Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:48, реферат
Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Основные
методы педагогической
психологии
Наблюдение - основной, наиболее
распространенный в педагогической психологии
(и в педагогической практике в целом)
эмпирический метод изучения человека.
Под наблюдением понимается
целенаправленное, организованное
и определенным образом
фиксируемое восприятие
исследуемого объекта. Результаты фиксации
данных наблюдения называются описанием
поведения объекта.
Наблюдение может проводиться непосредственно
или же с использованием технических средств
и способов регистрации данных (фото-,
аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения
и пр.). Однако с помощью наблюдения можно
обнаружить лишь явления, встречающиеся
в обычных, "нормальных" условиях,
а для познания существенных свойств объекта
необходимо создание специальных условий,
отличных от "нормальных".
Различается
несколько видов наблюдений.
В зависимости от позиции наблюдателя
выделяются открытое и скрытое
Выделяются, далее, сплошное и выборочное н
Результат исследования, в котором используется
метод наблюдения, в значительной степени
зависит от самого исследователя, от его
"культуры наблюдения". Необходимо
учитывать специфические требования к
процедуре получения и трактовки информации
в наблюдении. Среди них особо выделяются
следующие:
1. Наблюдению доступны только внешние
факты, имеющие речевые и двигательные
проявления. Наблюдать можно не интеллект,
а то, как человек решает задачи; не общительность,
а характер взаимодействия с другими людьми
и т.д.
2. Необходимо, чтобы наблюдаемое явление,
поведение определялось операционально,
в терминах реального поведения, т.е. регистрируемые
характеристики должны быть как можно
более описательными и как можно менее
объяснительными.
3. Для наблюдения должны быть выделены
наиболее важные моменты поведения (критические
случаи).
4. Наблюдатель должен иметь возможность
фиксировать поведение оцениваемого лица
длительный промежуток времени, во многих
ролях и критических ситуациях.
5. Надежность наблюдения повышается в
случае совпадения показаний нескольких
наблюдателей.
6. Ролевые отношения между наблюдателем
и наблюдаемыми должны быть устранены.
Например, поведение ученика будет различным
в присутствии родителей, учителя и сверстников.
Поэтому и внешние оценки, даваемые одному
и тому же лицу по одному и тому же набору
качеств людьми, занимающими разное положение
по отношению к нему, могут оказаться разными.
7. Оценки в наблюдении не должны быть подвержены
субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям,
переносам отношения с родителей на ученика,
с успеваемости ученика на его поведение,
и т.п.).
Беседа - широко распространенный в
педагогической психологии
В беседах, диалогах, дискуссиях
выявляются отношения учащихся, учителей,
их чувства и намерения, оценки и позиции.
Исследователи всех времен в беседах получали
такую информацию, какую никакими другими
способами получить невозможно.
Психолого-
Беседа
включается как дополнительный метод
в структуру психолого-
Интервью называют целенаправленным
опросом. Интервью определяется как "псевдобеседа":
интервьюер все время должен помнить,
что он - исследователь, не упускать из
внимания план и вести разговор в нужном
ему русле.
Педагогов и психологов анкетирование
привлекло возможностью быстрых массовых
опросов учеников, учителей, родителей,
дешевизной методики и возможностью автоматизированной
обработки собранного материала.
Анкетирование
может быть устным, письменным, индивидуальным,
групповым, но в любом случае должно
отвечать двум требованиям - репрезентативности
и однородности выборки. Материал анкетирования
подвергается количественной и качественной
обработке.
Метод тестирования. В связи со спецификой
предмета педагогической психологии одни
из названных выше методов используются
в ней в большей степени, другие - в меньшей.
Однако все большее распространение в
педагогической психологии получает метод
тестирования.
Тест (англ. test - проба, испытание,
проверка) - в психологии - фиксированное
во времени испытание,
предназначенное для
установления количественных (и
качественных) индивидуально-психологических
различий (Бурлачук, 2000. С. 325). Тест - основной
инструмент психодиагностического обследования,
с помощью которого осуществляется психологический
диагноз.
