Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:48, доклад

Описание работы

Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и т.д. мы воспринимаем с помощью особого психического процесса — ощущения. Их характерной особенностью является сиюминутность, непосредственность.

Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Работа содержит 1 файл

Ощущение и восприятие.docx

— 25.75 Кб (Скачать)
 

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации 

ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный  агротехнологический университет

им. П. А. Костычева» 

Кафедра гуманитарных наук и социальных технологий 
 

Доклад  на тему:

  Ощущение и восприятие 
 
 
 
 
 
 

                                               Выполнила:

                                               студентка 3-го курса 32 группы

                                               Технологического  факультета

                                               Специальности

                                               Товароведение и  экспертиза товара

                                                                                               Матвеева Наталья Андреевна

                                                                                               Проверила:

                                                                Китажкина О. С. 
 
 
 
 
 
 

Рязань 2011

Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость  и т.д. мы воспринимаем с помощью  особого психического процесса —  ощущения. Их характерной особенностью является сиюминутность, непосредственность.

Ощущение  — это отражение отдельных  свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств.

Подчеркнем  еще раз отличительные черты  ощущений:

  • Это психическое отражение;
  • Это познание отдельных качеств и свойств предметов и явлений. Впрочем, в реальной жизни трудно выделить ощущения в чистом виде. Они всегда будут переживаться вместе с целостным восприятием предмета или явления: прохладный ветерок, сладкий мед, душистая роза.
  • Возникают только при непосредственном воздействие на органы чувств.

Механизм  возникновения ощущений.

Из курса  анатомии нам известно, что аппаратом  ощущений служат анализаторы, которые  состоят из рецептора (глаз, ухо, вкусовые луковицы и т.д.), нервных путей  и соответствующего участка мозга. Для возникновения ощущения необходимо чтобы было, что ощущать, т.е. какой-то предмет, явление. Этот предмет должен воздействовать на рецептор своим определенным свойством — цветом, поверхностью, температурой, вкусом или запахом.

Такое воздействие может быть двух видов:

  • Контактным — вы прикасаетесь пальцем к предмету или кладете его на язык.
  • Дистантным — вы видите далекие звезды, слышите голос товарища, ощущаете запах моря.

Такое воздействие раздражает чувствительные клетки рецептора. Раздражение —  это физический процесс, а вот  под его воздействием в нервных  клетках возникает возбуждение. Оно-то и передается в соответствующий  участок мозга. И только здесь  физиологический процесс превращается в психический, и человек что-то ощущает.

Виды  ощущений.

Деление на виды можно осуществлять по различным  основаниям:

  1. В соответствии с органами чувств — зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
  2. По наличию (или отсутствию) непосредственного контакта — дистантные (зрения, обоняние и слух) и контактные (вкусовые, болевые, тактильные).
  3. По расположению рецепторов на поверхности тела или внутри организма: зрение, слух или голод, жажда.
  4. По времени возникновения в ходе эволюции живого мира.

Объединяя все подходы, выделяют так называемые общие  виды:

  1. Зрительные
  2. Слуховые
  3. Вибрационные — отражают колебания упругой среды
  4. Обонятельные
  5. Вкусовые
  6. Кожные — тактильные (ощущения прикосновений), температурные и болевые ощущения.

Существуют  определенные психологические закономерности — законы, определяющие соотношение  между внешними воздействиями и  возникающим психическим отражением.

Пороги  чувствительности.

Не всякий раздражитель вызывает ощущения. Он может быть так слаб, что рецепторы его просто не почувствуют. Всыпьте в стакан воды несколько крупинок сахара. Попробуйте. Не сладко? Раздражитель слишком слаб. Если продолжить этот опыт и постепенно досыпать сахар, то в определенный момент вы почувствуете сладковатый привкус воды. Можно даже вычислить, сколько сахара понадобилось. Эта минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Если  подобному эксперименту подвергнуть  несколько человек, то можно выявить, что пороги их чувствительности различны. У кого-то более высокая чувствительность вкусового анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность!

Существует  и верхний порог чувствительности — это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется  ощущение. За этим порогом свет уже  ослепляет.

Существует  еще одно интересное понятие — дифференциальный порог чувствительности или порог различения. Это минимальное различие между двумя раздражителями, которое вызывает едва заметное различие ощущений

Величина  порогов зависит от многих причин, особенно от деятельности человека и  его интересов. Например, текстильщики отличают до сорока оттенков черного цвета. Трудно состязаться со скрипачом в умении различать музыкальные звуки, а вкусы и запахи — в соперничестве с дегустаторами. Но высокий уровень чувствительности может быть и природным задатком.

Психологические закономерности, которые  определяют соотношение  между внешними воздействиями  и возникающим  психическим отражением:

1. Чтобы  выжить, любой организм должен  находиться в равновесии с  окружающей средой. В прямой форме,  это означает усвоение того, что  полезно, и выведение из организма  того, что вредно. Отсюда стремление  к положительным воздействиям  и избегание отрицательных. Оказывается одна из самых острых жизненных потребностей организма человека — потребность в нормальном потоке ощущений. Нехватка какого-то из видов информации вызывает свой вариант жажды, голода, желания. Зрительное желание отличается от сладострастия лишь тем, что с томительным ощущением, общим для всех желаний, связывается образное представление. А в слуховом — представление звука.

