Основные новообразования личностного развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:48, реферат

Описание работы

Дошкольный возраст – это начальный этап формирования личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Основные личностные образования – соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование самосознания.

Содержание

Введение
Соподчинение мотивов
Усвоение нравственных норм
Формирование самосознания
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.docx

— 22.97 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Соподчинение  мотивов

Усвоение  нравственных норм

Формирование  самосознания

Заключение

Список  литературы                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  Дошкольный  возраст – это начальный этап формирования личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные  друг с другом эмоциональная и  мотивационная сферы, формируется  самосознание.

  Основные  личностные образования – соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и  формирование самосознания. 

  На  протяжении дошкольного возраста ребенок  проходит огромный путь развития –  от отделения себя от взрослого («я сам») до открытия своей внутренней жизни, самосознания. При этом решающее значение имеют характер мотивов  побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, в определенной форме поведения. Развиваясь,  ребенок усваивает новые психологические черты и формы поведения, благодаря которым становится членом человеческого общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Соподчинение  мотивов

Важнейшим  новообразованием в развитии личности дошкольника является соподчинение мотивов. В старшем дошкольном возрасте формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др.), зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др.). Деятельность дошкольника начинает побуждаться не отдельными , не связанными друг с другом мотивами, которые сменяются , подкрепляют друг друга или вступают между собой в конфликт, а их иерархической системой. Возникает новый тип мотивации — иерархия мотивов, где постепенно основные и устойчивые побуждения приобретают ведущее значение и подчиняют себе более частные, ситуационные. Соподчинение мотивов связано с сознательным преодолением аффективно отрицательного отношения, с волевым усилием, которое осуществляется ради эмоционально привлекательной цели. Ребенок очень рано начинает переживать внутренний разлад, когда ему трудно отдать предпочтение какому-либо желанию. При возникновении нравственного конфликта колебания у младших дошкольников чаще всего заканчиваются победой более ситуативного желания, влекущего к легко достижимой цели. Чем старше становятся дети, тем легче они справляются с выполнением нужного действия вопреки привлекательной, но отвлекающей цели. Число эффективных действий уменьшается. Все более и более значимыми становятся мотивы общественного содержания.

Ребенок в некоторых ситуациях уже  может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как  хочется в данный момент, а так, как «надо». Но это возможно не потому, что в данном возрасте дети уже  умеют сознательно управлять  своим поведением, а потому, что  их нравственные чувства обладают большей  побудительной силой, чем другие мотивы. Иначе говоря, детей старшего дошкольного возраста характеризует  своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость поведения и создает единство их личности  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Усвоение нравственных норм 

  Внешний мир - мир социальных отношений - требует от ребенка нравственного развития, которое определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка.

  Первостепенное  значение для развития ребенка как  социального существа имеет знание нормативов поведения. На протяжении раннего  и дошкольного возраста ребенок  через общение с окружающими  его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм предполагает, что:

  1)ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;

  2) у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. Если ребенок действует, выходя за рамки привычного поведения, у него возникает ощущение дискомфорта;

  3) ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

  Эмоциональное и рассудочное отношение к  нравственным нормам и их выполнению развивается у ребенка через  общение со взрослыми. Взрослый своим  отношением к поступку ребенка санкционирует  определенный тип поведения, он помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость определенного  нравственного поступка. Именно на фоне эмоциональной зависимости  от взрослого у ребенка развивается  притязание на признание в сфере  морального поведения.

  Определяющее  значение для развития детской личности имеют чувства и воля. Обратимся к обсуждению эмоционально-волевых качеств ребенка дошкольного возраста[3,с.229].

    Усвоение ребенком норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами постепенно приводит к формированию первых задатков произвольного поведения, т.е. такого поведения, для которого характерны

устойчивость, неситуативность, соответствие внешних  поступков внутренней позиции.

  Начавшийся  в среднем дошкольном возрасте процесс формирования произвольного поведения продолжается в старшем. В этом возрасте ребенок в достаточной степени знает свои возможности, он ставит цели действия и находит средства для их достижения. У него появляется возможность планировать свои действия и производить их анализ и самоконтроль[1, с.73].   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Формирование  самосознания

  Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание

  Самосознание  -  это понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.

  Предпосылка развития самосознания  - отделение себя от других людей, которое происходит уже в конце раннего детства. Но, вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.

  Для того чтобы научиться правильно  оценивать себя, ребенок должен сначала  научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как  бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке. («Я хороший, потому что мама так говорит»).

  Старшие дошкольники в основном верно  осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним  со стороны окружающих. Это имеет  огромное значение для дальнейшего  развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным  образцам. Вместе с тем ребенок  начинает намеренно пользоваться отношением окружающих к тем или другим его  качествам и поступкам. В этом возрасте дети, как правило, прекрасно  осознают, что упрямство есть нарушение  норм поведения, но тем не менее и сознательно проявляют его, но только по отношению к тем взрослым, которые идут на уступки. Ребенок может подчеркивать свои детские черты, вызывающие любовь и умиление взрослых, и добиваться таким способом удовлетворения всех своих желаний[3, с.228].

  Самооценка  наиболее сложный процесс развития сознательной деятельности ребенка. Дети стремятся общаться с взрослыми  не только по поводу своих внешних  действий, но и по поводу внутренних состояний и переживаний.Понимание  собственных переживаний возникает  через высказывание вслух и осмысливание их значения для себя. Ребенок теперьне просто радуется, стесняется, обижается, но и констатирует: «Я рад», «Мне стыдно», «Мне обидно». Он осознает, какие переживания он испытывает.

  Таким образом, развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований  дошкольного возраста. В самосознании отражено понимание ребенком своего места в системе общественных отношений, оценка своих возможностей в области практического действия и пробуждение внимания к собственной внутренней жизни. Самосознание превращает индивида в самобытную личность [2,с.66]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Таким образом, основными личностными  новообразованиями дошкольного  возраста являются соподчинение мотивов  и формирование самосознания. В этот период начинает формироваться личностная мотивация, происходит развитие мотивов, связанных с моральными нормами. Ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать его личностью, хотя личностью еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Информация о работе Основные новообразования личностного развития