Основные факторы формирования личности и их взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 02:08, контрольная работа

Описание работы

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм, и объявило их греховными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической красоты считалось еретической, и совершенно заглохла.

Работа содержит 1 файл

Контрольная по психологии моя.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Ведение

 

    Что такое  личность? По этому вопросу велись  и ведутся долгие, нескончаемые  споры.

    Существует  также точка зрения, согласно  которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует  и мыслит, совершает поступки, находится  в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.

    Во-первых, крайне  трудно, практически невозможно  представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным «лицом», без потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания - нонсенс. Если подобные люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социально и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собственно личностного развития.

    Во-вторых, личностью  в полном смысле слова является  человек, который не вынуждается вступать в какие-либо общественные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.

    Наконец, еще  один признак личности состоит  в непременном обладании способностью  и полем для творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не только «в себе», субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, «для других». Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характерные особенности личности, но и без этого рассуждать о личности, по меньшей мере, странно.

    Идеал человеческой  личности - это представление о  совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Посмотрите на героев сказок, песен, народных былин и сказаний. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.

    Идеал телесной  и духовной красоты занимал  умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм, и объявило их греховными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической красоты считалось еретической, и совершенно заглохла.

    Идея гармонического  развития человека вновь прозвучала  и получила дальнейшее развитие  в трудах педагогов-гуманистов  эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром.

    И, тем не  менее, ни одна страна не  может похвастаться ее достаточно полной реализацией, да и понимается она разными педагогическими и философскими школами, мягко говоря, неоднозначно.

    Следует иметь  в виду, что в любом обществе  существует два педагогических  идеала личности. Один - высокий,  широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение - быть маяком, ориентиром, высшим образом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Назовем его «реальным идеалом». Реальный идеал - это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям.       

 

1. Личность. Понятие личности.

 

    Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

   Личности бывают  разные - гармонично развитые и  реакционные, прогрессивные и  односторонние, высоконравственные  и подлые, но при этом каждая  личность неповторима. Иногда  это свойство - неповторимость - называют  индивидуальностью, как проявление единичного.

    Однако понятия  индивид, личность и индивидуальность  не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников.

    Межличностные  связи, формирующие личность в  коллективе, внешне выступают в  форме общения или субъект  - субъектного отношения наряду  с субъект - объектным отношением, характерным для предметной деятельности.

    Личность каждого  человека наделена только ей  присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

    Образ жизни  как социально - философское понятие отбирает в многообразии качеств и свойств, присущих данной личности, лишь социально устойчивое, социально типичное, характеризуя общественное содержание ее индивидуальности, раскрывая человека, стиль его поведения, потребности, предпочтения, интересы, вкусы не со стороны его психологических особенностей, отличающих его от других людей, а со стороны тех свойств и черт его личности, которые заданы самим фактом его существования в определенном обществе. Но если под индивидуальностью подразумевается не особенность внешнего облика или манеры поведения человека, а уникальная форма существования и неповторимого проявления общего в жизнедеятельности личности, то индивидуальное есть тоже социальное. Поэтому образ жизни личности выступает как глубоко индивидуализированная взаимосвязь объективного положения человека в обществе с его внутренним миром, то есть представляет своеобразное единство социально типизированного (унифицированного) и индивидуального (уникального) в поведении, общении, мышлении и бытовом укладе людей.

    Иначе говоря, мировоззрение личности приобретает  общественно - практическое и полноценное в нравственном плане значение постольку, поскольку оно стало образом жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные факторы формирования личности

 

Личность является одним  из тех феноменов, которые редко  истолковываются одинаково двумя  разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного

развития и включения  индивида в систему социальных отношений

посредством активной деятельности и общения".  В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения  и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение; 

3) культура;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальный опыт.

 Проанализируем влияние  этих факторов на личность.

 

1)Биологическая наследственность.

Кирпичный дом не может  быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов  животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей.

Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

 

2)Факторы среды.

