Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:48, реферат
Дошкольный возраст – это начальный этап формирования личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Основные личностные образования – соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование самосознания.
Введение
Соподчинение мотивов
Усвоение нравственных норм
Формирование самосознания
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Соподчинение мотивов
Усвоение нравственных норм
Формирование самосознания
Заключение
Список
литературы
Введение
Дошкольный возраст – это начальный этап формирования личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Основные личностные образования – соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование самосознания.
На
протяжении дошкольного возраста ребенок
проходит огромный путь развития –
от отделения себя от взрослого («я
сам») до открытия своей внутренней
жизни, самосознания. При этом решающее
значение имеют характер мотивов
побуждающих личность к удовлетворению
потребностей в общении, деятельности,
в определенной форме поведения. Развиваясь,
ребенок усваивает новые психологические
черты и формы поведения, благодаря которым
становится членом человеческого общества.
Соподчинение мотивов
Важнейшим новообразованием в развитии личности дошкольника является соподчинение мотивов. В старшем дошкольном возрасте формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др.), зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др.). Деятельность дошкольника начинает побуждаться не отдельными , не связанными друг с другом мотивами, которые сменяются , подкрепляют друг друга или вступают между собой в конфликт, а их иерархической системой. Возникает новый тип мотивации — иерархия мотивов, где постепенно основные и устойчивые побуждения приобретают ведущее значение и подчиняют себе более частные, ситуационные. Соподчинение мотивов связано с сознательным преодолением аффективно отрицательного отношения, с волевым усилием, которое осуществляется ради эмоционально привлекательной цели. Ребенок очень рано начинает переживать внутренний разлад, когда ему трудно отдать предпочтение какому-либо желанию. При возникновении нравственного конфликта колебания у младших дошкольников чаще всего заканчиваются победой более ситуативного желания, влекущего к легко достижимой цели. Чем старше становятся дети, тем легче они справляются с выполнением нужного действия вопреки привлекательной, но отвлекающей цели. Число эффективных действий уменьшается. Все более и более значимыми становятся мотивы общественного содержания.
Ребенок
в некоторых ситуациях уже
может сдерживать свои непосредственные
желания и поступать не так, как
хочется в данный момент, а так,
как «надо». Но это возможно не потому,
что в данном возрасте дети уже
умеют сознательно управлять
своим поведением, а потому, что
их нравственные чувства обладают большей
побудительной силой, чем другие
мотивы. Иначе говоря, детей старшего
дошкольного возраста характеризует
своеобразная «непроизвольная произвольность»,
которая обеспечивает устойчивость поведения
и создает единство их личности
2.Усвоение нравственных норм
Внешний мир - мир социальных отношений - требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.
Первостепенное значение для развития ребенка как социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что:
1)ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;
2) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта;
3) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.
Эмоциональное
и рассудочное отношение к
нравственным нормам и их выполнению
развивается у ребенка через
общение со взрослыми. Взрослый своим
отношением к поступку ребенка санкционирует
определенный тип поведения, он помогает
ребенку осмыслить
Определяющее значение для развития детской личности имеют чувства и воля. Обратимся к обсуждению эмоционально-волевых качеств ребенка дошкольного возраста[3,с.229].
Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводит к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны
устойчивость, неситуативность, соответствие внешних поступков внутренней позиции.
Начавшийся
в среднем дошкольном возрасте процесс
формирования произвольного поведения
продолжается в старшем. В этом возрасте
ребенок в достаточной степени знает свои
возможности, он ставит цели действия
и находит средства для их достижения.
У него появляется возможность планировать
свои действия и производить их анализ
и самоконтроль[1, с.73].
3.Формирование самосознания
Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание
Самосознание - это понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Предпосылка развития самосознания - отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке. («Я хороший, потому что мама так говорит»).
Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. Вместе с тем ребенок начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно осознают, что упрямство есть нарушение норм поведения, но тем не менее и сознательно проявляют его, но только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может подчеркивать свои детские черты, вызывающие любовь и умиление взрослых, и добиваться таким способом удовлетворения всех своих желаний[3, с.228].
Самооценка
наиболее сложный процесс развития
сознательной деятельности ребенка. Дети
стремятся общаться с взрослыми
не только по поводу своих внешних
действий, но и по поводу внутренних
состояний и переживаний.
Таким
образом, развитие самооценки и самосознания
составляет одно из основных новообразований
дошкольного возраста. В самосознании
отражено понимание ребенком своего
места в системе общественных
отношений, оценка своих возможностей
в области практического
Заключение
Таким образом, основными личностными новообразованиями дошкольного возраста являются соподчинение мотивов и формирование самосознания. В этот период начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать его личностью, хотя личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Информация о работе Основные новообразования личностного развития