Ощущения, его виды и свойства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. "...Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение".
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий огромный и неиссякаемый ее поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т. п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Содержание

1. Ощющения, его виды и свойства
2. Сущьность учения З. Фрейда о бессознательном
3. Волевая регуляция поведения

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 78.95 Кб (Скачать)

План

1.  Ощущение,  его виды  и свойства…………………………………..2

2. Сущность учения З. Фрейда о бессознательном…………………..6

3. Волевая регуляция поведения………………………………………16

 

Ощущение, его виды и свойства

 

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий  в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. "...Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение".

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и  передают в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий огромный и неиссякаемый ее поток. В результате возникает  адекватное отражение окружающего  мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные  импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию  температуры тела, работу органов  пищеварения, органов движения, желез  внутренней секреции, за настройку  самих органов чувств и т. п. И  вся эта чрезвычайно сложная  работа, состоящая из многих тысяч  операций в секунду, совершается  непрерывно.

Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир  проникает в человеческое сознание. "Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем..." Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в  окружающем мире. Если бы человек лишился  всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог  бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма  к окружающей среде, понимаемое в  самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий некоторый информационный баланс между  средой и организмом. Информационному  балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма. Показательны в этом отношении результаты развивающихся в последние годы исследований по ограничению сенсорной информации. Эти исследования связаны с проблемами космической биологии и медицины. В тех случаях, когда испытуемых помещали в специальные камеры, обеспечивающие почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые очки, пропускающие лишь слабый свет, на руках и ногах - цилиндры, снимающие тактильную чувствительность, и т. п.), испытуемые через несколько часов приходили в тревожное состояние и настойчиво просили прекратить эксперимент. Опыты по частичной сенсорной изоляции, например изоляции от внешних воздействий отдельных участков поверхности тела, показали, что в последнем случае наблюдаются нарушения тактильной, болевой и температурной чувствительности в этих местах. У испытуемых, длительное время подвергавшихся воздействию монохроматического света, появлялись зрительные галлюцинации.

Эти и многие другие факты  свидетельствуют о том, насколько  сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в  виде ощущений.

 

Виды ощущений

 

Поскольку ощущения возникают  в результате воздействия определенного  раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит  из свойств раздражителей, которые  их вызывают, и рецепторов, на которые  воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) экстероцептивные, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; 2) интероцептивные, имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) проприоцептивные, рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.

Экстероцепторы можно  подразделить на две группы: контактные и дистантные рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантрецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные.

Мы назвали пять рецепторов, соответствующих видам ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, выделенных еще Аристотелем. Аристотель дал схему этих чувств (в обыденной  практике в значении понятия "ощущение" часто употребляют слово "чувство"), которой следовали более двух тысяч лег. В действительности видов  ощущений гораздо больше.

В состав осязания, наряду с  тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения), входит вполне самостоятельный  вид ощущений - температурных. Они  являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более  общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

Промежуточное положение  между тактильными и слуховыми  ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют ощущения равновесия и  ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений охватывает вестибулярный  аппарат, вестибулярные нервы и  различные отделы коры, подкорки и  мозжечка. Общие для разных анализаторов и болевые ощущения, сигнализирующие  о разрушительной силе раздражителя.

С точки зрения данных современной  науки, принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые  виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.

 

Основные свойства ощущений

 

Ощущения - это форма отражения  адекватных раздражителей. Так, адекватным возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение, характеризующееся длинами волн в диапазоне от 380 до 770 миллимикронов, которые трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительное ощущение. Слуховые ощущения - результат отражения воздействующих на рецепторы звуковых волн с частотой колебании от 16 до 20000. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи. Вибрационные, приобретающие особое значение для глухих, вызываются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность  данного ощущения, отличающая его  от других видов ощущений и варьирующая  в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и  т. п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой  и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Длительность ощущения есть его временная характеристика. Она  также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным  образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии  раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый  отрезок времени, который носит  название латентного (скрытого) периода  ощущения. Латентный период для различных  видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд  после нанесения на поверхность  языка химического раздражителя.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает  действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают  положительные и отрицательные  последовательные образы. Положительный  последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному  раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления  в течение некоторого времени  в виде положительного последовательного  образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный  образ заменяется отрицательным. При  цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

Наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

 

 

 

 

 

 

Сущность учения З. Фрейда о бессознательном

 

Самая глубокая и значительная область человеческого разума –  это бессознательное. Бессознательное  представляет собой хранилище примитивных  инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько  угрожают сознанию, что были подавлены  и вытеснены  в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование .

Изучение феномена  бессознательного уходит в глубокую древность, его  признавали в своей практике врачеватели  самых ранних цивилизаций. Для Платона  признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении  того, что есть в недрах психики  человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул  оттуда некоторые представления  о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение  и в философии Канта (1724-1804).  Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской “Антропологией с прагматической точки зрения”, но и с другими произведениями немецкого философа.  Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно это касается проблемы бессознательного.

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских  работах XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.

На формирование психоаналитического  учения Фрейда оказала влияние философия  Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени  предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, между психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: - “мировая воля” – первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное – это прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь "отрицательного" понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания

Известно, что главным  регулятором человеческого поведения  служит сознание. Фрейд открыл, что  за покровом сознания скрыт глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни

Под бессознательным не следует  понимать нечто абстрактное или  же какую-нибудь гипотезу, созданную  для философской системы. Бессознательное  - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.1

Информация о работе Ощущения, его виды и свойства