Основные направления современной западной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении сущности бихевиоризма, основных положений когнитивной психологии, положений гештальтпсихологии.

Содержание

Введение 3
1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки,
изучающей поведение объективным путем 4
2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной
психологии 8
3. Тест 12
Заключение 13
Список литературы 14

Работа содержит 1 файл

Деловое общение к.р..doc

— 80.00 Кб (Скачать)

В своей теории социального научения Джулиан Роттер исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознании и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.

Дж.Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А.Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.

 

3. Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальтпсихологии:

а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;

б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера  и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;

в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».

Психологическое положение «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция» относиться к гештальтпсихологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека. Гештальтисты применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс образования в сознании людей целостного образа.

Вариант а относится  к когнитивному подходу, в котором  утверждается, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует.

Вариант б характеризует  бихевиоризм. Бихевиористская психология последовательно механистична: человек, как и животное, - это пассивный  механизм, своего рода машина, отвечающая на воздействия, независимо от того, обладает ли он психикой или нет.

 

Заключение

Как бихевиоризм, так и необихевиоризм не исследовал того, что происходит в сознании человека, поэтому данный подход в целом иногда называют подходом к человеку с позиции «черного ящика». Психологи, придерживающиеся данной философии и методологии, считают, что наука, объясняя человеческое поведение, должна иметь дело только с тем, что наблюдаемо, измеряемо, входит в организм в виде стимулов и выходит из него в форме реакций на эти стимулы.

Говорить о психологии как о единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.

 

Список литературы

 

1. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение - Владос, 1994.

2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

3. Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П.,  Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.

4. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружи-

нина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002.

5. Сайт www.psyarticles.ru.


Информация о работе Основные направления современной западной психологии