Ораторское искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:14, реферат

Описание работы

Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики,профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь — главнейшее оружие. Ораторство — сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...…3
Понятие о культуре делового общения……………………………………………………..3
Ораторское искусство……………………………………………………………………..…7
Заключение………………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Реферат Психология Делового общения_.docx

— 133.97 Кб (Скачать)

Если  чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны  плечи, сделайте  головой несколько  свободных медленных  кругообразных  движений,  несколько свободных  взмахов  руками  и  кругообразных движений плечами. Если дыхание  затрудненное и поверхностное, необходимы  поясные упражнения. Как только появится ощущение  легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом  шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась  в сторону.   

Учтите, что для правильной координации движений и течения  мыслей  движение скорее должно  предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались  движением  на шаг вперед или  выносом ноги вперед; паузы и  передышки —  подходящие моменты, чтобы  отступить на короткий шаг.

ЖЕСТЫ

СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ЖЕСТА

Все мы жестикулируем, в большинстве  случаев даже не отдавая себе в  этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и  бросающиеся в глаза жесты. Но и любое  телодвижение с целью  подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного  сочетания движений   головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним  профессиональным  ораторам.   

Впрочем, для начинающего  оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками  при публичном выступлении, правильно пользоватьсяжестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную  осанку и умение владеть собой во время выступления. А затем почему бы не заняться работой над  жестом? Если во время учебных занятий на курсах искусства речи у вас возникает острое желание сделать, скажем, жест руками, не подавляйте его, дайте рукам  сделать движение в соответствии с возникшим импульсом. Если  таких импульсов при выступлении нет, никогда не прибегайте к произвольной и механической жестикуляции. Практиковаться в технике жеста можно во время подготовки или на занятиях, когда преподаватель дает соответствующее указание. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц,  возможно,  возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту.   

Секрет особой целесообразности жестикуляции  руками  скорее всего заключается в том, что в значительной части  человеческая деятельность осуществляется при помощи  рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными  для  выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую   ступень развития по сравнению с животными. Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты  тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание.  Когда жестами пользуются при описаниях, или  с целью подражания,  или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.

Жест  имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому  при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение  физические проявления чувств, сопровождающих мысль и  ищущих   выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и  ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи  рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ  ЖЕСТАМИ    

При  жестикуляции  пользуйтесь следующими  правилами:

а) Жесты  должны  быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения  вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.   

б) Жестикуляция  не должна быть  непрерывной. Не жестикулируйте руками на  протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается вподчеркивании жестом.   

в) Управляйте жестами. Не  старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция —элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.   

г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.   

д) Жесты должны  отвечать своему назначению. Их  количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность  детям предпочитают умеренную жестикуляцию.            

 

Как только вы овладели жестом, необходимо  посвятить некоторое время упражнениям  в  его технической отделке. В общем во время речи не следует думать о жестикуляции, «кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.

 

Заключение

В общении  оратора  с  аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы  и  жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут'помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.   

Лучшая черта во внешнем  облике оратора — корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер —непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В  правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений.Жесты—это любые движения,  усиливающие  впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция  руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой  проявления настроений и мыслей оратора.

 

 

 

Список литературы

1. Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 2010.

2. М. Р. Львов, «Риторика», Москва, 2001

3. В И.  Андреев,  Деловая риторика, Народное образование, М.:1995.

4.М. Предраг, Как проводить деловую беседу. - М.:1987.

5.  А. Иствуд , Я вас слушаю. - М.:1984.

 

 

 


Информация о работе Ораторское искусство