Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:09, доклад

Описание работы

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Работа содержит 1 файл

Ощущения и восприятия.docx

— 30.77 Кб (Скачать)

   Изменения чувствительности анализаторов могут  происходить в результате не только адаптации, но и ряда других процессов, основными из которых являются уровень  активности коры головного мозга, поддерживаемый или подавляемый ретикулярной формацией, одновременное воздействие на органы чувств других раздражителей, в том числе подпороговых. Установлено, что слабые посторонние раздражители обычно повышают, а сильные понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов.

   Важную  роль в изменении чувствительности играет упражняемость: при постоянно действующем анализаторе его чувствительность повышается, при длительно неработающем — понижается. Иногда под действием одного раздражителя могут возникать ощущения, характерные для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.

    1. Восприятие и его виды

Восприятие – это отражение предметов и явлений в целом при их непосредственной воздействии на органы чувств.

    Виды  восприятия:

    1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:

    · зрительные

    · осязательные

    · вкусовые

    · обаятельные

    2. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи:

    · восприятие пространства

    · восприятие времени

    · восприятие движения 

    1. Свойства  восприятия
 

    · предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;

    · целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;

    · структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;

    · константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;

    · осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;

    · апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни;

    · активность;

    · адекватность. 

    1. Нарушение восприятия
 

При резком физическом или эмоциональном переутомлении  иногда происходит повышение восприимчивости  к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска  окружающих предметов делается необычно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери  звучит как выстрел, звон посуды становится невыносимым. Запахи воспринимаются остро, вызывая сильное раздражение. Прикасающиеся  к телу ткани кажутся шероховатыми и грубыми. Эти изменения восприятия называютсягипертезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связана с умственным переутомлением. Окружающее становится неярким, неопределенным, утрачивает чувственную конкретность. Предметы словно лишаются красок, все выглядит блеклым и бесформенным. Звуки доносятся глухо, голоса окружающих утрачивают интонации. Все кажется малоподвижным, застывшим.

Галлюцинациями обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как правило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

Наибольший  интерес вызывают обычно зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным  многообразием: видения могут быть бесформенными (пламя, дым, туман) или, наоборот, казаться более четкими, нежели образы реальных предметов. Величина видений  также характеризуется большой  амплитудой: бывают как уменьшенные, так и увеличенные, гигантские. Зрительное галлюцинации могут быть и бесцветными, но гораздо чаще у них естественная или крайне интенсивная окраска, обычно ярко-красная или синяя. Видения могут быть подвижными или неподвижными, не меняющегося содержания (стабильные галлюцинации) и постоянно меняющиеся в виде разнообразных событий, разыгрывающихся как на сцене или в кино (сценоподобные галлюцинации). Возникают одиночные образы (одиночные галлюцинации), части предметов, тела (один глаз, половина лица, ухо), толпы людей, стаи зверей, насекомые, фантастические существа. Содержание зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние: может пугать, вызывать ужас или, напротив, интерес, восхищение, даже преклонение.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочные  восприятия реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, – главная особенность иллюзий, обычно разделяемых на аффективные, вербальные (словесные) и перейдолические.

Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным, подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем, а случайный прохожий – насильником и убийцей.

Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы по его адресу.

Очень интересны и показательны перейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на обоях, трещины на стенах или на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, фантастические чудовища, необыкновенные растения, красочные панорамы. 

Информация о работе Ощущение и восприятие