Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 22:07, реферат
Время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
1. История психологии как наука - её предмет, метод, задачи и функции 3
2. Основные исторические этапы развития психологии. Развитие представлений о предмете и методах психологического исследования 5
3. История развития психологической мысли в эпоху античности и Средневековья 7
4. История развития психологической мысли в эпоху Возрождения и Новое время (XVII в.) 8
5. Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (XVIII в.) и первой половине XIX в. 11
6. Развитие психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX - начале XX века. Развитие экспериментальной психологии и отраслей психологии 12
7. Структурализм и функционализм 14
8. Классический бихевиоризм Дж. Уотсона 16
9. Возникновение психологии в России 18
10. Заключение 19
ЛИТЕРАТУРА 20
Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60-х годах XIX
в. Оно было связано с созданием
специальных научно-
В области сознания, полагал
Вундт, действует особая психическая
причинность, подлежащая научному объективному
исследованию. Сознание было разбито
на психические структуры, простейшие
элементы: ощущения, образы и чувства.
Роль психологии, по мнению Вундта, заключается
в том, чтобы дать как можно
более детальное описание этих элементов.
«Психология — это наука о
структурах сознания» — это направление
назвали структуралистский
Один психолог сравнивал
картину сознания с цветущим лугом:
зрительные образы, слуховые впечатления,
эмоциональные состояния и
Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
Основатель структурализма – Э. Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержанием психологии должно стать содержание сознания, упорядоченное в определенную структуру. Главные задачи психологии – предельно точное определение содержания психики, выделение исходных элементов и законов, по которым они объединяются в структуру.
Психику Титченер отождествлял
с сознанием, а все, что за пределами
сознания, причислял к физиологии.
При этом «сознание» в концепции
Титченера и обычное
Титченер отверг концепцию, согласно которой к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые образования в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. Это положение противоречило основаниям структурализма, так как сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут создать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.
Титченер считал психологию
фундаментальной, а не прикладной наукой.
Он противопоставил свою школу другим
направлениям, не вошел в Американскую
психологическую ассоциацию и создал
группу «Эксперименталистов», издавая
«Журнал экспериментальной
Отвергая взгляд на сознание
как устройство «из кирпичей и
цемента», ученые, разрабатывавшие
новое направление в психологии
- функционализм, приходили к выводу
о необходимости изучать
Практически одновременно с
положениями Вундта идея о том, что
каждый психический акт имеет
определенную направленность на объекты
внешнего мира, была высказана австрийским
ученым Ф.Брентано (1838-1917). Начав свою
деятельность в качестве католического
священника, он оставил ее из-за несогласия
с догматом о непогрешимости папы
и перешел в Венский
Главной для новой психологии
он считал проблему сознания, необходимость
определить, чем отличается сознание
от всех других явлений бытия. Он утверждал,
что позиция Вундта игнорирует активность
сознания, его постоянную направленность
на объект. Для обозначения этого
непременного признака сознания Брентано
предложил термин интенция. Она изначально
присуща каждому психическому явлению
и благодаря этому позволяет
отграничить психические
Считая, что при обычном
самонаблюдении, так же как и при
использовании тех видов
«Бихевиоризм» (от англ. — «поведение») — течение, возникшее в начале XX в., утверждающее в качестве предмета психологии поведение. Основатель бихевиоризма — американский психолог Джон Уотсон (1878—1958). С точки зрения бихевиоризма предметом психологии как науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т. е. факты поведения. В качестве принципа научного подхода бихевиоризм признает принцип детерминизма — причинно-следственное объяснение событий, явлений. Бихевиористы определяют поведение как совокупность реакций организма, обусловленных воздействием внешней среды. Д. Уотсон разрабатывает схему поведения S — R, где S — «стимул», характеризующий все воздействия внешней среды; R— «реакция» (или «следствие»), т. е. те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами.
Схема S — R означает, что
стимул порождает некоторое поведение
организма. Опираясь на данный вывод, Д.
Уотсон представил научную программу,
цель которой — научиться управлять
поведением. В лабораториях ставилось
большое количество экспериментов
на животных, преимущественно на белых
крысах. В качестве экспериментальных
устройств были изобретены различные
типы лабиринтов и «проблемных ящиков»,
в которых исследовались
Уотсон отрицал существование
инстинктов: то, что кажется инстинктивным,
есть социальные условные рефлексы. Он
не признавал существования
Эмоции бихевиоризм
Уотсон утверждал, что
мышление есть неявное моторное поведение
(речевая реакция или движение)
Практическим итогом бихевиоризма Уотсона была разработка программы «оздоровления общества», построение экспериментальной этики на принципах бихевиоризма. Для создания совершенного общества Уотсон просил «дюжину здоровых младенцев» и возможность воспитывать их в своем специальном мире.
Бихевиоризм приобрел в Америке
необычайную популярность. На его
материале состоялось знакомство с
психологией «широких масс». Появилось
множество периодических
Основоположником
Экспериментальное
В настоящее время психология активно взаимодействует с большим количеством других наук и отраслей научного знания. В большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) — заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе.
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. http://www.vocabulary.ru/
3. http://www.pedlib.ru/Books/1/
4. http://referats.allbest.ru/
5. http://www.i-u.ru/biblio/
6. http://psylib.org.ua/books/
4. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. - М., 1990.
6.Петерс В.А. Психология и педагогика. – М.: Проспект, 2005.
7.Романова И.А. Психология и педагогика. – М.: Экзамен, 2006.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
9. Трусов В.П. Современные
психологические теории
Информация о работе Основные исторические этапы развития психологии