Основные этапы развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным - тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и осознание процессов психики, и уже в конце прошлого - нынешнем веке появляется научное описание психики человека и научное понимание протекающих в организме и разуме процессов. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.

Содержание

Введение________________________________________________3
1. Развития представлений о системе психики человека в период античности и античной культуры___________________4
2. Развитие психологических знаний в эпоху феодализма ___9
3. Психологическая мысль в XVII в._____________________11
4. Психологическая мысль и развитие взглядов на систему психики человека в XVIII в.________________________________14
5. Завершающий этап развития представлений о природе психики XIX - XX вв._____________________________________17
Заключение ____________________________________________20
Литература___________________________________________21

Работа содержит 1 файл

История психологии.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

17

5. Завершающий этап развития представлений

о природе психики XIX - XX вв.

 
 

    В начале XIX века стали складываться новые  подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим  предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых  порах руководящим принципом физиологии было “анатомическое начало”. Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.

    Так, фантастическая по своей эмпирической фактуре рефлекторная схема Декарта  оказалась правдоподобной благодаря  обнаружению различий между чувствительными (сенсорными и двигательными  (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг. Открытие принадлежало врачам и натуралистам чеху И. Прахазке, французу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу. Оно опытным путем доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не сознания (или души) как особой бестелесной сущности.

    Второе  открытие, которое подрывало версию о существовании этой сущности, было сделано при изучении органов  чувств, их нервных окончании. Оказалось, что какими бы стимулами на эти нервы ни воздействовать, результатом будет один и тот же специфический для каждого из них эффект, например, любое раздражение зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек света. На этом основании немецкий физиолог Иоганнес Мюллер (1801-1858) сформулировал “закон

    18

специфической энергии органов чувств”: никакой  иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань, не обладает.

    Выводы  Мюллера укрепляли научное воззрение  на психику, показывая причинную  зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата.

    Наконец, еще одно открытие подтвердило зависимость  психики от анатомии центральной  нервной системы и легло в  основу приобретшей огромную популярность френологии. Его автор - австрийский анатом Франц Галль  (1758-1828) - предложил “карту головного мозга”, согласно которой различные способности “размещены” в определенных участках, мозга. Это, по мнению Галля, влияет на форму черепа и позволяет, ощупывая его, определять по “шишкам”, насколько развиты у данного индивида ум, память и другие функции. Френология, при всей ее фантастичности, побудила к экспериментальному изучению размещения (локализации) - психических функций в головном мозге.

    В своей лабораторной экспериментальной работе физиологи - люди естественнонаучного склада ума -  вторгались в область, которая издавна считалась заповедной для философов как “специалистов по душе”. В итоге психические процессы перемещались в тот же ряд, что и видимая под микроскопом и, препарируемая скальпелем нервная ткань, их порождающая. Оставалось, правда, неясным, каким образом совершается чудо порождения психических продуктов, которые человек не может увидеть, собрать в пробирку и т. д. Тем не менее, выяснялось, что эти продукты даны в пространстве. Подрывался постулат, считавшийся со времен Декарта самоочевидным: душевные явления отличаются от всех остальных своей непространственностью.

    К новым открытиям пришел другой - исследователь органов чувств, физиолог Эрнст Вебер (1795 - 1878). Он задался вопросом: насколько следует

    19

изменять  силу раздражения, чтобы субъект  уловил едва заметное различие в ощущении. Таким образом, акцент сместился: предшественников Вебера занимала зависимость ощущении от нервного субстрата, его самого- зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов. Обнаружилось, что между первоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное (разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение стало уже другим.

    Опыты и математические выкладки стали  истоком течения, влившегося в современную  науку под именем психофизики. Ее основоположником выступил немецкий ученый Густав Фехнер (1801 - 1887). Развитие психофизики  начиналось с представлений о, казалось бы, локальных психических феноменах, которые имели огромный методологический и методический резонанс во всем корпусе психологического знания. В него внедрялись эксперимент, число, мера.

    Прорыв  от психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, что разделил принципы причинности и закономерности. Ведь психофизиология была сильна выяснением причинной зависимости субъективного факта (ощущения) от строения органа (нервных волокон), как этого требовало “анатомическое начало”. Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате, строго эмпирически, могут быть открыты законы, которым подвластны ее явления. Было доказано, что психические процессы совершаются в нервной системе.

    Центральной фигурой в создании основ психологии как науки, имеющей собственный  предмет, был Герман Людвиг Гельмгольц (1821-1894). Его разносторонний гений  преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе  психического.  

20

Заключение.

 
 

    Дальнейшие исследования в области психики и психологии, проводились уже многочисленными учеными, было открыто понятие рефлекторной дуги и анализатора (Сеченов), затем были исследованы практически все основные психические процессы, память и т.п., подведена научная основа под понятие о гипнозе и подсознание, исследованы сны. В нашем веке психология стала одной из самых “влиятельных” наук, а знание системы психики человека, его характера, темперамента и т.п. стало неотъемлемой частью уже производственного, научного и многих других процессов, однако есть еще много непознанного в человеке, в его психике, поэтому, исследования в этой области должны постоянно продолжаться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21

Литература

 
 

Петровский  А.В. Вопросы истории и теории психологии. 1998

Петровский А.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах.  Т-1 1996

Петровский  А.В. Ярошевский  М.Г. Краткий курс истории психологии

Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии. Питер,2008


Информация о работе Основные этапы развития психологии