Организация семейного быта. Изменение традиционных ролей в семье

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 01:06, доклад

Описание работы

Быт — часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в пище, одежде жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода). Быт в широком смысле — уклад стереотипного видения повседневной жизни. Семейная роль – это свод неписаных правил и норм поведения каждого из супругов.

Работа содержит 1 файл

Организация семейного быта.docx

— 21.46 Кб (Скачать)

Организация семейного  быта. Изменение традиционных ролей  в семье.

Быт — часть физической и социальной жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в пище, одежде жилье, поддержании физического здоровья, сохранении и продолжении семьи (рода). Быт в широком смысле — уклад стереотипного видения повседневной жизни. Семейная роль – это свод неписаных правил и норм поведения каждого из супругов. Представление о семейных ролях у каждого из нас формируется постепенно под влиянием родителей и знакомых, эталонов поведения, существующих в различных социальных группах, с помощью средств массовой информации.

Проект нового быта, который разворачивается в современной России пронизан либеральными ценностями, устремлен к буржуазному быту, строительству частной сферы, комфорту и безопасности, четким мужским и женским ролям, ограждению от вмешательства государства. Родительство становится частным делом семьи, дом возвращает себе ранее утраченные функции и закрывается от внешних вмешательств, мужу предлагается функция добытчика, а женщина занимается управлением домом и семьей. Однако в действительности картина оказывается гораздо более сложной и многообразной.  Сфера быта рассматривается как сфера самореализации женщины, как сфера свободы и укрытие от работы и государства, от «дикой публичности». Однако это и сфера борьбы нового и старого, новых конфликтов, нехватки ресурсов и навыков, недостаточности институцио нальной и символической поддержки, давления традиционализма.

Государство и социально-экономические  условия продолжают влиять на частную  жизнь, формируя, например, новую демографическую  и жилищную политику. Для нового среднего класса домашнее пространство выполняет функцию убежища, демонстрации социального статуса и престижного потребления.

Основные типы современной  семьи. По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи:

— Традиционная (или  патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: а) экономическая зависимость женщины от супруга; б) функционально четкое раз деление сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена - хозяйка); в) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.

— Нетрадиционная (эксплуататорская) семья. В ней сохраняются традиционные установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

— Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами семьи, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Происходят изменения как традиционных ролей женщины, так и мужчины.  Активно изучается роль женщины, от позиций которой во многом зависит нравственный климат в семье, ее стабильность и которая сегодня все более активно меняет свою исключительно «домашнюю» миссию на миссию активного члена общества. Социологи фиксируют обратную зависимость между уровнем профессиональной занятости женщин и уровнем рождаемости. На уход за детьми профессионально занятые женщины тратят гораздо меньше времени, чем неработающие. В то же время участие в общественной жизни расширяет кругозор женщины, обогащает ее интеллектуальный и эмоциональный мир, что благотворно сказывается на ее роли матери-воспитательницы. Сегодня предлагаются разные выходы из сложившейся ситуации: вернуть женщину к домашнему очагу (для этого следует оплачивать ее домашний труд); перераспределить функции в семье (оба супруга, работая, в равной степени участвуют в обслуживании и воспитании детей); помочь женщине выполнять двойную нагрузку через всемерное развитие служб быта.

Все большее число женщин занимаются управленческой деятельностью и  выполняют другие виды работ, в которых  доминируют мужчины, а разрыв в зарплате между мужчинами и женщинами  за последние 10 лет несколько сократился.

Возложение бремени ухода за детьми и домашней работы на женщин мешает им реализовать свои организационные  и политические возможности. Женщины-управленцы реже выходят замуж и заводят  детей, чем женщины, не занимающие руководящих  постов. Причиной этого может быть то, что работающие женщины оказываются  неспособными задерживаться на производстве, работать по выходным или отправляться в командировки и чаще отсутствуют  на работе в связи с необходимостью ухода за детьми или их болезнью. Кроме того, производственные руководители часто не желают продвигать женщин по службе, предполагая, что их семейные обязанности делают их менее преданными организации (даже когда для такого предположения нет никаких оснований).

Изменения в функциях семьи. Современная  семья все более становится малодетной. Для воспроизводства населения необходимо, чтобы в обществе было примерно 24% двухдетных семей, 35% – трехдетных, 20% – четырехдетных, 7% – пятидетных и более, 14% – бездетных и однодетных. Сегодня по РФ примерно 90% семей имеют 1-2 детей, что означает падение рождаемости ниже границы простого воспроизводства населения.

Семейный труд все более облегчается  вследствие использования современной  бытовой техники. В то же время  сокращение совместной семейной трудовой деятельности может привести к формированию иждивенческих настроений, пренебрежению  к труду.

Традиционное распределение работ  по дому может также способствовать поддержанию низкого статуса  женщин. Ребенку очевидно, что человек, работающий весь день и обязанный, вернувшись домой, готовить и делать уборку, имеет более низкий статус, чем тот, кто работает весь день, но кому не приходится выполнять эти обязанности по возвращении домой. Дети могут тогда сделать вывод, что женщины действительно должны находиться в подчиненном положении, иначе они бы не имели этот более низкий статус. Еще одна причина необходимости изменения традиционного разделения домашнего труда состоит в том, что конфликты по поводу выполнения домашних обязанностей и ухода за детьми являются основным источником напряжения в отношениях между супругами. Стремление увеличить вклад мужа в работу по дому иногда приводит к новому конфликту, когда мужчина делает то, что женщина расценивает как вялые попытки равного распределения домашних обязанностей.

