Определение самооценки по С.А.Будасси

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:49, реферат

Описание работы

Самооценка — важнейший компонент самосознания — это оценка своего «Я», своих возможностей и способностей.
При адекватной или оптимальной самооценке индивид правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие.

Работа содержит 1 файл

Методики.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Определение самооценки по С.А.Будасси

Самооценка — важнейший  компонент самосознания — это  оценка своего «Я», своих возможностей и способностей.

При адекватной или оптимальной самооценке индивид правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие.

На основе завышенной самооценки у  человека возникает неправильное представление  о себе, идеализированный образ своей  личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела.  
В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ «Я», Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов труда — как заниженная. Неуспех представляется как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности. Человек с неадекватной завышенной самооценкой не  желает признавать, что это все — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения.

Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Метод социометрических измерений (социометрия)

Термин «социометрия»  означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению основоположника социометрии, известного американского психиатра и социального психолога Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Вместе с официальной или  формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, чтобы любая неформальная структура группы проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.

Социометрия может иметь целью: 1) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе; 2) выявление  «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются «социометрическая звезда» группы и «отвергнутый»; 3) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Планирование  и проведение социометрии

На чистом листе или в специально составленной социометрической карточке (образец ее см. ниже, табл. 8) каждый член группы должен указать свое отношение  к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи или игре, проведения досуга и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

При формулировании критерия очень  важно опираться на два принципа. Первый: критерий должен быть связан с  особо значимыми и характерными для группы ситуациями общения. Т.е. если это школьный класс — со школьной жизнью, взаимодействием на уроке и вне его. Например, «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем из учеников Вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?» и т.п. Второй: в основу критерия должен быть положен какой-то эмоционально окрашенный, важный для группы момент отношений — вынужденный переход кого-то из ее членов в другую группу, вынужденное изменение самой группы и др. Так, можно успешно использовать следующий критерий для школьного класса: «Если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, то кого из нынешних одноклассников ты записал бы в первую очередь?» или «Назови учеников Вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран?»

Существуют два варианта социометрии.

Непараметрический вариант предполагает, что каждый член группы ранжирует всех остальных с точки зрения их привлекательности в рамках предложенного критерия. Это дает возможность получить глубокий материал, тонко проанализировать отношения в группе. Однако этот вариант имеет много минусов, в том числе и трудоемкость в обработке.

Параметрический вариант социометрии предполагает фиксированное число выборов, что позволяет раскрыть не все многообразие отношений, а лишь наиболее значимые связи. Однако практическое удобство по обработке теста сделало этот вариант наиболее распространенным. При этом считается, что в группе численностью 22—25 чел. минимальное число выборов должно составлять 4—5.

К существенным моментам проведения социометрии относятся также:

  • контакт с группой;
  • стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный;
  • мягкое формулирование целей тестирования. Можно разъяснить, например, при проведении социометрии в классе, что психологической службе школы очень важно знать о том, насколько класс дружный и сплоченный, что на основе этих результатов будет строиться работа с классом в целом и т.д.

Так как листы необходимо подписать, важно оговорить причины  такого требования. Например, психолог может заметить, что иначе исследование теряет смысл, потому что не удастся узнать о том, дружный класс или нет.

Принципиально важно  гарантировать неразглашение личных ответов. Опыт показывает, что в случае утечки информации доверие психолога практически невосстановимо, а последствия для класса в целом и особенно для некоторых детей и подростков могут быть просто катастрофическими.

В технической части  инструкции необходимо подчеркнуть, что  при ответе на вопросы следует:

  • заполнять свой лист самостоятельно, не советуясь с соседом и не размышляя вслух;
  • учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент; (для облегчения можно написать на доске или дать ребятам полные списки класса);
  • избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»;
  • ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

По ходу самого опроса нужно следить за тем, чтобы члены  группы имели достаточно времени  для обдумывания ответов. В это  время в комнате нежелательно присутствие учителей или посторонних. При сборе листов еще раз обратите внимание на наличие фамилий.

Обработка социометрических данных

Первичный анализ данных: Интерес психолога должны вызвать неподписанные листы (если таковые имелись), поразмышлять о том, случайной ли была невнимательность их авторов, а также те члены группы, которые ушли от ответа, написав при этом: «Всех бы взял» или «Не взял бы никого» или пять раз написав одну и ту же фамилию, иногда свою собственную.

Составление социометрической матрицы по каждому  критерию, представляющую собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные (см. табл. 9). В этой таблице по горизонтали и вертикали расположен полный списочный состав данной группы, желательно в алфавитном порядке. Обработка на данном этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбрал, а кого отверг каждый конкретный член группы (выборы условно обозначаются знаком «плюс», отвержения  — знаком «минус»). После заполнения таблицы (если в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка данных возможна лишь после сбора всей информации), заполняется еще строка, где производится подсчет суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других.

 

Таблица 9

Пример социоматрицы для группы, численностью N-членов

п/

п

Кто выбирает:

фамилия испытуемого J-члены

Кого  выбирают:

i-члены

Сделанные

выборы

Всего

1

2

3

4

5

     

(+)

  (–)

1

Антипова

r

+

+

.

.

.

2

2

4

2

Булатова

+

r

+

.

.

.

2

2

4

3

Васильев

+

+

r

   

.

.

.

2

0

2

4

Демьянова

+

   

r

.

.

.

1

1

2

5

Иванов

+ –

+

r

.

.

.

2

2

4

6

.

.

.

.

.

r

.

.

..

.

.

.

.

.

.

r

.

..

.

.

.

.

.

.

.

r

N

.

.

.

.

.

.

.

.

Полученные S (+)

выборы  S (–)

4

0

2

1

2

1

1

2

0

3

.

.

.

.

.

.

9

 

7

 

Всего

                   

16


Анализ социоматрицы дает достаточно наглядную картину  взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы — представить выборы в чистом виде, что дает возможность проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.

На основе социоматрицы строится социограмма и производится расчет социометрических индексов. Техника социограммы позволяет наглядно представить суть внутригрупповых социометрических связей, провести более глубокое качественное их описание. С ее помощью можно выявить существующие микрогруппы, установить характер взаимоотношений между ними, выделить «социометрическую звезду». Именно социограмма позволяет судить о сплоченности группы, организованности, частично ее психологическом климате. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводят треугольниками или прямоугольниками, девочек — кружочками. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами.

При традиционном подходе обычно делается отдельная социограмма для отрицательных  выборов, в центр которой помещаются отверженные и пренебрегаемые («звезды» и высокостатусные располагаются на периферии картины). Затем проводится анализ двух социограмм и их совместное содержательное обсуждение. Это достаточно длительная и непростая процедура. Более простая и рациональная техника заключается в том, что на социограмму положительных выборов накладываются важнейшие отрицательные связи, к которым, как минимум, должны быть отнесены следующие:

  1. Взаимные отвержения;
  2. Противоречивые выборы (один и тот же член группы и выбирается и отвергается одним и тем же испытуемым);
  3. Отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам»;
  4. Отрицательные выборы внутри устойчивых микрогрупп;
  5. Отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп;
  6. Отрицательные связи между мальчиками и девочками.

Информация о работе Определение самооценки по С.А.Будасси