Основные авторы и школы психологии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

Таблица с краткими описаниями основных школ психологии личности.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 19.04 Кб (Скачать)
Автор Школа Основные  понятия Определение личности

Структура личности

Основные  труды
Лазурский Ленинградская-петербургская школа      
Мясищев Ленинградская-петербургская школа Отношение - это связь субъекта с объектом. Оно едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут  выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью.

Эмоциональный компонент - Отражает переживание отношения  человека к окружающему миру, к  собственной деятельности и личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления темперамента и характера.

Познавательный  компонент - включает отношение к  миру как к объекту познания, его  оценку и осмысление. Тесно связан со склонностями и способностями  человека, определяющими те виды деятельности, которые человек предпочитает.

Поведение - отражает конативную сторону отношения. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования, вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работой самосознания личности.

Виды отношений - Важнейшими видами отношений Мясищев  считал потребности, мотивы, эмоциональные  отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, - направленность.

Познавательная  сторона - Она же «оценочная» сторона  отношения. Отражает когнитивную составляющую целостного отношения личности.

Поведенческая сторона - конативная сторона отношения, его поведенческое проявление.

Личность - это система ее отношений, в которых  она проявляется во всей полноте  и целостности.

Структурная характеристика освещает нам человека со стороны  его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины  или поверхности, преобладания или  относительной недостаточности  тех или иных психических функций

Концепция неврозов. Невроз трактуется как болезнь  личности, вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личностных отношений. Эта концепция имела  большое научное и практическое значение, оказав влияние на всю  последующую теорию и практику психотерапии неврозов.
Ананьев Ленинградская-петербургская школа Индивидуальность - это продукт слияния социального  и биологического в индивидуальном развитии человека. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта в общей структуре, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и является важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Индивидуальность - это "глубина" личности и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих человека как субъекта деятельности и субъекта психической активности.

Ядро личности - это ее направленность. Направленность и индивидуальный стиль деятельности обеспечивают содружество всех уровней, что выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека.

Онтогенез индивидуальности - Онтогенез индивидуальности - внутренне  противоречивый, неравномерный и  гетерохронный процесс.

Интериндивид - В личности Ананьев различал интериндивидную структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личность с ее общественными связями и взаимоотношениями в деятельности.

Интраиндивид - или интраиндивидная структура включает пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личности; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутреннее психическое образование самой личности. Совокупность свойств интраиндивидной структуры составляет характер как систему свойств личности, ее субъектных отношений к обществу, людям, самой себе, постоянно реализующихся в общественном поведении и закрепленных в образе жизни. Характер - это вершина личностных свойств.

Личность - составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта  и субъекта исторического процесса. Личность - «вершина» всей структуры  человеческих свойств. Развитие личности направляется развитием индивидуальности.

Структура личности строится одновременно по субординационному  принципу соподчинения более общих  свойств элементарным, частным социальным и психофизиологическим свойствам  и координационному принципу, при  котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (например, система ценностных ориентации, установок).

1)Исследование  человека как целого, как индивидуальности;

2)Исследование  структуры личности;

3)исследование  онтогенеза индивидуальности.

Платонов        
Рубенштейн Московская  школа Сознание - сознание как высший психический  процесс является способом личностной регуляции складывающихся в деятельности отношений, это выражение отношения  субъекта к миру

Жизнь - особое измерение  личности, то, в чем личность объективирует  свою сущность.

Ответственность - это серьезное отношение к  жизни, включает представление о  ее необратимости, о том, что ее детерминация осуществляется здесь и теперь этим конкретным поступком, совершаемым  человеком. Ответственность касается не только всего содеянного, но и  всего упущенного.

Самосознание - структура личности, возникающая  по мере того, как она реально  становится самостоятельным субъектом. Этапы развития самосознания являются этапами вычленения личности из непосредственных связей с окружающим миром, овладения  этими связями и отношениями  посредством действий.

Личность - это субъект жизни, она связывает  клубок из всех нитей - возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений - своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни

В разработанной  Рубинштейном структуре личности представлены психологической модальности деятельности - потребности, способности, направленность. В «Основах общей психологии» личности определяется через триединство - что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.

 
Леонтьев Московская  школа Деятельность - Предмет рассмотрения в теории деятельности - целостная деятельность субъекта как органическая система  во всех ее формах и видах.

Становление личности - это становление личностных смыслов.

Единицы деятельности - считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые  с ними деятельность <=> действия <=> операции. Действие - под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой.

Мотив - опредмеченная потребность.

Ведущая деятельность - имеет ведущее значение в формировании новых психических процессов  и свойств детской личности.

Основания для  типологии личности - в теории деятельности предлагается использовать следующие  основания при создании типологии  личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру.

Первое рождение личности - происходит, когда у ребенка  проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий.

Второе рождение личности - происходит, когда возникает  его сознательная личность.

Личность - это то, что человек создает  из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания  при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру. Теория  деятельности
Мерлин Пермская  школа     «Очерк  теории темперамента».

«Проблемы экспериментальной  психологии личности» 

«Очерк теории темперамента», 2-е изд.

«Лекции по психологии мотивов».

«Очерк интегрального исследования индивидуальности».

Узнадзе Тбилисская  школа      

Информация о работе Основные авторы и школы психологии личности