Отсюда  такие переживания человека, как  скуку, нехватка телесных ощущений и  т.д. Это явление получило название сенсорная депривация (или сенсорный голод). Но есть и «обратная сторона медали». Дело в том, что в обычной жизни, нас часто утомляет, выводит из состояния нормы не только недостаток внешних воздействий, но и их изобилие. Слишком громкий звук магнитофонов действительно может быть очень болезненным для окружающих. Или пример, связанный с излишней кожной чувствительностью, — многих людей действительно раздражают прикосновения (например, к волосам).

2. Интересным  явлением является компенсация  ощущений. Психика, это целостная система. Это единство при потере органов чувств проявляется в том, что сохранившиеся органы ощущений частично как бы берут на себя функции утраченных. К примеру, у слепых обостряется слух, осязание, обоняние.

3. Все  ощущения приятны или неприятны,  т.е. все имеют эмоциональный  тон, эмоциональный компонент.  Еще до анализа полученного  ощущения цвета и звуки, запахи  и вкусы, прикосновения и температура  оказывают на человека непосредственное  эмоциональное воздействие. Нежный  звук флейты воспринимается иначе,  чем скрежет тормозов. А особенно  сильной является эмоциональная  окраска запахов.

4. Что  происходит, когда из ярко освещенной  комнаты человек выходит в  темную прихожую? В первые мгновения он ничего не видит, а потом постепенно начинает различать отдельные предметы. Аналогично при смене темноты на яркий свет. Это явление получило название адаптации — приспособление органа чувств к действующему раздражителю. Мы не ощущаем привычной одежды. Адаптация повинна в том, что старушка ищет очки, которые преспокойно сидят у нее на лбу. Опасна эмоциональная адаптация. То, что вчера волновало, будоражило, радовало, сегодня оставляет спокойным и равнодушным. И чтобы вновь всколыхнуться нужны новые, более сильные раздражители.

5. Существует  феномен взаимодействия ощущений, при котором изменение чувствительности  одной системы происходит под  воздействием другого анализатора.  Красиво прорисованные фрукты  вызывают у нас чувство голода  и реальные вкусовые ощущения. Мягкие звуки музыки расслабляют  кожные рецепторы и т.д.

6. Наконец,  осталось упомянуть о контрастности  ощущений — изменение интенсивности  и качества одного ощущения  под влиянием предшествующего  или сопутствующего раздражителя. Зубная боль, которая не давала  покоя долгое время, забывается  при просмотре увлекательного  фильма и т.д.

Все ощущения входят в структуру более сложного познавательного процесса — восприятия. Восприятие — это отражение предметов  и явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом! Поэтому  все свойства ощущений, о которых  мы говорили, смело можно отнести  и к восприятию.

Восприятие — всегда есть единство комплекса ощущений и прошлого опыта. От опыта человека зависит глубина и полнота восприятия. Кроме этого, опыт позволяет быстрее воспринимать внешнюю информацию.

Есть  некоторые общие  черты, характеризующие  восприятие человека — свойства восприятия.

1. Активность. Восприятие всегда в действии, его работу нельзя остановить по собственному желанию. Можно его приглушить, изменить, не обращать на что-то внимание, но нельзя его прекратить. Восприятие всегда в поиске новой информации — так уж оно устроено.

2. Предметность. Восприятие всегда связано с каким-то предметом или явлением, вызвано ими. Вся информация, получаемая нами с помощью органов чувств, относится нами к этому предмету. Вещь вызвала в наших рецепторах какие-то сигналы, а не деятельность рецепторов вызвала образ вещи (это уже не восприятие, а галлюцинации — представление о предмете). Восприятие — это отражение реально существующих предметов и явлений, поэтому предметные свойства окружающего нас мира являются решающими для нормальной работы восприятия. Когда нет реальных воздействий, нет нормального восприятия, оно искажено. Это показано в опытах по сенсорной депривации (лишению ощущений). Человека погружали в ванну с водой температуры тела (таким образом он не чувствовал никаких телесных ощущений), под монотонные однообразные звуки (а восприятие не терпит однообразия, ему нужны изменения и приносимая ими информация), при рассеянном белом свете («никаком», будто его и нет), руки были в перчатках (чтобы исключить осязание). В такой ситуации восприятию нечего было перерабатывать — не поступало никакой информации. И тогда оно начинало работать искаженно — «развлекать само себя»: у человека возникали галлюцинации и ему начинало казаться, что он сходит с ума. Аналогичные состояния возникают у человека при воздействии однообразных стимулов: беспорядочных узоров, повторяющихся звуков, бессмысленных слов, — восприятие притупляется.

3. Целостность. Мы живем в мире вещей, их отношений друг с другом, в мире целых ситуаций. В любой совокупности признаков наше восприятие отражает отношения между ними, стремится объединить в какое-то целое, чтобы определить, что это. В бессмысленных пятнах мы видим знакомые нам образы. В простом наборе линий рано или поздно мы увидим какие-то фигуры

4. Константность (постоянство). Условия, в которых происходит восприятие, чрезвычайно многообразны и изменчивы. Но объект воспринимается нами достаточно постоянным, независимо от условий его восприятия. Такая относительная независимость характеристик объекта от его отображения на рецепторной поверхности обеспечивает его узнаваемость. Например, верблюд может повернуться к нам передом или боком, быть плохо освещен, может быть выкрашен в черно-белую полоску, — но мы все равно признаем в нем верблюда, а не зебру. Благодаря константности, предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению.

Информация о работе Ощущение и восприятие