Основные характеристики сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:05, реферат

Описание работы

Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор.
Поэтому проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение сознания человека на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

Содержание

Введение стр.3
Глава I. Развитие психики и возникновение сознания стр.4-8
 Возникновение психики. стр.4
 Стадии развития психики стр.6
Глава II.Характеристики сознания и его структура стр.9-13
Заключение стр.14
Список используемой литературы стр.

Работа содержит 1 файл

Министерство внутренних дел Российской Федерации.docx

— 35.35 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение         стр.3

     Глава I. Развитие психики и возникновение сознания  стр.4-8

  • Возникновение психики.    стр.4
  • Стадии развития психики    стр.6

     Глава II.Характеристики сознания и его структура  стр.9-13

     Заключение        стр.14

     Список  используемой литературы     стр.15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Человек - высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.

     Многие  века люди спорили, отличен ли человек  в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом  продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет  до сих пор.

     Поэтому проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение сознания человека на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин.

     Вопросам  исследования сознания посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы сознания.

     Актуальность  данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме сознания в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

     Целью написания реферата является изучение темы "Основные характеристика сознания" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

     Источниками информации для написания работы по теме "Характеристика сознания, как  высшей формы психического отражения" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические  труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой  области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных  тематике сознания, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

     Глава I. Развитие психики и возникновение сознания

     Возникновение психики

     С появлением живой материи характер взаимодействия организма с окружающей средой изменился. Взаимодействие в  виде обмена веществ стало необходимым условием сохранения жизни. В процессе эволюции у живых организмов сформировалась способность выделять из окружающей среды нужные вещества и реагировать на них, что сделало организм активным в процессе обмена веществ. Активность проявляется в особом свойстве живых организмов - раздражимости. Раздражимость - это допсихическая форма отражения внешней среды, проявляющаяся в реагировании на вещества, необходимые для поддержания существования организма.

     Условия жизни на этапе допсихического отражения таковы, что организму нет необходимости в особой ориентировочной поисковой деятельности, а следовательно, и в специальном органе, обеспечивающем ориентировку. У него сформировалась способность к отражению только узкого круга внешних воздействий - тех, от которых зависит его существование. Такие воздействия называются биотическими. Ответная реакция также осуществляется только на биотические раздражители. Допсихическое отражение имеет место у растений и некоторых элементарных форм жизни, промежуточных между растительным и животным миром.

     На  этапе допсихической жизни организмы способны только к конкретному типу движений, которые именуются тропизмами. Тропизмы - это движения в определенном направлении под влиянием биологически значимых раздражителей. Примерами тропизмов являются: движение растений к солнцу (фитотропизм); движение корней глубоко в почву, где есть влага и вещества, необходимые для жизни (геотропизм); движение к теплу (термотропизм). Тропизмы могут быть положительными - движения к условиям, необходимым для жизни, или отрицательными - движения от вредных для организма условий.

     Организмы, обладающие раздражимостью, живут в  строго определенной среде, где есть все необходимые для жизни  условия. Но в окружающей среде постоянно  происходят изменения, нарушающие сложившиеся  способы взаимодействия между организмом и средой. Если тому или иному  виду начинает недоставать необходимых  для обмена веществ условий, ему  предстоит либо вымереть, либо изменить форму взаимодействия со средой. Эволюция психики и поведения представляет собой череду подобных изменений.

     Усложнение  условий жизни (выход из водной среды  на сушу, недостаток пищевых ресурсов и т.д.) потребовало усовершенствования форм приспособительного поведения, расширения отражательных функций и переход  от элементарных тропизмов к более  сложным поведенческим актам, которые  могли бы обеспечить поиск важных для жизни условий существования. Организмы начинают реагировать  не только биотические раздражения, но и на те, которые сами по себе являются индифферентными, абиотическими, но могут  сигнализировать появление биологически значимых агентов. Они выполняют  сигнальную и ориентировочную функции  в жизнедеятельности организмов. Новая форма отражения получила название чувствительность. У живых  организмов появилась способность  к ощущениям как к отражению  различного рода воздействий окружающей среды в их объективных свойствах  и связях с другими вещами. Так  возникло новое свойство органической материи - психическое отражение, характерное  для животной формы жизни. Возникла психика как особое свойство, заключающееся  в активном отражении объективной  реальности и саморегуляции на этой основе своего поведения. Мир объектов, которые организм оказался способным воспринимать, существенно расширился, что повысило адекватность его ориентировки в среде. Возникает и новый вид поведения - активный поиск биологически значимого объекта, о котором сигнализирует абиотический раздражитель. Постепенно живые организмы приобретают способность к закреплению связей между нейтральными и значимыми воздействиями, а впоследствии к их изменению и формированию новых связей.

     Появление чувствительности определило более  высокий, качественно новый уровень  отражения объективной действительности и выступает как объективный  критерий возникновения психики. Разнообразие внешних условий жизни, их постоянное изменение стали причиной дальнейшего  развития психики, появления ее новых, более совершенных форм.

