Ощущение и восприятие, память, мышление и речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:53, реферат

Описание работы

Всю информацию об окружающем мире человек получает через различные ощущения, развиваются эти ощущения в процессе получения жизненного опыта.

Работа содержит 1 файл

психология семинар 5.docx

— 26.86 Кб (Скачать)
  1. Ощущение и восприятие.

Всю информацию об окружающем мире человек получает через различные  ощущения, развиваются эти ощущения в процессе получения жизненного опыта.

 

Основные  виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, мышечные, обонятельные, вкусовые, бессознательные.

 

Аппарат, который отвечает за формирование ощущений, называется анализатором.

Открыл и  описал его Павлов. В структуру анализатора входят рецепторы – это главная частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва.

Воздействие раздражителя приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему (афферентному) нерву передается в определенные участки больших полушарий головного мозга, ответная реакция передается по эфферентному нерву. Издавна психологов интересовала проблема измерения ощущений. Так появилась наука, которая называется психофизика. Вебер, Фехнер  вывели основной закон психофизики. Этот закон необходим для создания медицинской техники, приборов, которые контролируют шум на производстве.

 

Выделяют  такие понятия:

 

     абсолютно нижний порог ощущения- минимальный по величине стимул способный вызвать

едва заметные сенсорные  ощущения.

     абсолютно верхний порог ощущений - раздражитель, который продолжает

восприниматься как раздражитель соответствующего качества.

     относительный порог ощущения – величина, на которую необходимо изменить

стимул, чтобы изменилось ощущение.

 

Восприятие.

Это процесс познания целостных сложных вещей и явлений, которые существуют в

мире и представлены в сознании виде образов.

     Образ – это целостная устойчивая система ощущений.

Основные свойства образов  восприятия:

1) предметность- отнесенность психологического явления к реально

существующим предметам.

2)   константность – это способность человека воспринимать качества

одних и тех же явлений  и предметов в изменяющихся условиях.

3)   целостность – способность восприятия к созданию целостного образа.

4) категориальность – любой предмет воспринимается нами как отнесенный к

определенной категории.

 

Пример: три палочки в плоскости, расположенные

относительно

    

 
 


 

друг  друга в следующем порядке, воспринимаются нами как целостная

геометрическая  фигура – треугольник.

Зрительные  иллюзии демонстрируют законы восприятия.

 

  1. Внимание

 

Ели человек не сосредоточен на том, что он делает, его деятельность не может

протекать целенаправленно  и продуктивно. Таким образом, возникает  проблема

направленности деятельности.

 

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на реальном или

идеальном объекте предполагающее повышение уровня активности человека.

 

Виды  внимания.

 

По происхождению выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

   

 Непроизвольное внимание – пассивное, вынужденное, возникает и

поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, деятельность

захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности  и

неожиданности.

Пример: просмотр интересного  фильма, журнала и т.д.

   

 Произвольное внимание – управляется сознательной целью, оно

вырабатывается в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым,

активным, преднамеренным.

Нейрофизиологической  основой внимания является принцип  доминанта.

Открыто Ухтомским.

 

Устойчивость – это временная характеристика внимания, т.е. длительность

привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Для измерения устойчивости внимания используют таблицы Бурдона, суть

заключается в том, что  беспорядочно чередуются отдельные  буквы и каждая буква

повторяется несколько раз, испытуемый должен вычеркивать определенную букву.

 

Концентрация  внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности,

тот фокус, в котором собрана  психическая деятельность.

    

Распределение внимания – способность человека удерживать в центре

внимания определенное число  разнообразных объектов одновременно.

Если хотят  проверить распределение внимания вам предложат таблицу Шульте.

Предложат два ряда беспорядочно разбросанных цифр красных и черных,

испытуемый должен называть серию цифр, чередуя каждый раз  черный и красный

ряд.

 

Переключаемость – означает сознательное и осмысленное перемещение

внимания с одного объекта  на другой. В целом переключаемость  означает

способность быстро ориентироваться  в сложной изменяющейся обстановке.

    

Объем внимания – человек не может одновременно думать о разных вещах и

выполнять разнообразные  действия.

Объем внимания  тщательно  изучается в экспериментальных  условиях прибор

тахистоскопом. Предъявляется несколько объектов зрительного характера. Объем

внимания у человека 5, плюс, минус два объекта.

 

Память- запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение следов

прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних

знаний и навыков.

Первым исследователем в  этой области был Эббингаунс 80-ые годы 19 века. Он

изучал заучивание бессмысленных  слов,  в результате, которого выявил кривые

запоминания.

В начале 20 века появилось направление бихевиоризм. Представители этого

течения изучали навыки у  животных (крысы).

 

Пример: лабиринт, на выходе кусочек сыра. Это демонстрировало работу памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Память

Типы памяти: (системы памяти)

1) непосредственный отпечаток информации, эта система удерживает точную и

полную картину мира, причем, длительность сохранения этой картины  от 1/10 до

5/10 секунды.

2) Коротковременная память удерживает пять, шесть единиц из представленного

материала. Эта информация сохраняется десятые доли секунд и продлить ее

хранение невозможно.

3) Долговременная память - ее емкость безгранична.

 

                               Виды памяти.    

