Ощущение и восприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 18:11, контрольная работа

Описание работы

Но восприятие - осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, которые исполнены для нас определённого значения; между ними на наших глазах устанавливаются многообразные отношения, в результате которых создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение - отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего.

Работа содержит 1 файл

к по псих.docx

— 29.40 Кб (Скачать)

Введение. 

Ощущение и  восприятие теснейшим образом связаны  между собой. И одно и другое является чувственным отображением объективной  реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия  её на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие - осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами обычно расстилается мир людей, вещей, явлений, которые исполнены для нас определённого значения; между ними на наших глазах устанавливаются многообразные отношения, в результате которых создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся; ощущение - отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В этом последнем случае ощущения и восприятия различаются как две разные формы или два различных отношения сознания к предметной действительности - в этом их различие. Ощущение и восприятие, таким образом, и едины, и различны.

На вопрос: что раньше? - ощущение ли предшествует восприятию так, что восприятие строится на ощущениях, или первично дано восприятие, и ощущение выделяется в нём, - единственно  правильный ответ гласит: ощущение предшествует восприятию, и восприятие предшествует ощущению. Ощущение, как  компонент сенсомоторной реакции, предшествует восприятию: генетически  оно первичнее; оно имеется там, где нет ещё восприятия, т. е. осознания чувственно данного предмета. Вместе с тем ощущение выделяется на основе уже наличного восприятия в результате его анализа.1 
 

    1.Ощущение  и восприятие как  основа познавательной  деятельности. 

    Ощущение  — это простейший психический  процесс, состоящий в отражении отдельных свойств и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Иными словами, ощущение есть «превращение энергии внешнего раздражения в нервный процесс». В инженерной психологии ощущение рассматривается не только как чувственный образ, но также как особого рода деятельность человеческого организма (сенсорная деятельность). Она может выражаться как во внутренних процессах, так и во внешних движениях, но она обязательно необходима для возникновения ощущения. Так, например, зрительное ощущение не может возникнуть при неподвижном глазе, оно всегда сопровождается движением глаз. 

     Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно. 

     Органы чувств — это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей.2 

    На  основе синтеза ощущений складывается более сложная форма чувственного отражения — восприятие, которое  представляет собой процесс целостного отражения предметов и явлений  материального мира, действующих в данный момент на органы чувств человека. Восприятие возникает на основе ощущений, на основе отражения отдельных свойств и качеств предметов. В отличие от ощущений при восприятии отражаются не отдельные свойства, а предмет в целом. При этом восприятие не сводится к простой сумме ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания.

    Восприятие, как основа процесса приема информации оператором характеризуется такими свойствами, как целостность, осмысленность, избирательность, константность. Целостность восприятия возникает в результате анализа и синтеза комплексных раздражителей в процессе деятельности оператора. Осмысленность состоит в том, что воспринимаемый объект относится к определенной категории.

    Восприятие  обладает также избирательностью, которая  заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению  с другими. Избирательность восприятия является выражением определенного отношения оператора к воздействию на него предметов и явлений внешней среды.

    Константностью  восприятия называется относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при изменении условий восприятия. Например, при зрительном восприятии имеет место константность цвета, величины и формы предметов. Константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Относительное постоянство видимой величины предметов при их различной удаленности называется константностью восприятия величины. Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности восприятия формы предмета при изменении положения его по отношению к линии взора оператора. Константное восприятие связано с восприятием предмета или предметной ситуации как единого целого.

    Важным  свойством восприятия является также  апперцепция (от лат. ар — к и perceptio — восприятие) — зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов и отношений. Апперцепция придает восприятию активный характер. Воспринимая сигналы, оператор выражает определенное отношение к ним. Апперцепция отражает тот факт, что разные люди могут по разному воспринимать один и тот же предмет или, наоборот, разные предметы воспринимаются как один и тот же. Различают апперцепцию устойчивую (обусловленную опытом и мировоззрением) и временную (связанную, например, с настроением).

    Перечисленные свойства восприятия не являются врожденными. Их источником являются активные действия различных функциональных систем человека, в результате чего он способен сформировать адекватный образ предмета или явления, называемый перцептивным. Следовательно, восприятие необходимо рассматривать не только как один из процессов отражения предметов и явлений внешнего мира, но и как особый вид умственной деятельности (перцептивная деятельность). Существенным компонентом восприятия (так же как и ощущения) являются моторные процессы, которые характерны для любого вида восприятия. Так, зрительное восприятие сопровождается движением глаз, слуховое — движением гортани, воспроизводящим слышимый звук. Особенно большую роль моторные компоненты играют при осязании. 
 
 
 

2. Процесс восприятия информации оператором. 

Процесс восприятия является фазным процессом и включает в себя несколько этапов: обнаружение, различение, опознание, интерпретацию. В различных видах деятельности человека рассмотренные этапы могут иметь различную продолжительность во времени. Это зависит от количества и величины оперативных единиц восприятия, под которыми следует понимать содержание, выделяемое субъектом при выполнении той или иной перцептивной задачи. Примерами оперативных единиц могут служить отдельные признаки сигнала (яркость, цвет, форма), отдельные предметы и их совокупности, отношения между ними. Чем крупнее оперативные единицы восприятия, чем меньше их общее число, тем быстрее осуществляется процесс восприятия. Предельным случаем является симультанное (одномоментное) восприятие информации. Противоположным ему является сукцессивное (развернутое во времени) восприятие.

    Сукцессивное  восприятие развивается в процессе его микрогенеза. Микрогенез восприятия — это выделяемые в реальном масштабе времени фазы становления перцептивного образа. Так, при изучении зрительного восприятия выделено пять фаз:

  • грубое различение общих пропорций и положения объекта;
  • мерцание формы объекта;
  • различение резких перепадов контура (грубое различение основных деталей) ;
  • глобальное восприятие формы, но без достаточно четкого различения мелких деталей;
  • оптимальное восприятие.

