Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:49, реферат
Самооценка — важнейший компонент самосознания — это оценка своего «Я», своих возможностей и способностей.
При адекватной или оптимальной самооценке индивид правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие.
Самооценка — важнейший компонент самосознания — это оценка своего «Я», своих возможностей и способностей.
При адекватной или оптимальной самооценке индивид правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими личными мерками, но старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие.
На основе завышенной самооценки у
человека возникает неправильное представление
о себе, идеализированный образ своей
личности и возможностей, своей ценности
для окружающих, для общего дела.
В таких случаях человек идет на игнорирование
неудач ради сохранения привычной высокой
оценки самого себя, своих поступков и
дел. Происходит острое эмоциональное
«отталкивание» всего, что нарушает представление
о себе, идеализированный образ «Я», Восприятие
реальной действительности искажается,
отношение к ней становится неадекватным
— чисто эмоциональным. Рациональное
зерно оценки выпадает полностью. Поэтому
справедливое замечание воспринимается
как придирка, объективная оценка результатов
труда — как заниженная. Неуспех представляется
как следствие чьих-то козней или неблагоприятно
сложившихся обстоятельств, ни в коей
мере не зависящих от действий самой личности.
Человек с неадекватной завышенной самооценкой
не желает признавать, что это все —
следствие собственных ошибок, лени, недостатка
знаний, способностей или неправильного
поведения.
Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по мнению основоположника социометрии, известного американского психиатра и социального психолога Дж.Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.
Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.
Для социометрического исследования важно, чтобы любая неформальная структура группы проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность.
Социометрия может иметь целью: 1) измерение степени сплоченности — разобщенности в группе; 2) выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются «социометрическая звезда» группы и «отвергнутый»; 3) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Планирование и проведение социометрии
На чистом листе или в специально составленной социометрической карточке (образец ее см. ниже, табл. 8) каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи или игре, проведения досуга и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
При формулировании критерия очень важно опираться на два принципа. Первый: критерий должен быть связан с особо значимыми и характерными для группы ситуациями общения. Т.е. если это школьный класс — со школьной жизнью, взаимодействием на уроке и вне его. Например, «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем из учеников Вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?» и т.п. Второй: в основу критерия должен быть положен какой-то эмоционально окрашенный, важный для группы момент отношений — вынужденный переход кого-то из ее членов в другую группу, вынужденное изменение самой группы и др. Так, можно успешно использовать следующий критерий для школьного класса: «Если бы в следующем году ты сам составлял список своего класса, то кого из нынешних одноклассников ты записал бы в первую очередь?» или «Назови учеников Вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран?»
Существуют два варианта социометрии.
Непараметрический вариант предполагает, что каждый член группы ранжирует всех остальных с точки зрения их привлекательности в рамках предложенного критерия. Это дает возможность получить глубокий материал, тонко проанализировать отношения в группе. Однако этот вариант имеет много минусов, в том числе и трудоемкость в обработке.
Параметрический вариант социометрии предполагает фиксированное число выборов, что позволяет раскрыть не все многообразие отношений, а лишь наиболее значимые связи. Однако практическое удобство по обработке теста сделало этот вариант наиболее распространенным. При этом считается, что в группе численностью 22—25 чел. минимальное число выборов должно составлять 4—5.
К существенным моментам проведения социометрии относятся также:
Так как листы необходимо подписать, важно оговорить причины такого требования. Например, психолог может заметить, что иначе исследование теряет смысл, потому что не удастся узнать о том, дружный класс или нет.
Принципиально важно
гарантировать неразглашение
В технической части инструкции необходимо подчеркнуть, что при ответе на вопросы следует:
По ходу самого опроса нужно следить за тем, чтобы члены группы имели достаточно времени для обдумывания ответов. В это время в комнате нежелательно присутствие учителей или посторонних. При сборе листов еще раз обратите внимание на наличие фамилий.
Обработка социометрических данных
Первичный анализ данных: Интерес психолога должны вызвать неподписанные листы (если таковые имелись), поразмышлять о том, случайной ли была невнимательность их авторов, а также те члены группы, которые ушли от ответа, написав при этом: «Всех бы взял» или «Не взял бы никого» или пять раз написав одну и ту же фамилию, иногда свою собственную.
Составление социометрической матрицы по каждому критерию, представляющую собой таблицу, в которую заносятся первичные социометрические данные (см. табл. 9). В этой таблице по горизонтали и вертикали расположен полный списочный состав данной группы, желательно в алфавитном порядке. Обработка на данном этапе заключается в занесении в таблицу данных о том, кого выбрал, а кого отверг каждый конкретный член группы (выборы условно обозначаются знаком «плюс», отвержения — знаком «минус»). После заполнения таблицы (если в момент тестирования присутствовали не все члены группы, их необходимо опросить позже, так как обработка данных возможна лишь после сбора всей информации), заполняется еще строка, где производится подсчет суммы выборов и суммы отвержений, полученных каждым членом группы от других.
Таблица 9
Пример социоматрицы для группы, численностью N-членов
№ п/ п |
Кто выбирает: фамилия испытуемого J-члены |
Кого выбирают: i-члены |
Сделанные выборы |
Всего | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
(+) |
(–) | ||||||
1 |
Антипова |
r |
+ |
+ |
– |
– |
. |
. |
. |
2 |
2 |
4 |
2 |
Булатова |
+ |
r |
+ |
– |
– |
. |
. |
. |
2 |
2 |
4 |
3 |
Васильев |
+ |
+ |
r |
. |
. |
. |
2 |
0 |
2 | ||
4 |
Демьянова |
+ |
r |
– |
. |
. |
. |
1 |
1 |
2 | ||
5 |
Иванов |
+ – |
– |
– |
+ |
r |
. |
. |
. |
2 |
2 |
4 |
6 |
… |
. |
. |
. |
. |
. |
r |
. |
. |
… |
… |
… |
.. |
… |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
r |
. |
… |
… |
… |
.. |
… |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
r |
… |
… |
… |
N |
… |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
. |
… |
… |
… |
Полученные S (+) выборы S (–) |
4 0 |
2 1 |
2 1 |
1 2 |
0 3 |
. . |
. . |
. . |
9 |
7 |
||
Всего |
16 |
Анализ социоматрицы дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Основное достоинство социоматрицы — представить выборы в чистом виде, что дает возможность проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.
На основе социоматрицы строится социограмма и производится расчет социометрических индексов. Техника социограммы позволяет наглядно представить суть внутригрупповых социометрических связей, провести более глубокое качественное их описание. С ее помощью можно выявить существующие микрогруппы, установить характер взаимоотношений между ними, выделить «социометрическую звезду». Именно социограмма позволяет судить о сплоченности группы, организованности, частично ее психологическом климате. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. Номера мальчиков обычно обводят треугольниками или прямоугольниками, девочек — кружочками. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые имеют в два раза больше среднего количества выборов), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих среднее количество выборов), в третий — «пренебрегаемых» (число выборов меньше среднего), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Для большей наглядности или при большом количестве учащихся в классе указанные линии целесообразно вычерчивать различными цветами.
При традиционном подходе обычно делается
отдельная социограмма для