Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:52, шпаргалка
Таблица с краткими описаниями основных школ психологии личности.
Автор | Школа | Основные понятия | Определение
личности
Структура личности |
Основные труды |
Лазурский | Ленинградская-петербургская школа | |||
Мясищев | Ленинградская-петербургская школа | Отношение
- это связь субъекта с объектом.
Оно едино, однако имеет структуру,
отдельные компоненты которой могут
выступать как частичные Эмоциональный компонент - Отражает переживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера. Познавательный компонент - включает отношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление. Тесно связан со склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности, которые человек предпочитает. Поведение - отражает конативную сторону отношения. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работой самосознания личности. Виды отношений - Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, - направленность. Познавательная сторона - Она же «оценочная» сторона отношения. Отражает когнитивную составляющую целостного отношения личности. Поведенческая сторона - конативная сторона отношения, его поведенческое проявление. |
Личность
- это система ее отношений, в которых
она проявляется во всей полноте
и целостности.
Структурная характеристика
освещает нам человека со стороны
его целостности или |
Концепция неврозов. Невроз трактуется как болезнь личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела большое научное и практическое значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов. |
Ананьев | Ленинградская-петербургская школа | Индивидуальность
- это продукт слияния Ядро личности - это ее направленность. Направленность и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека. Онтогенез индивидуальности - Онтогенез индивидуальности - внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Интериндивид - В личности Ананьев различал интериндивидную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности. Интраиндивид - или интраиндивидная структура включает пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности. Совокупность свойств интраиндивидной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер - это вершина личностных свойств. |
Личность
- составляющая индивидуальности, ее характеристика
как общественного индивида, объекта
и субъекта исторического процесса.
Личность - «вершина» всей структуры
человеческих свойств. Развитие личности
направляется развитием индивидуальности.
Структура личности строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок). |
1)Исследование
человека как целого, как индивидуальности;
2)Исследование структуры личности; 3)исследование онтогенеза индивидуальности. |
Платонов | ||||
Рубенштейн | Московская школа | Сознание
- сознание как высший психический
процесс является способом личностной
регуляции складывающихся в деятельности
отношений, это выражение отношения
субъекта к миру
Жизнь - особое измерение личности, то, в чем личность объективирует свою сущность. Ответственность - это серьезное отношение к жизни, включает представление о ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым человеком. Ответственность касается не только всего содеянного, но и всего упущенного. Самосознание - структура личности, возникающая по мере того, как она реально становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания являются этапами вычленения личности из непосредственных связей с окружающим миром, овладения этими связями и отношениями посредством действий. |
Личность
- это субъект жизни, она связывает
клубок из всех нитей - возрастной, событийной,
продуктов творчества, социальных достижений
- своим собственным уникальным узлом,
определяя качество своей жизни
В разработанной
Рубинштейном структуре личности представлены
психологической модальности |
|
Леонтьев | Московская школа | Деятельность
- Предмет рассмотрения в теории
деятельности - целостная деятельность
субъекта как органическая система
во всех ее формах и видах.
Становление личности - это становление личностных смыслов. Единицы деятельности - считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Действие - под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив - опредмеченная потребность. Ведущая деятельность - имеет ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности. Основания для типологии личности - в теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру. Первое рождение личности - происходит, когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий. Второе рождение личности - происходит, когда возникает его сознательная личность. |
Личность - это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру. | Теория деятельности |
Мерлин | Пермская школа | «Очерк
теории темперамента».
«Проблемы экспериментальной психологии личности» «Очерк теории темперамента», 2-е изд. «Лекции по психологии мотивов». «Очерк интегрального исследования индивидуальности». | ||
Узнадзе | Тбилисская школа |
Информация о работе Основные авторы и школы психологии личности