    Указанная последовательность фаз может быть достаточно лабильной. В зависимости  от задач и установок субъекта (апперцепции) микрогенез восприятия может не проходить все фазы, а заканчиваться на любой из них. Каждая фаза может инициировать определенное действие субъекта, в том числе и ошибочное. Установление фаз микрогенеза восприятия особенно необходимо для оптимизации трудовой деятельности, связанной с управлением различными транспортными системами, когда человек имеет дело не с отображенной информацией, а с ориентированием в реальном пространстве среди других движущихся объектов [148].

    В процессе восприятия информации может  присутствовать ряд специфических феноменов (от греч. phainomenon — являющееся), т. е. необычных, неожиданных явлений при восприятии информации.

    Первый  феномен заключается в том, что  постулат «непосредственности», симультанной идентификации знакомых объектов является абстракцией. Реально идентификация — процесс двухэтапный. Первым этапом является диффузная, грубая ориентировочная оценка объекта, на втором этапе проводится более точная оценка — конкретная классификация сформулированного на первом этапе «базового образа». В реальной деятельности человека эти два этапа могут проявляться и сказываться на качестве решения задачи при дефиците времени.

    Второй  феномен связан с явлением апперцепции  и заключается в «пристрастности» опознания. Разные люди один и тот  же, даже хорошо знакомый объект воспринимают не вполне идентично. Более того, один и тот же человек может воспринимать объект неодинаково. Это обусловлено, с одной стороны, эффектом преднастройки, ожидания, что является результатом  антиципации, а с другой стороны, эффектом активной «достройки» воспринимаемой ситуации. Это обусловлено тем, что человек постоянно творит, продумывает, даже не осознавая этого. Поэтому можно считать, что человеческому восприятию свойственны две противоположные тенденции: дорабатывать диффузно идентированные образы, повышая тем самым вероятность их правильного опознания, и искажать образы, уменьшая их конкретность.

    Третий  феномен восприятия связан с флюктуациями внимания. Он проявляется главным образом в эффектах обратимых фигур, когда при рассмотрении изображения непроизвольно одни признаки зрительного образа становятся доминирующими, а затем — другие; через несколько секунд первые снова становятся доминирующими и т. д. В результате человек в одном и том же изображении видит то один образ, то другой. Это явление может быть источником иллюзорного восприятия информации, отображаемой на рабочих местах операторов. С другой стороны, знание этих эффектов может помочь создавать наиболее адекватные информационные модели.3

    На  основе ощущений и восприятия возникает  сложная форма чувственного отражения  — представление. Представление — это процесс отражения тех предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств. Очень велика (но, к сожалению, мало изучена) роль представлений в деятельности оператора. Не имея возможности непосредственно воспринимать управляемые объекты и процессы, он должен на основе поступающей информации воссоздать их в плане представлений. Основными особенностями представлений является их обобщенность и собирательность. Это означает, что в представлениях отражаются не только свойства единичного предмета, но и типичные свойства значительной по объему группы предметов. 
 
 

3. Этапы восприятия информации человеком в процессе познания.  

    Любая информация в ходе восприятия неизбежно проходит 4 этапа:               

        

    В процессе восприятия информации базовым этапом является I – сенсорно–моторный (чувственный).  Тело с этой точки зрения является вместилищем многих каналов восприятия информации.  Слух, зрение, осязание, обоняние, вкус называются как 5 основных сенсорных каналов, легко фиксируемых и выразимых на человеческом языке.  Однако не все понимают волновой механизм этих каналов восприятия.  На современном этапе развития науки и практики знание ритмодинамических процессов в информационной сфере неизбежно.  

      Известно, что мозг человека принимает  информационные сигналы не непосредственно  из окружающей среды или внутреннего  мира человека.  Мозг принимает сигналы опосредованно, т.е. через механизмы тела.  Причём эти сигналы уже перекодированы на входе в мозг.  Возвращаясь к схеме Ж.Пиаже, мы обнаруживаем, что

    I этап  восприятия имеет дело с телом человека, которое принимает сигналы и по природным каналам (слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, другие) осуществляет доставку информационных сигналов к мозгу.  На входе в мозг происходит перекодировка чувственных сигналов в нейрофизиологические (электрические импульсы).

    На II этапе (по Пиаже) мозг человека формирует символьные аналоги воспринятого, т.е. отображает информацию на своём языке.  Эти трансформированные сигналы, поданные и воспринятые мозгом, мы называем мыслеобразами.

 
   

    Мыслеобразы создаются по принципу аналогий и  воспринимаются нами как голографические  модели объективной и субъективной реальности со всеми их свойствами и возможностями.  При этом надо отчётливо понимать, что создаются 2 модели одновременно.  В правом полушарии – образно–чувственная модель с вкусом, цветом, запахом, пространственными отношениями.  Здесь происходит как бы "проживание" модели.  В левом полушарии формируется так называемая дискурсивно–логическая модель, в которой фиксируются размеры, соотношения частей, форма, вес, скорость и т.п., т.е. всё, что мы привыкли так или иначе измерять, исследовать, фиксировать.

    На III этапе взаимодействия с информацией происходит обработка, сравнение сформированного мыслеобраза с имеющимся опытом человека.  Операции кросс–корреляции (по К.Прибраму) и составляют сущность операций мышления – т.е. "пути согласования имеющихся Образов". Согласно гипотезе К.Прибрама "мысль – это поиск уменьшения неопределённости с помощью распределений голографической памяти, т.е. стремление приобрести необходимую информацию"путём упрощения.

Информация о работе Ощущение и восприятие