Основные исторические этапы развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:07, реферат

Описание работы

Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.

Содержание

1. История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции 3
2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования 5
3. История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья 7
4. История развития психологической мысли в эпоху Возрождения и Новое время (XVII в.) 8
5. Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и первой половине XIX в. 11
6. Развитие психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX - начале XX века. Развитие экспериментальной психологии и отраслей психологии 12
7. Структурализм и функционализм 14
8. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона 16
9. Возникновение психологии в России 18
10. Заключение 19
ЛИТЕРАТУРА 20

Работа содержит 1 файл

психреферат.docx

— 42.17 Кб (Скачать)

6. Развитие психологии  как самостоятельной науки во  второй половине XIX - начале XX века. Развитие  экспериментальной психологии и  отраслей психологии

 

Выделение психологии в самостоятельную  науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием  специальных научно-исследовательских  учреждений — психологических лабораторий  и институтов, кафедр в высших учебных  заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических  явлений. Первым вариантом экспериментальной  психологии как самостоятельной  научной дисциплины явилась физиологическая  психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

В области сознания, полагал  Вундт, действует особая психическая  причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито  на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается  в том, чтобы дать как можно  более детальное описание этих элементов. «Психология — это наука о  структурах сознания» — это направление  назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.

Один психолог сравнивал  картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это  может находиться в сознании одновременно. В поле сознания выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены — это «периферия сознания». Содержания сознания, заполняющие обе описанные области сознания, находятся в непрерывном движении. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще я субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость — это удовольствие и возбуждение, надежда — удовольствие и напряжение, страх — неудовольствие и напряжение.

Но идея разложения психики  на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых  элементов сложные состояния  сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически  перестала существовать.

 

 

7. Структурализм и функционализм

 

Основатель структурализма – Э. Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержанием психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное  в определенную структуру. Главные  задачи психологии – предельно точное определение содержания психики, выделение  исходных элементов и законов, по которым они объединяются в структуру.

Психику Титченер отождествлял с сознанием, а все, что за пределами  сознания, причислял к физиологии. При этом «сознание» в концепции  Титченера и обычное самонаблюдение человека – не одно и то же. Человек  склонен совершать «ошибку стимула» - смешивать объект восприятия и  восприятие объекта: описывая свой психический  опыт, говорить об объекте.

Титченер отверг концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом  элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило  основаниям структурализма, так как  сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто  интеллектуальные структуры.

Титченер считал психологию фундаментальной, а не прикладной наукой. Он противопоставил свою школу другим направлениям, не вошел в Американскую психологическую ассоциацию и создал группу «Эксперименталистов», издавая  «Журнал экспериментальной психологии».

Отвергая взгляд на сознание как устройство «из кирпичей и  цемента», ученые, разрабатывавшие  новое направление в психологии - функционализм, приходили к выводу о необходимости изучать динамику психических процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на определенную цель.

Практически одновременно с  положениями Вундта идея о том, что  каждый психический акт имеет  определенную направленность на объекты  внешнего мира, была высказана австрийским  ученым Ф.Брентано (1838-1917). Начав свою деятельность в качестве католического  священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873). Брентано предложил свою концепцию  психологии, противопоставив ее господствовавшей в то время программе Вундта («Исследования  по психологии органов чувств» (1907) и «О классификации психических  феноменов» (1911)).

Главной для новой психологии он считал проблему сознания, необходимость  определить, чем отличается сознание от всех других явлений бытия. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого  непременного признака сознания Брентано предложил термин интенция. Она изначально присуща каждому психическому явлению  и благодаря этому позволяет  отграничить психические явления  от физических.

Считая, что при обычном  самонаблюдении, так же как и при  использовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт, можно  изучить лишь результат, но не сам  психический акт, Брентано решительно отвергал принятую в лабораториях экспериментальной  психологии процедуру анализа, считая, что она извращает реальные психические  процессы и феномены, которые следует  изучать путем тщательного внутреннего  наблюдения за их естественным течением. Скептически относился он и к  возможности объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот метод  в психологию, и, безусловно, очевидными считал только психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчеркивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер.

8. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

 

«Бихевиоризм» (от англ. —  «поведение») — течение, возникшее  в начале XX в., утверждающее в качестве предмета психологии поведение. Основатель бихевиоризма — американский психолог Джон Уотсон (1878—1958). С точки зрения бихевиоризма предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве принципа научного подхода бихевиоризм  признает принцип детерминизма —  причинно-следственное объяснение событий, явлений. Бихевиористы определяют поведение  как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней  среды. Д. Уотсон разрабатывает схему  поведения S — R, где S — «стимул», характеризующий  все воздействия внешней среды; R— «реакция» (или «следствие»), т. е. те изменения в организме, которые  могли быть зафиксированы объективными методами.

Схема S — R означает, что  стимул порождает некоторое поведение  организма. Опираясь на данный вывод, Д. Уотсон представил научную программу, цель которой — научиться управлять  поведением. В лабораториях ставилось  большое количество экспериментов  на животных, преимущественно на белых  крысах. В качестве экспериментальных  устройств были изобретены различные  типы лабиринтов и «проблемных ящиков», в которых исследовались возможности  крыс формировать определенные навыки. Тема изучения навыков путем проб и ошибок стала центральной. Учеными  был собран и обработан огромный экспериментальный материал о факторах, определяющих модификацию поведения.

Уотсон отрицал существование  инстинктов: то, что кажется инстинктивным, есть социальные условные рефлексы. Он не признавал существования наследственных дарований; считал, что все в человеке определяет только воспитание, научение.

Эмоции бихевиоризм рассматривает  как реакции организма на специфические  раздражители (внутренние – сердцебиение, повышение давления и т.п., - и внешние). Страх, гнев и любовь – единственное, что возникает не в процессе научения. Младенцы от природы способны испытывать эти эмоции: страх – от громкого звука и при потере опоры; гнев – от сковывания; любовь – при  прикосновении, укачивании.

Уотсон утверждал, что  мышление есть неявное моторное поведение (речевая реакция или движение), и подтверждал это опытами  по измерению состояний «голосовой коробки».

Практическим итогом бихевиоризма Уотсона была разработка программы  «оздоровления общества», построение экспериментальной этики на принципах  бихевиоризма. Для создания совершенного общества Уотсон просил «дюжину здоровых младенцев» и возможность воспитывать  их в своем специальном мире.

Бихевиоризм приобрел в Америке  необычайную популярность. На его  материале состоялось знакомство с  психологией «широких масс». Появилось  множество периодических изданий, популярных передач («Советы психолога», «Как сохранить душевное здоровье»  и т. п.), возникла сеть кабинетов  психологической помощи («Психолог  – прием днем и ночью»). С 1912 года Уотсон начал заниматься рекламой, реализуя на практике свои идеи программирования поведения.

9. Возникновение психологии в России

 

Основоположником отечественной  научной психологии считается доктор И.М.Сеченов (1829-1905). В своей книге "Рефлексы головного мозга" (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у  рефлексов: они берут начало во внешнем  воздействии, продолжаются центральной  нервной деятельностью и заканчиваются  ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов  предпринял попытку "вырвать" психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена  специфика психической реальности в сравнении с физиологической  ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

 Экспериментальное направление  в психологии с использованием  объективных методов исследования  развивал академик В.М.Бехтерев (1857-1927). Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были  направлены на изучение условно-рефлекторных  связей в деятельности организма.  Его работы плодотворно повлияли  на понимание физиологических  основ психической деятельности, однако собственной психологической  концепции И.П.Павлов не создал. Значительный вклад в развитие  психологии XX в. внесли наши ученые  Л.С.Выготский (1896-1934), А.Н.Леонтьев (1903-1979), А.Р.Лурия (1902-1977) и П.Я.Гальперин  (1902-1988).

 

10. Заключение

 

В настоящее время психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. В большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Психология

2. http://www.vocabulary.ru/

3. http://www.pedlib.ru/Books/1/0155/index.shtml

4. http://referats.allbest.ru/psychology/14657.html

5. http://www.i-u.ru/biblio/archive/godfrua_chto/default.aspx

6. http://psylib.org.ua/books/rubin01/index.htm

4. Ждан А.Н. История  психологии. От античности до  наших дней. - М., 1990.

6.Петерс В.А. Психология  и педагогика. – М.: Проспект, 2005.

7.Романова И.А. Психология  и педагогика. – М.: Экзамен, 2006.

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

9. Трусов В.П. Современные  психологические теории личности. – Л.: Наука, 1990.

 

 

 


Информация о работе Основные исторические этапы развития психологии