Ошибочные действия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:49, контрольная работа

Описание работы

Тайны подсознания всегда являлись объектом интереса для всего человечества. Лечение методом психоанализа раз за разом доказывает свою эффективность с момента его создания. Рассмотрим основы методов психоанализа на примере ошибочных действий человека, особенности скрытых намерений человека при ошибках.
Главная заслуга Фрейда состоит в том, что он полностью перевернул мнение о психологии в мировом понимании, объявив её «наукой о бессознательном». Однако сам Фрейд заботился о трактовке собственных взглядов, лично читая лекции как врачам так и не специалистам.

Работа содержит 1 файл

ошибочные действия контр..docx

— 30.72 Кб (Скачать)
  1. ВВЕДЕНИЕ.
 

     Тайны подсознания всегда являлись объектом интереса для всего человечества. Лечение методом психоанализа раз  за разом доказывает свою эффективность  с момента его создания. Рассмотрим основы методов психоанализа на примере ошибочных действий человека, особенности скрытых намерений человека при ошибках.

     Главная заслуга Фрейда состоит в том, что он полностью перевернул мнение о психологии в мировом понимании, объявив её «наукой о бессознательном».  Однако сам Фрейд заботился о трактовке собственных взглядов, лично читая лекции как врачам так и не специалистам.

     Особенности психоанализа до сих пор вызывают много несогласий, но нельзя не признать действенность этого метода лечения.

     Большую роль в психоанализе, помимо сновидений, играют так называемые ошибочные действия - описки, оговорки, ослышки, обмолвки, забывание слов и вещей. Фрейд придавал анализу ошибочных действий огромное значение и написал о них одну из самых знаменитых своих книг - "Психопатологию обыденной жизни" (1901), которая имеет непреходящее значение не только для психопатологии, но и для лингвистики, филологии, любой герменевтической практики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ИХ ВИДЫ. 

     Ошибочные действия – это психопатология в обыденной жизни, краткий  сбой в психической функции, когда вытесненное актуализируется в обход сознанию, или совершение другого действия вместо задуманного. 
По содержанию ошибочные действия весьма разнообразны. По-Фрейду они 
могут проявляться через: 1) оговорки, описки, очитки, ослышки. 2) 
забывание, запрятывание, затеривание, ошибки-заблуждения. Главное различие двух групп в том, что в первом случае нечто намеренно актуализируется, а во втором нечто намеренно не актуализируется. 
Оговорки – один из распространённых видов ошибочных действий, 
разделяются по принципу на: замену слов противоположными и искажение слов смысл которых остаётся вполне ясным.

     Границы ошибочных действий задаются тремя следующими условиями. 
1) Ошибочное действие не выходит за определённые рамки, оно 
должно оставаться “в пределах нормальных явлений”. 
2) Ошибочное действие имеет характер преходящего, временного 
нарушения. 
3) Заметив ошибочное действие, мы обычно ничего не знаем о его 
мотивах, нам кажется, что оно совершенно случайно и 
непреднамеренно. 
Чтобы сразу отсечь большее число претензий к теории, например, таких 
как утверждение Вундта, что у утомлённого человека ассоциативные 
наклонности начинают преобладать над интенцией к верному произношению слов, нужно сказать что. Опыт показывает, что ошибочные действия проявляются лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованны. И почему подобные теории не могут дать исчерпывающего объяснения тому, что человек оговорился так, а не иначе? Начиная исследования при такой постановке вопроса, Фрейд и сам себе задаёт вопрос “существует ли что-то, что заставляет меня оговориться так, а не иначе?”. Ещё Мэрингер и Майер отмечали такие виды оговорок, как: перемещения, предвосхищения, отзвуки, смешения, замещения и субституции. Фрейд пишет о том, что наибольший интерес представляют случаи таких оговорок, когда говорят совершенно противоположное тому, что собирались. Он говорит это потому, что такие примеры в наибольшей степени подтверждают такой немаловажный постулат его теории ошибочных действий, как то, что: 
“ошибочные действия возникают в результате интерференции двух различных намерений, из которых одно можно назвать нарушенным, а другое нарушающим”. Следуя этому пути, ошибочные действия сами по себе в таком их понимании, имеют смысл, они являются совершенно правильными, только они возникают вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия, но как показывает жизнь это намерение и является первично верным. Очевиден ли их смысл или он требует некоторых размышлений – вопрос второй важности. Фрейд говорил, что в первом случае смысл заменяется, а во втором искажается. Однако подавление имеющегося намерения что-либо сказать, является непременным условием возникновения оговорки во всех случаях, когда за ней не стоит чисто физиологическая причина, а психический акт. О таком роде ошибочных действий, как забывание, Фрейд писал, что не может поверить ни в какую причину этого, кроме как неподконтрольная актуализация вытесненного намерения вместо замещающего его. Подчёркиваю, что Фрейд не объясняет сущность процесса, говоря, что природу тенденции нарушающей речевое намерение нельзя определить по её проявлениям.

     Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими  свойствами. Прежде всего, содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы, как в случае с латентными знаниями. Нет, они сильны, и сила их проявляется в том, что  они оказывают влияние на наши действия и состояния. Итак, первое отличительное свойство бессознательных  представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления.

     По  мнению З.Фрейда, психическая жизнь  человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное  влечение (либидо). Оно существует уже  у младенца, хотя в детстве оно  проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные  с ними представления вытесняются  из сознания и живут в сфере  бессознательного. Они имеют большой  энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает  им сопротивление. Тем не менее, они  прорываются в сознательную жизнь  человека, принимая искаженную или  символическую форму.

     За  ошибкой, по Фрейду, кроется вытеснение чего-то неприятного, что не может  быть высказано напрямик. Демонстрируя смысл ошибочных действий, он приводит такие примеры:

     "Если  одна дама с кажущимся одобрением  говорит другой: "Эту прелестную  новую шляпку вы, вероятно, сами  обделали?"(вместо - отделали) - то  никакая ученость в мире не  помешает нам услышать в этом  разговоре фразу: "Эта шляпка  безнадежно испорчена". Или если  известная своей энергичностью  дама рассказывает: "Мой муж  спросил доктора, какой диеты  ему придерживаться, на это доктор  ему ответил - ему не нужна  никакая диета, он может есть  и пить, все, что я хочу", то  ведь за этой оговоркой стоит  ясно выраженная последовательная программа поведения".

     Далеко не всегда в основе симптомов лежит подавленное сексуальное влечение. В повседневной жизни возникает много неприятных переживаний, которые не связаны с сексуальной сферой, и, тем не менее, они подавляются или вытесняются субъектом. Они также образуют аффективные очаги, которые "прорываются" в ошибочных действиях.

     А вот пример ошибочного действия. Когда  Фрейд был молодым практикующим врачом и ходил к больным на дом (а не они к нему), он заметил, что перед дверями некоторых квартир он, вместо того чтобы позвонить, доставал собственный ключ. Проанализировав свои переживания, он нашел, что это случалось у дверей тех больных, где он чувствовал себя "как дома"

     Зигмунд Фрейд утверждал, что нет такого намерения или поступка человека, которое нельзя было бы объяснить  с помощью схем психоанализа. И  действительно, он сумел найти толкование даже мыслям и снам человека, раскрывающим скрытые мотивы, комплексы и страхи человека. Не исключение  ошибочные  действия, совершаемые человеком. На первый взгляд всего лишь невинные оговорки, они таят в себе скрытый  смысл, невысказанные желания или  страхи. Многие люди не склонны принимать  их всерьёз, считая это мелочью. Сам  же Зигмунд Фрейд в своих «Лекциях по введению в психоанализ» говорил: «Психоанализ не может  похвастаться тем, что никогда не занимался мелочами». Именно маленькие бессознательные поступки в поведении человека помогут составить правильную картину анализа. 

     Если  рассматривать ошибочные действия, то в первой группе их насчитывается  четыре типа: оговорки, описки, очитки и ослышки, В основе другой группы лежит забывание, запрятывание и  затеривание какого-либо предмета. Также сюда можно отнести ошибки заблуждения. Самыми интересными и примечательными считаются оговорки. Фрейдом не принимается во внимание фактор усталости, отвлеченности на другое или волнения, когда внимание человека рассеяно.  Фрейдом доказано, что «ошибочные действия и забывание проявляются у лиц, которые не устали, не рассеяны и не взволнованы, разве что им припишут это волнение после сделанного ошибочного действия, но сами они его не испытывали». Также оговорки могут быть спровоцированы рядом факторов (например, внушение).

     Ещё до выхода в свет первой работы Фрейда ошибочные действия были подробно описаны  докторами Мерингером и Майером  в 1895 году. Сюда входят искажения слов – предвосхищения, отзвуки, смешения и пр. Но их объяснения Фрейду показалось недостаточно, и он решил дополнить уже существующую схему оговорками на основе схожести звуков, влияния словесных ассоциаций.

     Часто случается, что поэт пользуется оговоркой  как выразительным средством. Например, цитата из «Венецианского купца» У. Шекспира:

     «Две  половины у меня: одна

     Вся вам принадлежит; другая – вам.

     Мне – я сказать хотела; значит, вам  же, -

     Так ваше все!..»

     В повседневной жизни оговорки иногда не менее точно выражают истинный смысл высказывания, то, о чем  думал и, возможно, подавлял в себе автор высказывания. «Они [ошибочные действия] не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений».

     Но  каким образом можно убедиться  в существовании двух соперничающих  намерений? Фрейд назвал первое нарушенным, куда прокрадывается ошибка, а второе – нарушающим. Обычно человек, совершивший  ошибочное действие, знает и признает нарушенное намерение. А вот нарушающее он осознать не всегда в состоянии, особенно если оно всего лишь немного  исказило суть нарушенного намерения.