                         

     Двигательная - это запоминание различных движений и их систем. Этот вид

памяти является основой  практических навыков, в том числе  ходьбы и письма.

Людей, у которых хорошо  развита эта память, называют людьми с золотыми руками.

 

     Эмоциональная . Люди имеют хорошую способность к сопереживанию сочувствию.

 

     Образная  – она бывает зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная,

вкусовая.

 

Словеснологическая – память на мысли. Этот вид памяти специфически человеческий.

 

В зависимости от цели деятельности выделяют произвольную и непроизвольную

память.

 

     Процессы памяти.

 

     Запоминание – запечатление того что воздействовало, сохранение следа от

возбуждения в мозге.

 

     Сохранение – то что человек запомнил.

 

     Узнавание и воспроизведение. Узнавая объект, мы относим его к

определенной категории  и воспроизводим в нашем сознании соответствующее

понятие. Пример: самолет  летит.

 

     Забывание – выбрасывание материала из сознания.

У людей мы встречаем самые  разнообразные возможности запоминания  и забывания.

 

     Амнезия – потеря или расстройство памяти.

 

 

 

  1. Мышление и речь.

Под мышлением понимается процесс познавательной деятельности,

характеризующийся обобщенным отражением действительности.

Мышление расширяет границы  нашего познания и через умозаключения  раскрывает

то, что непосредственно  нашему восприятию не дано.

1) Мышление обобщает, оно  раскрывает связь от отдельного к общему. Пример:

ежевика, арбуз, земляника  – ягоды.

2) Мышление теснейшим  образом связано с действиями. Оно зародилось в трудовой

деятельности и гораздо  позже выделилось в теоретическую  деятельность. Процесс

использования орудий труда  изучался на животных (обезьянах) в 30-ые годы 20

века. Психолог Келлер.

3)  Мышление принимает  на себя функцию планирования. Изучение мышления в

истории психологии: ассоцианиская школа. Представители этой школы понимали

мышление  как сочетание  образов в памяти или ассоциаций. Недостаток: сам

процесс мышления не изучался, изучалась память.

Логические теории сущности: мышление это особые логические переживания.

Материалистические  теории утверждали, что мышление формируется  в

общественной истории, протекает  как развернутая предметная деятельность,

использующая системы языка.

Речь является процессом  формирования и передачей мысли  средствами языка.

Русский психолог Эллес Выготский в 30-ые годы 20 века доказал решающее

значение развернутой  речи в создании или в конструировании  мысли и ввел

понятие внутренней речи (речь для себя).

Речь - является средством  общения и орудием мышления.

Основной единицей языка  считается слово. Оно обозначает определенный предмет,

указывает на него, вызывает образ этого предмета, дает возможность

анализировать предметы, выделять в них существенные свойства.

Пример: Деревянный стол; дерево вырубили в сосновом лесу;  придумали

дизайнеры; создали мебельщики; студент сидит за этим столом.

Существуют так называемые  понятия, которые раскрывают обобщенные знания о

предмете, существенные объективные связи и отношения.

Существуют житейские  и научные понятия. Житейские  понятия приобретаются

людьми в практическом опыте, и каждое слово вызывает у  нас образ той

ситуации, в которой оно  возникло. Пример: косяк двери, электроразетки,

горячий утюг. Как себя вести  с этими предметами ребенок знает, но объяснить

происходящее он не всегда умеет.

С научными понятиями мы знакомимся в процессе обучения и  узнаем смысл таких

слов как государство, остров, глагол и т. д.

Существуют правильно  сформулированные понятия и неправильно  сформулированные

понятия – силлогизм.

Пример:а)везде где влажно и тепло растет кофе . в) в моей деревне влажно и

тепло. Следовательно, в моей деревне растет кофе.(силлогизм)

Основные мыслительные операции: анализ – это мысленное разложение целого

на части или мысленное  выделение из целого его сторон;

     синтез – мысленное объединение частиц, действий в единое целое;

     сравнение – установление сходства или различия между предметами или

явлениями, или отдельными признаками.

     абстракция – вычленяя свойства отдельного предмета, мы отвлекаемся от

остальных свойств.

     конкретизация – возвращение мысли от общего к конкретному с целью

раскрытия содержания.

     обобщение – мысленное объединение предметов по их общим и существенным

признакам.

В нашей мыслительной деятельности мы пользуемся всеми мыслительными  операциями.

Если рассматривать мышление с точки зрения новизны  и оригинальности можно

выделить мышление творческое, направленное на создание новых идей, и

воспроизводящее, которое предполагает использование готовых знаний и умений.

Говорить о том, какое  лучше не правильно. Решение разных задач требует разных

форм решения.

Виды мышления (в зависимости от содержания решаемой задачи).

1)Предметнодейственное. Задачи решаются с помощью реального физического

преобразования действительности. Эта форма мышления характерна для  детей до

трех лет. Ручной вид мышления.

2) Нагляднообразное. Оперирование образом, появляется это мышление от 4

до 7 лет. Обобщения, к которым  приходит ребенок, тесно связаны  с единичными

случаями. Пример: Почему луна движется? Потому что я иду (ответ  ребенка).

3)Словеснологическое. Использует понятия логической конструкции, не

имеющие прямого предметного  выражения. Пример: честность, гордость.


Информация о работе Ощущение и восприятие, память, мышление и речь