Конфликт также имеет место  тогда, когда женщины вынуждены  просить о помощи не один раз и  в итоге ощущают себя настоящей «пилой» . Зачастую женщины просто перестают обращаться с просьбами и выполняют всю домашнюю работу сами, испытывая при этом чувство негодования.

Мужчины часто утверждают, что их попытки вполне адекватны, просто они  не соответствуют необоснованно  высоким стандартам женщин. Им кажется, что их партнерши сами отваживают их от участия в работах по дому, требуя, чтобы задания выполнялись определенным образом, в определенное время и согласно тем или иным стандартам. Одна из проблем здесь в том, что работающие женщины нередко перенимают свои стандарты у женщин, которые не трудились вне дома, например у своих матерей или бабушек или даже у героинь телевизионных передач. Исследователи Бирнат и Вортман предположили, что относительно строгие стандарты жен при оценке домашней обстановки имеют место потому, что женщин учат определять свою значимость исходя из того, как ведется домашнее хозяйство. Аналогичным образом другие специалисты Хохшильд и Плек допускают, что женщины не желают отказываться от контролирования домашних обязанностей из-за того, что сфера семейной жизни остается для жен основным источником идентификации. Также представляется вероятным, что женщины могут не желать отказываться от контроля за той единственной областью, в которой их признают более компетентными по сравнению с мужчинами.

Что же можно сделать, чтобы уменьшить  несправедливость в разделении домашних обязанностей? Первое предложение состоит в том, что уменьшение разницы в заработной плате мужчин и женщин может способствовать большему участию мужчин в домашней жизни. Это помогло бы избавиться от рационализации, что женщины должны выполнять большую часть домашних работ, с тем чтобы компенсировать свой меньший финансовый вклад в домашнее хозяйство. Другое предложение сводится к тому, что в отдельных случаях женщины должны снизить свои стандарты. Третье предложение заключается в следующем: родителям следует учить своих маленьких детей любого пола выполнению домашних обязанностей. Аналогичным образом мужчины должны позволять женщинам наставлять их в том, как эти обязанности выполнять. Наконец, женщины должны вносить ясность в свои требования, касающиеся участия мужчин в домашней жизни.

Проблемы семейного  лидерства. По  участию в общественной жизни cовременные семьи делятся на: коллективистские и индивидуалистские.

Классификация семейных ролей

1. Партнер,  ориентированный на равноправие:  ожидает равных прав и равных  обязанностей.

2. Романтический  партнер: ожидает душевного согласия, хочет создать крепкие узы  любви, сентиментален. Чувствует  себя обманутым, если партнер  отказывается играть в эти  игры.

3. Родительский  партнер: заботится о другом  с удовольствием, воспитывает  другого (партнер должен занимать  позицию ребенка).

4. Детский  партнер: привносит в супружество  спонтанность, непосредственность  и радость, но с помощью слабости  и беспомощности приобретает  власть над другим.

5. Рациональный  партнер: следит за проявлением  эмоций, точно соблюдает права  и обязанности, ответствен и  трезв в оценках. Может ошибаться  в отношении переживаний своего  партнера.

6. Товарищеский  партнер: хочет быть сотоварищем  и ищет такого же спутника. Не претендует на романтическую  любовь и принимает обычные  тяготы семейной жизни как  неизбежные.

7. Независимый  партнер: сохраняет дистанцию  по отношению к партнеру. Избегает  интимность и хочет, чтобы партнер  относился с уважением к его  требованиям.

 

Можно выделить пять основных конфликтных  ситуаций, связанных с лидерством в семье:  
• Прежний лидер не сдается или «два капитана». Связана с нежеланием того, кто был лидером изначально, отдавать власть в семье «второй половине», которая со временем тоже приобрела сильный характер (иногда даже более сильный).  
• Новый лидер заявляет свои права. К конкуренции приводит нежелание «второй половины», повзрослевшей или сделавшей карьеру, смириться с тем, что бывший лидер не уступает власть.  
• Вынужденное лидерство. Кто-то из супругов не хочет быть (или становиться) лидером в семье в то время, когда «вторая половина» объективно не справляется с ролью лидера семьи, «не вытягивает» данную миссию, а для решения элементарных бытовых вопросов этот статус нужно кому-то на себя принимать.  
• «Собака на сене». Ситуация описывает нежелание того супруга, у кого объективно не получается быть лидером в семье, давать возможность стать этим лидером той «половине», у кого это явно получается и кому всетаки придется таковым стать.  
• Лидер борется с выдуманной угрозой своему лидерству. Просто превентивное, упреждающе агрессивное поведение супруга-лидера, когда он демонстративно подавляет ту свою «половину», которая на самом деле даже и не рвется в лидеры, делает это словно по принципу «на всякий случай», как бы заранее». 

 

 


Информация о работе Организация семейного быта. Изменение традиционных ролей в семье