Тестирование - далеко
не новый, но в недостаточно применяемый
в педагогической психологии метод
исследованияЕще в 80-90 гг. XIX в. исследователи
начали изучать индивидуальные различия
людей. Это привело к возникновению так
называемого испытательного эксперимента
- исследования с помощью тестов Применение тестов послужило толчком
для развития психометрического
метода,
основы которого были заложены Б. Анри
и А. Бине. Измерение школьных успехов,
интеллектуального развития, степени
сформированности многих других качеств
с помощью тестов стало неотъемлемой частью
широкой учебно-воспитательной практики.
Психология, предоставив педагогике инструмент
для анализа, тесно с ней соединились (отделить
тестирование педагогическое от тестирования
психологического иногда невозможно)
Если говорить о чисто педагогических
аспектах тестирования, укажем, прежде
всего, на использование тестов успеваемости.
Широко применяются тесты умений, таких,
как чтение, письмо, простейшие арифметические
операции, а также различные тесты для
диагностики уровня обученности - выявления
степени усвоения знаний, умений по всем
учебным предметам.
Обычно тестирование как метод психолого-педагогического
исследования сливается с практическим
тестированием текущей успеваемости,
выявления уровня обученности, контролем
качества усвоения учебного материала.
Наиболее полное и систематизированное
описание тестов представлено в труде А.
Анастази "Психологическое
тестирование". Анализируя тестирование
в образовании, ученый отмечает, что в
этом процессе используются все типы существующих
тестов, однако среди всех типов стандартизированных
тестов тесты достижения численно превосходят
все остальные. Они создавались для измерения
объективности программ и процессов обучения.
Обычно они "дают конечную оценку достижений
индивида по завершении обучения, в них
основной интерес сосредоточен на том,
что индивид может делать к настоящему
времени"
Все
сказанное выше означает, что использование
тестирования в педагогической психологии
требует специальной
Эксперимент -
один из основных (наряду с наблюдением)
методов научного познания вообще, психологического
исследования в частности. Отличается
от наблюдения активным вмешательством
в ситуацию со стороны исследователя,
осуществляющего планомерное манипулирование
одной или несколькими
Правильно поставленный эксперимент
позволяет проверять
При традиционном
планировании меняется лишь одна независимая
переменная,
при факторном - несколько. Достоинством
последнего является возможность оценки
взаимодействия факторов - изменения характера
влияния одной из переменных в зависимости
от значения другой. Для статистической
обработки результатов эксперимента в
этом случае применяется дисперсионный
анализ (Р.
Фишер). Если изучаемая область относительно
неизвестна и система гипотез отсутствует,
то говорят о пилотажном эксперименте,
результаты которого могут помочь уточнить
направление дальнейшего анализа. Когда
имеются две конкурирующие между собой
гипотезы и эксперимент позволяет выбрать
одну из них, говорят о решающем эксперименте.
Контрольный эксперимент осуществляется
с целью проверки каких-либо зависимостей.
Применение эксперимента, однако, наталкивается
на принципиальные ограничения, связанные
с невозможностью в ряде случаев осуществлять
произвольное изменение переменных. Так,
в дифференциальной психологии и психологии
личности эмпирические зависимости большей
частью имеют статус корреляций (т.е. вероятностных
и статистических зависимостей) и, как
правило, не всегда позволяют делать выводы
о причинно-следственных связях. Одна
из трудностей применения эксперимента
в психологии заключается в том, что исследователь
зачастую оказывается включенным в ситуацию
общения с обследуемым лицом (испытуемым)
и может невольно повлиять на его поведение
(рис. 8). Особую категорию методов психологического
исследования и воздействия образуют
формирующие, или обучающие, эксперименты.
Они позволяют направленно формировать
особенности таких психических процессов,
как восприятие, внимание, память, мышление.
Процедура эксперимента со
Чаще всего в психолого-педагогических
экспериментах имеют дело с 2 группами:
экспериментальной, в которую включается
изучаемый фактор, и контрольной, в которой
он отсутствует.
Экспериментатор по своему усмотрению
может видоизменять условия проведения
опыта и наблюдать последствия такого
изменения. Это, в частности, даёт возможность
находить наиболее рациональные приёмы
в учебно-воспитательной работе с учащимися.
Например, меняя условия заучивания того
или иного учебного материала, можно установить,
при каких условиях запоминание будет
наиболее быстрым, прочным и точным. Проводя
исследования при одинаковых условиях
с разными испытуемыми, экспериментатор
может установить возрастные и индивидуальные
особенности протекания психических процессов
у каждого из них.