    Влияние среды имеет два отдельных источника: физическая среда и социальная среда. Последнюю надо к тому же уточнить, разделив ее на семью - первая и главная социальная ячейка, в которой вращается ребенок - и на более обширные социальные группы как: школа, приход, отряд.., чтобы ограничиться самыми важными. Можно было бы конечно расширить эту среду на понятия как: нация, раса и т. д., так как безусловно между молодым французом, североамериканцем и китайцем есть существенные разницы. Однако мы не будем вдаваться в такие подробности. Руководители сами могут нанести к этому конспекту поправки, связанные с различием влияния среды в той стране, где они живут.  
  1. Физическая среда. Мы на ней не будем долго останавливаться. Человек имеет такие обширные возможности приспосабливаться к климату, к местности, к пищи, что вряд ли физическая среда имеет такую значительную роль.  
  Мы знаем, что климатические и географические факторы играют роль в социальных проявлениях народов, но это главным образом чувствуется у так называемых "примитивных народов". Однако в больших городах /это уже искусственный физический фактор/ люди более индивидуалистично настроены, чем в деревнях, где все происходит на виду у всех. По этой причине в деревнях люди более консерваторы, а в городах более свободолюбивы.  
  Питание, тоже играет свою роль. Пример огромной страны как Индия нам показывает, что вегетарианцы более сдержанные, более терпеливые. Правда тут входят возможно и другие факторы, но ведь все знают, что мясо действует как возбуждающее, так как дает больше энергии организму.  
  2. Семья. Среди факторов развития личности, семья, и, в частности, родители, играет самую значительную роль. Это вполне понятно по той причине, что до школьного периода ребенок находится почти исключительно под ее влиянием. А первые годы его развития самые важные в его жизни, так как они дают ему первый импульс, первые навыки, которые останутся в основе его дальнейших приобретений.  
  Но родители не только первые воспитатели ребенка. Для его всецелого развития они должны ему служить и примером. Мы уже говорили, что развитие личности происходит при наличии двух операций:  
приноравливании и усваивания. В течение своего роста ребенок переходит /как бы пробуя/ от одной к другой. Он останавливается лишь тогда, когда ему удалось гармонически сочетать эти два противоположных точения. Это сочетание же будет возможно лишь при "идентификации" /уподоблении/.  
  Если он мальчик, его идеал - стать "как папа", если он девочка "как мама". Без этого постоянного влечения он никогда не дойдет до зрелого возраста. Понятно, что если родители не будут им заниматься, он будет искать примера у других - среди учителей, старших товарищей, других членов семьи или знакомых. То же случится, если родители будут для него плохим примером. Или же в последнем случае, что еще хуже, он последует их плохому примеру /отсюда пословица: "Каков отец, таков и сын"/.  
  3. Школа, отряд, приход... Помимо своей семьи ребенку очень рано приходится участвовать и в других социальных группах.  
  - Школа и отряд: В плане социологическом школа и отряд имеют большие сходства. Это группа товарищей приблизительно того же возраста под надзором взрослого человека /учителя, руководителя/. Этот взрослый человек может играть роль заместителя родителей и стать тем примером, в котором дети нуждаются для идентификации. Однако в теперешнее время разведчество в глазах ребенка часто принимает более важный, более серьезный характер, по той простой причине, что школа часто не способна сыграть в его жизни воспитательной роли. Кроме того, его отношения со школьными товарищами могут быть глубокими лишь, если он будет с ними встречаться помимо уроков. В каком-то смысле школа не только не помогает его внедрению в социальную среду /что научно называется "социализация"/, но ему мешает. Ее дисциплинарные методы заглушают в ребенке всякую спонтанность. Поэтому все чаще и чаще приходится встречать "диких детей", которые чудятся среди ровесников, не имеют чувства плеча, а думают сперва о себе. Эти недостатки разведчество  может искоренить при помощи основных его методов; игра, которая возвращает ребенку присущую ему спонтанность, и звеновая система, которая ставит разведчиков в постоянное взаимовлияние и взаимоотношение.  
  Но вернемся теперь к тому, о чем мы говорили выше: руководитель может служить разведчику примером для идентификации. Иными словами он может заменить родителей в одной из их основных ролей. Любой руководитель будет польщен таким доверием ребенка, иной будет немного встревожен. В какой-то мере естественно и нужно, чтобы руководитель служил примером разведчику. Тем не менее не желательно, чтобы его авторитет заменял полностью авторитет родителей. Бывают конечно безвыходные положения: разведенные браки, пьянство или просто смерть одного или обоих родителей. В таком случае желательно даже, чтобы руководитель или руководительница, физически или психологически заменили отсутствующее лицо. Но во всех других случаях необходимо, чтобы руководитель употребил весь свой авторитет на восстановление авторитета родителей. Он не должен забывать, что главные воспитатели - родители. Поэтому он может помогать, давать советы, делиться своим мнением, но ни в коем случае он не должен принимать все воспитание на себя. Если, например, разведчик поделится с ним о важном событии в своей жизни, он должен узнать: в курсе ли дела родители или нет... Если нет, он конечно не пойдет и не расскажет всего родителям /это был бы "донос", который сильно повредил бы его авторитету/, но всячески постарается убедить разведчика, что он должен сказать это и родителям, хотя бы, если нужно, в его присутствии.  
  - Приход. Мы здесь не будем изучать приход с точки зрения его духовного влияния на развитие ребенка. Как и в изучении факторов семьи и отряда, нас сейчас приход интересует лишь как социальная ячейка, которая помогает ребенку расти - то есть приспособляться к среде взрослых людей.  
  Он для социологов более схожий с семьей, чем школа и отряд. Его существование требует координированных усилий людей разных полов и возрастов под руководством священника /"отца"/. Последний и должен помочь ребенку стать полноценным членом прихода. Но  помимо священника ребенок будет сталкиваться с разными другими людьми, в сущности ему чужими. Некоторые будут ему помогать в развитии духовном как и в социальном - т.е. будут ему давать роль в приходе /например прислуживать/. Другие могут его, наоборот, оттолкнуть от церкви. Известно например, что кликушество - многих подростков удаляет от церкви и препятствует вообще их отношениям с пожилыми людьми.

Информация о работе Основные факторы формирования личности и их взаимосвязь