Основные направления в психологии и история развития психологического знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 07:41, реферат

Описание работы

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.
Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Работа содержит 1 файл

Основные направления в психологии и история развития психолог. знания.docx

— 32.07 Кб (Скачать)

На вере основывались и способы  лечения некоторых психосоматических  заболеваний (например, истерии), которые  использовались многими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение к одежде и т. п. становились мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобных заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.

В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного  на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным  состоянием. Если в античности эти  приемы основывались главным образом  на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным  приобретением психологии того времени.

Развитие психологии в  новое время

С XVII века начинается новая эпоха  в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками  осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой  экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем  различии, существующем между душой  человека и его телом: тело по своей  природе всегда делимо, тогда как  дух неделим. Однако душа способна производить  в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как  связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил  основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и  душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Психология в этот период, так  же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь  с философией. Это объяснялось  тем, что, оставаясь в рамках науки  о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию  в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики  человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время  еще не давало возможности выстроить  полноценную концепцию психического (особенно психики человека) на его  основе.

Однако тесная связь с философией не означала, что психология в это  время не искала собственного предмета исследования, конкретного определения  области своей деятельности. Эта  область понималась, прежде всего, как  исследование путей становления  у человека картины окружающего  мира и самого себя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в  разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся  предмет психологии, которая становилась  наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией  античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.

Это было связано с несколькими  причинами. Первая, о которой говорилось выше, - стремление доказать возможности  человека в постижении истины на основе знания, а не веры. В связи рассматривалось  психологами античности как одна из составляющих душевной жизни. Таким  образом, из исследования на некоторое  время выпадали проблемы движущих сил  и регуляции внешней деятельности. В то же время вопросы о содержании и пункциях сознания подвели ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении  человека. Так вновь перед психологией  вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, границы свободы  человека.

Таким образом, анализ становления  предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной  стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций  сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил  и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.

При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная с Р. Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.

В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был рационалистический подход, который  разрабатывался такими известными учеными, как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже  к середине века бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной  необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все  большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в то время  в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.

Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом  для обозначения направления  в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ  Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

Появление строго объективных методов  исследования и изменение предмета психологии сказались и на понимании  новым поколением психологов понятия  «душа». Так как в объяснении фактов психической жизни она уже  не играла прежней роли, то, согласно принципу Оккама, психология в то время  и не испытывала нужды в использовании  этого понятия в своих исследованиях. Однако в этом случае необходимо было найти другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии для внутренней и внешней  активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для  того времени физикой, законы И. Ньютона. Именно они и были использованы Декартом для обоснования первой в истории  психологии теории рефлекса, которая  со временем получала все большее  обоснование в открытиях в  смежных с психологией областях науки и стала одним из постулатов современной психологии.

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала  рост психологического знания. Имея своим  предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом  физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой  фантастические воззрения прежней  эпохи физиология переводила на язык опыта.

Выделение психологии в самостоятельную  науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием  специальных научно-исследовательских  учреждений – психологических лабораторий  и институтов, кафедр в высших учебных  заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических  явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основные направления в психологии

В настоящее  время психология представляет собой  весьма разветвленную систему наук. Учитывая то обстоятельство, что в  последнее время почти каждые 4-6 лет появляется новое направление  в психологии, имеет смысл говорить не о данной науке психологии, а  о комплексе относительно автономных, развивающихся психологических  дисциплинах. В целом, их можно разделить  на фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).

Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания  и объяснения психологических явлений  и фактов, поведения и поступков  людей, независимо от того, к какой  области реальности эти факты  и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и  какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают. В  силу универсальности фундаментальных  знаний они объединены в такое  направление, как «общая психология».

Прикладными обозначают отрасли психологической науки, достижения которых непосредственно используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные направления психологии имеют общие и специальные разделы. В общих разделах прикладной психологии ставятся и решаются проблемы анализа и обобщения конкретных фактов, полученных на практике. В специальных разделах осуществляется накопление фактов, а также разработка и описание конкретных методов, методик и техник преобразования и совершенствования практической сферы деятельности.

В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как  ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В обшей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.

Прикладные  отрасли психологии, связанные с  «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию.

В возрастной и педагогической психологии изучают  законы развития психики ребенка  в различные возрастные этапы, а  также разрабатывают методы эффективного обучения и воспитания детей и  взрослых в соответствии с их возрастными  и индивидуально-психологическими характеристиками.

Психодиагностика  включает вопросы разработки принципов  психодиагностического обследования детей и взрослых, описание процедуры  психодиагностики, конструктирования конкретных психодиагностических методик и тестов.

Медицинская психология содержит систематизированное  описание фактов и проявлений психических  пограничных состояний и заболеваний. Кроме того, в рамках медицинской  психологии описываются методы воздействия, психотерапии и психокоррекции людей.

Психология  труда содержит круг вопросов относительно психологических знаний о трудовой деятельности человека, человеке как  субъекте труда, психологии профессий, а также методах психологического сопровождения трудовой деятельности.

Инженерная  психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов  памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы  профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к  проектированию и функционированию систем «человек-машина».

Психология  управления содержит вопросы психологии формирования и развития работающего  коллектива, формирования в нем малых  групп и выдвижения лидеров, психологические  аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения-, разработки и реализации управленческих решений, осуществления контроля, а также вопросы оценки и расстановки кадров.

Юридическая психология изучает особенности  личности и поведения человека как  участника правоотношений, психические  процессы, темпераментные свойства и  качества характера со стороны проявления их закономерностей в профессиональной деятельности юриста, методы проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском  процессах, психологические вопросы  преступного индивидуального и  группового поведения, структуру личности преступника и факторы ее формирования. В рамках юридической психологии производится описание психологических  характеристик в деятельности адвоката, следователя, судьи, прокурора. Наконец, юридическая психология охватывает круг вопросов, связанных с психологией  осмотра места происшествия, проведения обыска, опознания, задержания, допроса, организации следственного эксперимента, а также поддержания высокой  эффективности и работоспособности  работника правоохранительных органов.

 

Список литературы

Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Т-1 1996;

Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998;

Информация о работе Основные направления в психологии и история развития психологического знания