По
форме проведения выделяют два основных
вида эксперимента - лабораторный и
естественный.
Лабораторный эксперимент проводится
в специально организованных искусственных,
условиях, призванных обеспечить чистоту
результатов. Для этого устраняются побочные
влияния всех одновременно происходящих
процессов. Лабораторный эксперимент
позволяет с помощью регистрирующих приборов
точно измерить время протекания психических
процессов, например быстроту реакции
человека, скорость формирования учебных,
трудовых навыков. Его применяют в тех
случаях, когда необходимо получить точные
и надёжные показатели при строго
определённых условиях. Более ограниченное
применение имеет лабораторный
эксперимент при
исследовании проявлений личности, характера. С одной стороны, здесь
сложен и многогранен объект исследования,
с другой - известная искусственность
лабораторной ситуации представляет большие
трудности. Исследуя проявления личности
в искусственно созданных особых условиях,
в частной, ограниченной ситуации, мы далеко
не всегда имеем основания заключить,
что аналогичные проявления будут характерны
для этой же личности в естественных жизненных
обстоятельствах. Искусственность экспериментальной
обстановки является существенным недостатком
данного метода. Она может повлечь нарушение
естественного хода исследуемых процессов.
Например, запоминая важный и интересный
учебный материал, в естественных условиях
ученик достигает иных результатов, нежели
когда ему предлагается в необычных условиях
запомнить экспериментальный материал,
непосредственно не представляющий для
ребёнка интереса. Поэтому лабораторный
эксперимент должен быть тщательно организован
и по возможности сочетаться с другими,
более естественными методиками.
Естественный эксперимент. Указанные
недостатки лабораторного эксперимента
в некоторой мере устраняются при организации
естественного эксперимента. Впервые
этот метод был предложен в 1910 г. А.Ф.
Лазурским на
1-м Всероссийском съезде по экспериментальной
педагогике. Естественный эксперимент
проводится в обычных условиях в рамках
привычной для испытуемых деятельности,
например, учебных занятий или игры. Зачастую
созданная экспериментатором ситуация
может остаться вне сознания испытуемых;
в этом случае положительным для исследования
фактором является полная естественность
их поведения. В других случаях (напр.,
при изменении методики преподавания,
школьного оборудования, режима дня и
т. п.) экспериментальная ситуация создаётся
открыто, таким образом, что сами испытуемые
делаются участниками её создания. Такое
исследование требует особенно тщательного
планирования и подготовки. Его имеет
смысл использовать, когда данные надо
получить в предельно короткие сроки и
без помех для основной деятельности испытуемых.
Существенный недостаток естественного
эксперимента -
неизбежное наличие неконтролируемых
помех, т. е. факторов, влияние которых
не установлено и не может быть количественно
измерено.
По количеству изучаемых
переменных различают одномерный и многомерный
эксперименты.
Одномерный эксперимент предполагает
выделение в исследовании одной зависимой
и одной независимой переменной. Он чаще
всего реализуется в лабораторном
эксперименте.
Многомерный
эксперимент. В естественном эксперименте
утверждается идея изучения явлений не
изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости.
Поэтому здесь чаще всего реализуется
многомерный эксперимент. Он требует одновременного
измерения множества сопутствующих признаков,
независимость которых заранее неизвестна.
Анализ связей между множеством изучаемых
признаков, выявление структуры этих связей,
её динамики под влиянием обучения и воспитания
являются основной целью многомерного
эксперимента.
Результаты экспериментального исследования
часто представляют собой не выявленную
закономерность, устойчивую зависимость,
а ряд более или менее полно зафиксированных
эмпирических фактов. Таковы, например,
полученные в результате эксперимента
описания игровой деятельности детей,
экспериментальные данные о влиянии на
какую-либо деятельность такого фактора,
как присутствие других людей и связанный
с этим мотив соревнования. Эти данные,
носящие часто описательный характер,
не раскрывают ещё психологического механизма
явлений и представляют лишь более определённый
материал, сужающий дальнейшую сферу поиска.
Поэтому результаты эксперимента в педагогике
и психологии нередко следует рассматривать
как промежуточный материал и исходную
основу для дальнейшей исследовательской
работы .
Информация о работе Основные методы педагогической психологии