Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:41, реферат
Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.
На вере основывались и способы
лечения некоторых
В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.
Развитие психологии в новое время
С XVII века начинается новая эпоха
в развитии психологического знания.
Она характеризуется попытками
осмыслить душевный мир человека
преимущественно с
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716),
отвергнув установленное
Психология в этот период, так
же как и на первых этапах развития
античной науки, укрепила свою связь
с философией. Это объяснялось
тем, что, оставаясь в рамках науки
о душе (своего собственного предмета),
психологии сложнее было избавиться
от схоластических догм, отделиться от
богословия. Однако ориентация на философию
в то время сужала предмет психологии,
которая рассматривала в
Однако тесная связь с философией
не означала, что психология в это
время не искала собственного предмета
исследования, конкретного определения
области своей деятельности. Эта
область понималась, прежде всего, как
исследование путей становления
у человека картины окружающего
мира и самого себя. Причем эта картина,
как представлялось, должна была быть
осознанной. В осознанности души, в
разуме, вслед за психологами Средневековья,
ученым виделось отличие человека от
других живых существ. Так уточнялся
предмет психологии, которая становилась
наукой о сознании. При этом из нескольких
вопросов, исследовавшихся психологией
античности, - о познании, о движущих
силах и закономерностях
Это было связано с несколькими
причинами. Первая, о которой говорилось
выше, - стремление доказать возможности
человека в постижении истины на основе
знания, а не веры. В связи рассматривалось
психологами античности как одна
из составляющих душевной жизни. Таким
образом, из исследования на некоторое
время выпадали проблемы движущих сил
и регуляции внешней
Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.
При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная с Р. Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.
В начале Нового времени, несмотря на
усилия Ф. Бэкона, более распространенным
был рационалистический подход, который
разрабатывался такими известными учеными,
как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом
это было связано с необходимостью
для психологии и философии преодолеть
последствия схоластики. Однако уже
к середине века бурное развитие наук,
промышленности сделало очевидной
необходимость учитывать в
Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Появление строго объективных методов
исследования и изменение предмета
психологии сказались и на понимании
новым поколением психологов понятия
«душа». Так как в объяснении фактов
психической жизни она уже
не играла прежней роли, то, согласно
принципу Оккама, психология в то время
и не испытывала нужды в использовании
этого понятия в своих
В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60-х годах XIX
в. Оно было связано с созданием
специальных научно-
Основные направления в
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Учитывая то обстоятельство, что в последнее время почти каждые 4-6 лет появляется новое направление в психологии, имеет смысл говорить не о данной науке психологии, а о комплексе относительно автономных, развивающихся психологических дисциплинах. В целом, их можно разделить на фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).
Фундаментальные
отрасли психологии имеют общее,
методологическое значение для понимания
и объяснения психологических явлений
и фактов, поведения и поступков
людей, независимо от того, к какой
области реальности эти факты
и явления относятся, какой конкретной
деятельностью занимаются люди и
какими конкретными социально-
Прикладными обозначают отрасли психологической науки, достижения которых непосредственно используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные направления психологии имеют общие и специальные разделы. В общих разделах прикладной психологии ставятся и решаются проблемы анализа и обобщения конкретных фактов, полученных на практике. В специальных разделах осуществляется накопление фактов, а также разработка и описание конкретных методов, методик и техник преобразования и совершенствования практической сферы деятельности.
В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В обшей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.
Прикладные отрасли психологии, связанные с «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию.
В возрастной
и педагогической психологии изучают
законы развития психики ребенка
в различные возрастные этапы, а
также разрабатывают методы эффективного
обучения и воспитания детей и
взрослых в соответствии с их возрастными
и индивидуально-
Психодиагностика
включает вопросы разработки принципов
психодиагностического
Медицинская
психология содержит систематизированное
описание фактов и проявлений психических
пограничных состояний и
Психология
труда содержит круг вопросов относительно
психологических знаний о трудовой
деятельности человека, человеке как
субъекте труда, психологии профессий,
а также методах
Инженерная психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к проектированию и функционированию систем «человек-машина».
Психология управления содержит вопросы психологии формирования и развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения-, разработки и реализации управленческих решений, осуществления контроля, а также вопросы оценки и расстановки кадров.
Юридическая
психология изучает особенности
личности и поведения человека как
участника правоотношений, психические
процессы, темпераментные свойства и
качества характера со стороны проявления
их закономерностей в
Список литературы
Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996;
Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998;
Информация о работе Основные направления в психологии и история развития психологического знания