     Стадии  развития психики

     Выделяют  три основные стадии развития психики  у животных - элементарной сенсорной психики, стадия перцептивной психики и интеллекта по следующим критериям: форме психического отражения, ведущему типу поведения и строению нервной системы.

     Стадия  элементарной сенсорной  психики. Психическое отражение животных, находящихся на этой стадии, имеет форму чувствительности только к отдельным свойствам среды, т.е. форму элементарных ощущений. Соответственно поведение животных отвечает тому или иному отдельному свойству.

     Учитывая  эволюцию внутри стадии, выделяют в  ней низший и высший уровни. На низшем уровне есть организмы, которые стоят  на грани растительного и животного  мира, например жгутиковые. Представителями  низшего уровня являются также губки, простейшие, кишечнополостные, низшие черви. На высшем уровне расположено  большое число многоклеточных беспозвоночных и некоторые виды позвоночных. Для них характерны достаточно сложное строение нервной системы, сложная и высокодифференцированная организация двигательного аппарата. Формы их поведения сложнее и разнообразнее. Тем не менее, им также присуще отражение отдельных свойств среды, а не целостных вещей.

     В процессе эволюционного развития животных на стадии элементарной сенсорной психики  у многих из них сформировалась достаточно сложная форма поведения - инстинкт. Инстинкт - это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством  которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.

     Стадия  перцептивной психики характеризуется способностью отражения внешней действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами среды, но в форме отражения набора качеств, вещей. На этой стадии также выделяются низший и высший уровни. На разных уровнях стадии перцептивной психики находятся большинство существующих ныне позвоночных животных. На высшем уровне расположены все млекопитающие.

     У животных на стадии перцептивной психики формируется более сложный тип пластичного индивидуального поведения, механизмом которого служит анализ и синтез условий окружающей среды, осуществляемые на основе более развитой формы психического отражения. Материальным субстратом новой формы отражения и нового типа поведения стало усложнение строения и функций центральной нервной системы и прежде всего развитие коры больших полушарий головного мозга. Значительные изменения произошли также в развитии органов чувств, в первую очередь зрения. Одновременно развивались и органы движений.

     Стадия  интеллекта. На этой стадии находится небольшое число видов самых высокоорганизованных млекопитающих - человекоподобных обезьян. Отличительная способность интеллекта животных заключается в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей у них возникает отражение целостных ситуаций и отношений между предметами. В поведении животных возникает еще более сложная форма - решение задач.

     Усложнение  форм психического отражения и поведения  животных на стадии интеллекта взаимосвязано  с усложнением строения головного  мозга, развитием корковых структур. Наиболее радикальные анатомо-физиологические  преобразования произошли в лобных долях головного мозга, регулирующих интеллектуальное поведение.

     Стадия  интеллекта человекоподобных обезьян  представляет собой верхнюю границу  развития психики животных. Далее  начинается качественно новый этап в истории развития психики - сложный  и длительный процесс историко-эволюционного  развития Homo sapiens, или «Человека разумного».

     Сознание  человека возникло и развивалось  в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех  нескольких десятков тысяч лет, которые  мы относим к истории человеческого  общества. Главным условием возникновения  и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая  требует кооперации, общения и  взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

     Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств.

 
     Глава II. Характеристики сознания и его структура.
     Психика, как отражение действительности в мозгу человека, характеризуется  разными уровнями. Высший уровень  психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

     Первая  его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление.

     Вторая  характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение «Я» от «не-Я» - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

     Третья  характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые коррективы и т.д. Всякое нарушение, в результате болезни или по каким-то иным причинам, возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

     Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и, прежде всего, общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т.д.

     Низший  уровень психики образует бессознательное. Бессознательное - это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие «сознание», «социальное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата.

     Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

     Сознанию  человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира. Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме движения материи.

     Человек отражает внешний мир не в пассивном  созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение  мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое преобразование действительности.

     Содержание  сознания обязательно, так или иначе, практически реализуется. Но для  этого оно приобретает характер замысла, или идеи. Идея - это не только знание того, что есть, но и планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

     Творческая  деятельность сознания тесно связана  с практической деятельностью человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели. Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет потребность человека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к целеполаганию - специфически человеческая способность, составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными потребностями.

     Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы  не сводятся к простому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность  миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимые  человеку, обществу. Следовательно, и  цели человека порождены общественной практикой, объективным миром и  предполагают его.

     Но  человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего «Я» и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства, творчества.

     Признание активного, творческого характера  сознания является необходимым требованием  понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы истории. Связь  с действительностью осуществляет не само по себе сознание, а реальные люди, практически преобразующие  мир. Объективный мир, воздействуя  на человека и отражаясь в его  сознании, превращается в идеальное. Будучи следствием воздействия внешнего мира как причины, сознание, идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание через практику оказывает обратное влияние на породившую его действительность. Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и общественному сознанию, прежде всего, прогрессивным идеям.

Информация о работе Основные характеристики сознания