Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:30, реферат
Установка есть для нас готовность психики действовать или реагировать в известном направлении. Это понятие очень важно именно в психологии сложных душевных явлений, потому что оно дает выражение тому своеобразному психологическому явлению, в силу которого известные раздражения в известное время действуют сильно, а в другое время слабо или же не действуют вовсе. Быть установленным – значит быть готовым к чему-нибудь определенному даже тогда, когда это определенное является бессознательным, потому что установленностъ есть то же самое, что априорная направленность на что-то определенное, независимо от того, находится это определенное в представлении или нет. Готовность, в виде которой я понимаю установку, состоит всегда в том, что налицо имеется известная субъективная констелляция, определенное сочетание психических факторов или содержаний, которое или установит образ действия в том или ином определенном направлении, или воспримет внешнее раздражение тем или иным определенным способом.
Введение
Понятие установки.
Психология установки Д.Н. Узнадзе
Ошибки установки
Заключение
Список использованной литературы
3. Понятие "установка" заняло в психологии очень важное место, наверное, потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека.Прежде всего, что такое установка. По определению, это – готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении.
Замечу, что речь идет
именно о готовности к
Фактов, демонстрирующих
готовность, или предварительную
настройку организма к
Например, ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает и вытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы и т. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку.
Спринтер на старте
находится в состоянии
Если вы сидите в
темной комнате и со страхом
ждете чего-то угрожающего, то
иногда и в самом деле
Когда вам дается
какой-нибудь математический
Состояние готовности,
или установка, имеет очень
важное функциональное
Но иногда механизмы
установки вводят человека в
заблуждение (пример
"Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора.
Но вскоре тот человек
стал вскапывать землю в
Именно "ошибки установки",
которые проявляются в
Надо сказать, что
не всякая установка
Основные опыты, которые
явились отправной точкой для
дальнейшего развития
Наконец, в очередной,
шестнадцатой, пробе неожиданно
для испытуемого давались два
одинаковых шара с той же
самой инструкцией: "сравнить
их объемы". И вот оказалось,
что испытуемый в этой
Д. Н. Узнадзе и его сотрудники подробно изучили условия возникновения иллюзий каждого типа, но я не буду на них сейчас останавливаться. Важно другое – убедиться, что установка в данном случае была действительно неосознаваемой.
Непосредственно это
не очевидно. Более того, можно
предположить, что в подготовительных
пробах испытуемые вполне
Предположение это
абсолютно справедливо, и для
того, чтобы его проверить, Д.
Н. Узнадзе проводит
Испытуемого усыпляют
и в состоянии гипноза
Заключение.
Итак, описанными опытами
было доказано, что процессы образования
и действия установки изучаемого типа
не осознаются. Д. Н. Узнадзе, а за ним и
его последователи придали принципиальное
значение этим результатам. Они увидели
в явлениях неосознаваемой установки
свидетельство существования особой,
"досознательной", формы психики.
По их мнению, это ранняя (в генетическом
и функциональном смысле) ступень развития
любого сознательного процесса.
Можно различным образом относиться к
той или иной теоретической интерпретации
явлений неосознаваемой установки, но
безусловный факт состоит в том, что эти
явления, как и рассмотренные выше автоматизмы,
обнаруживают многоуровневую природу
психических процессов.
Список использованной литературы:
1.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.
2.Асмолов А.Г. Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.
3.Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.
5.Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972.
6.Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
7.Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
8.Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
9.Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., 1972.
10.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
11.Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.
12.Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.. 1976.
13.Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
14.Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.