Определение термина побудительного механизма человеческого поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:26, доклад

Описание работы

В поведении человека существуют две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.
Побудительная, т.е. побуждение обеспечивает активизацию и направление поведения, а регуляционная, т.е. регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации.

Работа содержит 1 файл

ТЕМА Word (8).doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Определение термина побудительного механизма человеческого поведения.

 

 

В поведении человека существуют две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.

Побудительная, т.е. побуждение обеспечивает активизацию и направление поведения, а регуляционная, т.е. регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации.

Среди всех понятий, которые используются в психологии для описания и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива.1

Эти понятия включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя тем или иным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и т.п.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мы будем использовать понятие «мотивация» преимущественно в первом значении, хотя в некоторых случаях, когда это необходимо (и оговорено), будем обращаться и ко второму его значению. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, активность и направленность.2

Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.

Мотив в психологии –  это то, что побуждает человека к той или иной деятельности, это  то, ради чего она совершается. Современная  психология применяет термин «мотив»  для определения различных состояний и явлений, которые вызывают активность субъекта.

Мотивациям и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзуллаев, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X . Хекхаузен и др.).

Научному изучению причин активности человека их детерминации, положили начало еще великие  мыслители древности — Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния.

Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни.

Голландский философ Б. Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым он относил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Если влечение осознается, то оно превращается в желание.

Большую роль потребностям в поведении человека отводил Н. Г. Чернышевский. Только через них, считал он, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально-экономических условий для психического и нравственного развития личности3.

Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р. Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира (здесь смыкаются взгляды Р. Вудвортса и А. А. Ухтомского на доминанту и, по существу, рассматривается потребность как доминантный очаг возбуждения.

Наиболее популярной и широко используемой является теория американского психолога, одного из основателей гуманистической психологии А. Маслоу. Он разграничил не отдельные мотивы, а целые группы. Эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. При этом потребности высоких и высших уровней трактуются как не менее инстинктоподобные (врожденные), чем низшие потребности. Пока потребность не удовлетворена, она активирует деятельность и влияет на нее. Основной идеей классификации А.Маслоу является принцип относительного приоритета актуализации мотивов, гласящий, что, прежде чем активируются и начнут определять поведение потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низшего уровня.

В  XX веке понятие «мотивация» остается тесно связанным с понятием «потребности». При этом потребностные теории мотивации противопоставлялись взглядам на мотивацию бихевиористов, согласно которым поведение развертывается по схеме «стимул — реакция».4

В 20-е и последующие годы ХХ века в западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин [К. Levin , 1926]; Г. Олпорт [ G . Allport , 1937] и др.). Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания (Г. Мюррей [Н. Murrey , 1938]). К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Следовательно, мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Выделяют следующие виды мотивации человека: сознательную и подсознательную.

Сознательная мотивация связана с намерением. Намерение (в юридической терминологии – «умысел») – это сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

 

Подсознательная

Мотив помогает установить истину по делу. Без установления мотива совершенное преступление остается загадкой. Как отмечал американский публицист Естен, «нетрудно заметить, что самое слабое звено в докладе комиссии Уоррена — полнее отсутствие у Освальда какого-либо правдоподобного мотива убийства»5

Мотив в конкретном человеческом поведении прежде всего выполняет динамизирующую роль. Он стимулирует поведение, является источником активности личности. Мотив стоит в начале волевого процесса и выступает как побудительная сила к совершению действия. Само этимологическое значение этого термина непосредственно связано с отмеченной функцией мотива. Латинские термины «motum», «moveo» — двигать, двигаю,— как нельзя лучше выражают данную особенность мотива.

Но   какие  побудительные  факторы  лежат  в основе    мотива? В чем заключается та сила, которая активизирует волевой процесс?

Следует отметить, что в литературе, в том числе и по общей психологии, нет единого мнения по этим вопросам.

Некоторые психологи исходят из того, что побудительная сила человеческой активности заключена исключительно в потребностях.6 Другие же, наоборот, полагают, что потребности не исчерпывают все психологические факторы, имеющие побудительное значение что, помимо потребностей, человеческое поведение могут определять  и  другие   стимулы—склонности,   интересы,   стремления7.

  Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Несомненно, потребности имеют первостепенное значение в детерминации человеческого поведения. Их побудительная роль настолько очевидна, что не вызывает никакого сомнения. Вместе с тем как ни важны потребности в характеристике человеческого поведения, они не исчерпывают всех факторов, вызывающих активность личности.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Мотив и цель в конкретном человеческом поведении прежде всего выполняют побудительную роль, определяют источник, который пи тает данное поведение, иначе говоря, характеризуют динамическую сторону активности личности. Но этим роль мотива и цели далеко не исчерпывается. От них зависит и смыслообразующий характер человеческой деятельности, т. е. то, как лицо объясняет свое поведение, с какими обстоятельствами его связывает какую цель намеревалось осуществить в следствии совершения тех или иных действий.

С мотивом и целью непосредственно связана нравственно-этическая оценка деяния. Они как бы внутренним светом освещают содеянное человеком помогают разграничить добро и зло, действительное и ложное гуманное и низменное, другими словами в зависимости от содержания и особенностей мотива и цели совершенное лицом деяние, с точки зрения нравственно-этической оценки может приобретать различное значение.

Следовательно, можно сделать вывод, что побудительный механизм человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных факторов – направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются интересы, желания, стремления, страсти, влечения и подсознательные установки. Сознательным же компонентом волевого, целенаправленного поведения являются мотивы поведенческих актов, интегрирующие в себе общую направленность личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Немов Р. Психология  462 стор.(Всего 510 стор)

2 Немов Р. Психологія  465 стор.(Вего 510 стор).

3 Ильин Е.П., 2003 год, 290 стр.(3 стор.)

4 Ильин Е.П., 2003 год, 290 стр.( 7 стор.)

5 (стор 2, (Б.С. Волков, Мотивы преступлений, Издательство казанского университеты, 1982,   153 стор )

6 См. Ковалёв А.Г. Психология личности. М., 1970, с. 10

7 Селиванов В.И. О побудительных силах поведения. – «Вопросы психологии», 1975 № 3. с. 111

 


Информация о работе Определение термина побудительного механизма человеческого поведения