     Пример  искажения, данный в лекциях З.Фрейда – профессор,  критиковавший преподававшего до него человека, выразился следующим  образом: «Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги своего уважаемого предшественника». Сразу становится ясным его отношение к этому  человеку. Даже несмотря на то, что он позже поправился, сказав «неспособен».

     Иногда  человек попросту боится выдать чем-то свои намерения, рассказать о них. Позже, разговаривая на схожие темы, ему вспомнится его страх и все силы он употребит на молчание, но вдруг обязательно скажет то, чего боялся.

     В некоторых случаях человек, стараясь запомнить нужную дату, имя или  день встречи, безнадежно забывает их и вспоминает только тогда, когда  уже поздно. Та же самая ситуация может произойти с любым предметом. К примеру, одна девушка давно  мечтала получить медаль на конкурсе. Отправившись на конкурс с подругой, она замечает, что подруга составляет её серьезную конкуренцию. Когда  подруга получила, она попросила  девушку подержать ее у себя. Через  некоторое время девушка, приехав  домой, обнаружила в своем чемодане медаль за победу. Это яркий пример непроизвольного забывания и  запрятывания вещей. Девушка не хотела красть медаль, она просто забыла отдать медаль обратно, а может быть, просто забыла куда положила её. Не надо быть психоаналитиком, чтобы понять мотивы ее поступка, хоть и бессознательного – желание иметь медаль.

     Ошибки в речи, письме могут быть вызваны небольшими отклонениями функций, неточностями в психической деятельности в определенных условиях. А феномены «запрятывания» и «затеривания» могут быть обусловлены всего лишь невнимательностью. Но методы, предложенные З.Фрейдом, пролили свет на природу скрытых намерений, стоящих за нарушаемым действием.

Ошибочные действия человека: оговорки - когда, желая что-либо сказать, кто-то вместо одного слова употребляет другое; описки - когда то же самое происходит при письме, что может быть замечено или остаться незамеченным; очитки - когда читают не то, что напечатано или написано; ослышки - когда человек слышит не то, что ему говорят, нарушения слуха по органическим причинам сюда, конечно, не относятся. В основе другой группы таких явлений лежит забывание но не длительное, а временное, когда человек не может вспомнить, например, имени , которое он наверняка знает и обычно затем вспоминает, или забывает выполнить намерение ,о котором позднее вспоминает, а забывает лишь на определенный момент. В третьей группе явлений этот временной аспект отсутствует, как, например, при запрятывании, когда какой-либо предмет куда-то убираешь, так что не можешь его больше найти, или при совершенно аналогичном затеривании. Здесь перед нами забывание, к которому относишься иначе, чем к забыванию другого рода; оно вызывает удивление или досаду, вместо того чтобы мы считали его естественным. Сюда же относятся определенные ошибки-заблуждения, которые также имеют временной аспект, когда на какое-то время веришь чему-то, о чем до и после знаешь, что это не соответствует действительности, и целый ряд подобных явлений, имеющих различные названия.

Внутреннее  сходство всех этих случаев выражается приставкой "о-" или "за-" в  их названиях. Почти все они весьма несущественны, в большинстве своем  скоропреходящи и не играют важной роли в жизни человека. Только изредка  какой-нибудь из них, например затеривание  предметов, приобретает известную  практическую значимость. Именно поэтому  на них не обращают особого внимания, вызывают они лишь слабые эмоции и  т. д.

     Явления могут быть вызваны небольшими отклонениями функций, неточностями в психической деятельности при определенных условиях. Человек, который обычно говорит правильно, может оговориться: 1) если ему не здоровится и он устал; 2) если он взволнован; 3) если он слишком занят другими вещами. Эти предположения легко подтвердить. Действительно, оговорки встречаются особенно часто, когда человек устал, если у него болит голова или начинается мигрень. В этих же условиях легко происходит забывание имен собственных. Для некоторых лиц такое забывание имен собственных является признаком приближающейся мигрени. В волнении также часто путаешь слова; захватываешь "по ошибке" не те предметы, забываешь о намерениях, да и производишь массу других непредвиденных действий по рассеянности, т. е. если внимание сконцентрировано на чем-то другом.  

     Или бывают случаи, когда ошибочные действия множатся, переплетаются друг с другом, заменяют друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

     Нельзя  не признать, что теории Фрейда оказались  не идеальными. Несмотря на это, остается много примеров, когда психоанализ  был единственным действенным средством, учением, проливающим свет на многие тайны подсознания. Подводя итог, можно сказать, что психоанализ является своеобразным «мостом» между психиатрией и психологией: он не специализируется на лечении психически больных людей, но разбирает случаи, неподвластные психологии. Основным методом лечения путем психоанализа является выяснение подсознательных причин выполнения больным какого-то действия, установление скрытых намерений или психологических барьеров, ведущих за собой психическое расстройство.

     Любое ошибочное действие имеет смысл, хотя это кажется мне весьма вероятным. Такой смысл обнаруживается часто в различных формах ошибочных действий.

Информация о работе Ошибочные действия