика (ориентации, дистанция, пространственная организация общения).
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений.
Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения.
Список использованной литературы:
1) Д. П. Горский. Вопросы абстракции и образование понятий. - М., 1961;
2) Л. С. Выготский. Мышление и речь. - М., 1934;
3) Л. О. Резников. Понятие и слово. - Л., 1958;
4) М. М. Кольцов а. Обобщение как функция мозга. - Л., 1967;
5) Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. - М., 2004;
6) В.П.Конецкая, "Социология коммуникации". – М., 1997 г.