Организационное оформление практической психологии в нашей стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:52, реферат

Описание работы

Организационно-структурное оформление практических психологов в нашей стране связывается с началом 70-х гг. XX столетия, когда были разработаны теоретические и организационные основы психологического обеспечения профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также накоплен опыт организации первых подразделений этой службы.

Работа содержит 1 файл

раб пси в соц сфере в россии.docx

— 16.65 Кб (Скачать)

1.3.1. Организационное  оформление практической  психологии в нашей  стране

Организационно-структурное  оформление практических психологов в  нашей стране связывается с началом 70-х гг. XX столетия, когда были разработаны  теоретические и организационные  основы психологического обеспечения  профессиональной деятельности, оказания психологической помощи населению, а также накоплен опыт организации  первых подразделений этой службы. Именно в это время начинают создаваться  первые психологические службы и  психологические консультации.

В настоящее  время к ним относятся специализированные психологические подразделения  предприятий, учебных заведений, дошкольных учреждений и т.п. (самостоятельные  или входящие в состав кадровых служб, служб социального развития) и  различные профессиональные психологические  консультации — служба семьи и  брака, профконсультации и профориентации, центры и службы психологического здоровья, управленческого консультирования. Специалисты-психологи входят в состав консультационных подразделений, занимающихся общенациональной и отраслевой эффективностью, повышением квалификации руководящих кадров, повышением эффективности управления кадрами, финансами, маркетингом и сбытом, а также в состав отделов и подразделений, осуществляющих внутреннее управленческое консультирование в крупных частных и государственных организациях, включая организационные, методические и иные услуги для правительства. Наибольшее развитие психологические службы получили в Вооруженных силах, промышленности и образовании.

Основными целями профессиональной деятельности практических психологов являются: психологическое изучение объекта, включающее его исследование, объяснение, описание и прогнозирование развития, а также психологическое управление данным объектом (человек, группа), а также психологическое управление — воздействие на объект, осуществляемое квалифицированными специалистами при помощи методов и средств практической психологии в целях изменения его психологических характеристик.

Рассматривая  организацию как потенциальный  объект комплексного психологического воздействия, можно выделить несколько  организационных уровней и соответствующих  этим уровням задач:

уровень всей организации. Здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации и развития кадров, социального развития коллектива, психологического обеспечения рекламной деятельности и т. п.;

уровень первичного коллектива. Наиболее значимыми на данном уровне являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективности групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.;

уровень отдельного человека. На этом уровне психологами решаются задачи организации рабочего места, оптимизации психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, деформаций личности, решения отдельных психологических проблем.

1.3.2. Основные сферы  деятельности практических  психологов

В настоящее  время сложилось несколько основных сфер применения практических психологов в нашей стране:

— система морально-психологического обеспечения деятельности силовых структур;

— система образования и дошкольного воспитания (детсады, школы, гимназии, вузы);

— клинические и другие медицинские учреждения;

— экономическая сфера (службы социального развития, кадровые службы организаций и предприятий и т.п.);

— центры психологической помощи, службы семьи и брака и пр.

Работа в каждой из этих сфер предполагает следующие  варианты реализации психологом своего профессионального предназначения (О.В.Соловьева, 1997): психологическая консультация, клуб и социальная организация. Работая в психологической консультации, психолог ведет прием клиентов, предлагая им определенные средства социально-психологического воздействия. Своеобразие работы в клубном пространстве связано с тем, что любая клубная структура объединяет свободно собравшихся людей, поэтому психологу приходится считаться с их интересами. Работа в организации предполагает закрепление за психологом ряда служебных функций, реализация которых порой выходит за рамки его профессиональной ответственности.

Психологи в  экономической сфере изучают  психологические закономерности функционирования различных форм трудовой и управленческой деятельности, решая при этом следующие  задачи:

— научное исследование персонала и анализ организационной структуры — профессионально-психологический отбор и расстановка кадров, диагностика профессиональной компетентности, выявление стиля деятельности и потенциала управленческого аппарата, оценка необходимости организационных изменений и консультирование руководителей; социально-психологическое изучение коллектива;

— оптимизация социально-психологического климата в коллективе, профилактика межличностных и межгрупповых конфликтов;

— развитие персонала — выявление потребностей обучения и развития, оценка эффективности программ обучения, методическое обеспечение различных форм профессионального обучения, определение и оптимизация факторов, влияющих на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту;

— планирование и оптимизация профессиональной среды — эргономический анализ деятельности, изучение факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособности работников, предупреждение негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев;

— оказание психологической помощи специалистам в предупреждении и разрешении личностных проблем; повышение социально-психологической компетентности; коррекция неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств;

— психологическое изучение потребителя продукции предприятия (организации), психологическое обеспечение рекламной деятельности.

Клинические психологи, работая в основном в структурах медицинских учреждений, изучают  причины различных отклонений в  поведении людей, психосоматических  расстройств и заболеваний, интеллектуальных и эмоциональных дефектов и дискомфорта, индивидуальных и социальных дисфункций и ведут с ними психокоррекционную и реабилитационную работу, разрабатывают совместно с другими специалистами (педагог, психиатр, социальный работник) различные развивающие программы и программы сопровождения.

Психологи в  сфере народного образования  изучают и оптимизируют психологические  факторы, влияющие на успешность обучения и самочувствие обучаемых; развивают  их познавательные способности; осуществляют консультирование преподавателей, обучаемых  и их родителей по вопросам учебно-воспитательного  взаимодействия, преодоления личностных проблем; проводят психологическую  экспертизу учебных средств, дидактических  приемов и методов учебных  занятий на предмет их эффективности.

При этом общим  полем деятельности педагога и психолога  является личность учащегося, классный коллектив и учебная деятельность. Действуя в этом пространстве, предоставляя психодиагностическую информацию, психолог должен помочь своим коллегам —  педагогам решать следующие задачи:

— построение учебной деятельности, психологически адекватной познавательной деятельности обучаемого и особенностям учебного предмета;

— актуализация педагогом внутренних (психических) ресурсов ученика;

— адаптация содержания и методики представления учебного материала к психологическим особенностям учащихся.

Психологи-консультанты, проводящие обслуживание населения  в рамках специализированных центров  и служб психического здоровья, в  службах семьи и брака, помогают клиентам, обращающимся за помощью, приобрести или изменить индивидуально-социальные навыки преодоления трудностей и  обращения с реальностью; улучшить адаптацию к меняющимся условиям; разрешить проблемы, связанные с  выбором профессии, работой, браком, семьей, сексом, старостью, социальными  и физическими недостатками.

Информация о работе Организационное оформление практической психологии в нашей стране