Определение и роль обмана в межличностных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:24, реферат

Описание работы

На сегодняшний день наиболее распространённым является определение обмана как умышленного, преднамеренного введения в заблуждение собеседника /13/. Однако Д. И. Дубровский /2/, а вслед за ним и другие авторы используют понятие непреднамеренного обмана. Но, говоря о ненамеренном обмане, он связывает этот вид введения в заблуждение с благими, доброжелательными намерениями, с отсутствием злого умысла. Однако эта характеристика обмана не отражает его преднамеренность, хотя и имеет большое значение при анализе проблемы обмана в общении.

Работа содержит 1 файл

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РОЛЬ ОБМАНА В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.docx

— 33.11 Кб (Скачать)

  Вместе с тем, нужно заметить, что не всякое сокрытие или сохранение в тайне информации можно рассматривать как обман в форме умолчания. Если обман рассматривать в рамках межличностного общения, то он должен иметь чётко определённого адресата (реципиента или объекта). С этой точки зрения действия направленные на обеспечение режима секретности, конфиденциальности, не имеющие направленности на каких либо объектов нельзя считать обманом. И в то же время сохранение в тайне информации, например, во время переговоров может считаться обманом, поскольку имеет целью введение в заблуждение конкретного объекта. Кроме того, по мнению И.М. Мостовой , обманом нельзя считать сокрытие информации, не имеющей отношения к партнёру, не влияющей на принятие им жизненно важных, значимых решений. С учётом этого признака не будет обманом сокрытие (умолчание) человеком информации об интимных отношениях, например, о причинах своей семейной ссоры от коллег по работе. Хотя нельзя не заметить, что сам критерий весьма относителен. Одна и та же информация в одном случае может иметь отношение к партнёру, а в другом нет. Этот вопрос требует дополнительного изучения.

   Здесь нужно отметить, что принятие таких признаков обмана как наличие чётко определённых субъекта и объекта обмана даёт возможность отделить научное использование этого понятия от метафорического. Обманывать не могут и не могут быть обманутыми неодушевлённые предметы, природные явления. В качестве субъекта и объекта обмана может выступать группа. Как и в общении, в обмане может быть четыре варианта сочетания индивидуальных и групповых субъектов и объектов:

а) индивид - индивид, или обман в межличностном  общении;

б) индивид - группа; здесь субъект вводит в заблуждение  группу лиц;

в) группа - индивид, в этом случае лицо являющееся объектом обмана вводится в заблуждение группой  обманщиков, например, когда группа мошенников-»напёрсточников» обманывает «лоха»;

г) группа - группа; примером, иллюстрирующим этот вариант, является ситуация когда, например, правление  акционерного общества обманывает акционеров.

   Подведём некоторые итоги нашего анализа обмана и выделим его отличительные признаки:

- обман является  феноменом непосредственного или  опосредованного общения и может  быть предметом социально-психологического  анализа;

- обман имеет  субъекта (тот, кто обманывает) и  объекта (тот, кого обманывают), которыми могут быть и группы;

- обман осуществляется  осознанно и преднамеренно, психически  здоровым субъектом;

- целью обмана  является введение партнёра по  общению в заблуждение относительно  значимых для него обстоятельств;

- цель достигается  в процессе последовательности  волевых действий;

- для достижения  цели обмана необходимо сокрытие  этой деятельности от партнёра;

- средствами  этой специфической деятельности (обмана) являются вербальные и  невербальные средства общения,  используемые в соответствии  с учётом закономерностей общения.

  Указанные отличительные признаки дают возможность сформулировать определение: обман - это деятельность, осуществляемая с использованием средств общения и его закономерностей, целью которой является введение в заблуждение объекта, не осведомлённого об этой цели, относительно значимых для него обстоятельств.

  Безусловно, определение обмана требует анализа соотношения этого понятия с близкими по значению терминами, используемыми в различных отраслях психологического знания. Это позволит в полной мере и корректно использовать в практической деятельности результаты изучения лжи и обмана в отечественной и зарубежной социальной психологии.

 Литература:

1. Дубровский  Д.И. Обман. Философско-психологический  анализ. - М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. - 120 с.

2. Закатов А.  В. Ложь и борьба с нею. - Волгоград:  Нижневолжское книжное издательство, 1984. - 197 с.

3. Знаков В.В.  Западные и русские традиции  в понимании лжи: размышления  российского психолога над исследованиями  Пола Экмана / Экман П. Психология лжи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 272 с.

4. Липпман О., Адам Л. Ложь в правде. - Харьков: Юридическое издание Украины, 1929. - 189 с.

5. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ А. В. Петровский, А. В. Брущлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

6. Пашковська Т.А. Феномен нещирості / Проблеми пенітенціарної теорії і практики. - Бюлетень Київського інституту внутрішніх справ, № 7, 2002. - С. 328 - 334.

7. Рубинштейн  С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.

8. Справочник  по психиатрии/ под ред. Снежевского А.В. - Изд. 2-е. - М.: «Медицина», 1985. - 414 с.

9. Харский К.В. Благонадёжность и лояльность персонала. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.

10. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 272 с.

Информация о работе Определение и роль обмана в межличностных отношениях