Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:24, реферат
На сегодняшний день наиболее распространённым является определение обмана как умышленного, преднамеренного введения в заблуждение собеседника /13/. Однако Д. И. Дубровский /2/, а вслед за ним и другие авторы используют понятие непреднамеренного обмана. Но, говоря о ненамеренном обмане, он связывает этот вид введения в заблуждение с благими, доброжелательными намерениями, с отсутствием злого умысла. Однако эта характеристика обмана не отражает его преднамеренность, хотя и имеет большое значение при анализе проблемы обмана в общении.
Вместе с тем, нужно заметить, что не всякое сокрытие или сохранение в тайне информации можно рассматривать как обман в форме умолчания. Если обман рассматривать в рамках межличностного общения, то он должен иметь чётко определённого адресата (реципиента или объекта). С этой точки зрения действия направленные на обеспечение режима секретности, конфиденциальности, не имеющие направленности на каких либо объектов нельзя считать обманом. И в то же время сохранение в тайне информации, например, во время переговоров может считаться обманом, поскольку имеет целью введение в заблуждение конкретного объекта. Кроме того, по мнению И.М. Мостовой , обманом нельзя считать сокрытие информации, не имеющей отношения к партнёру, не влияющей на принятие им жизненно важных, значимых решений. С учётом этого признака не будет обманом сокрытие (умолчание) человеком информации об интимных отношениях, например, о причинах своей семейной ссоры от коллег по работе. Хотя нельзя не заметить, что сам критерий весьма относителен. Одна и та же информация в одном случае может иметь отношение к партнёру, а в другом нет. Этот вопрос требует дополнительного изучения.
Здесь нужно отметить, что принятие таких признаков обмана как наличие чётко определённых субъекта и объекта обмана даёт возможность отделить научное использование этого понятия от метафорического. Обманывать не могут и не могут быть обманутыми неодушевлённые предметы, природные явления. В качестве субъекта и объекта обмана может выступать группа. Как и в общении, в обмане может быть четыре варианта сочетания индивидуальных и групповых субъектов и объектов:
а) индивид - индивид, или обман в межличностном общении;
б) индивид - группа; здесь субъект вводит в заблуждение группу лиц;
в) группа - индивид, в этом случае лицо являющееся объектом обмана вводится в заблуждение группой обманщиков, например, когда группа мошенников-»напёрсточников» обманывает «лоха»;
г) группа - группа; примером, иллюстрирующим этот вариант, является ситуация когда, например, правление акционерного общества обманывает акционеров.
Подведём некоторые итоги нашего анализа обмана и выделим его отличительные признаки:
- обман является
феноменом непосредственного
- обман имеет
субъекта (тот, кто обманывает) и
объекта (тот, кого обманывают)
- обман осуществляется
осознанно и преднамеренно,
- целью обмана
является введение партнёра по
общению в заблуждение
- цель достигается в процессе последовательности волевых действий;
- для достижения
цели обмана необходимо
- средствами
этой специфической
Указанные отличительные признаки дают возможность сформулировать определение: обман - это деятельность, осуществляемая с использованием средств общения и его закономерностей, целью которой является введение в заблуждение объекта, не осведомлённого об этой цели, относительно значимых для него обстоятельств.
Безусловно, определение обмана требует анализа соотношения этого понятия с близкими по значению терминами, используемыми в различных отраслях психологического знания. Это позволит в полной мере и корректно использовать в практической деятельности результаты изучения лжи и обмана в отечественной и зарубежной социальной психологии.
Литература:
1. Дубровский
Д.И. Обман. Философско-
2. Закатов А.
В. Ложь и борьба с нею. - Волгоград:
Нижневолжское книжное
3. Знаков В.В.
Западные и русские традиции
в понимании лжи: размышления
российского психолога над
4. Липпман О., Адам Л. Ложь в правде. - Харьков: Юридическое издание Украины, 1929. - 189 с.
5. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ А. В. Петровский, А. В. Брущлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1986. - 464 с.
6. Пашковська Т.А. Феномен нещирості / Проблеми пенітенціарної теорії і практики. - Бюлетень Київського інституту внутрішніх справ, № 7, 2002. - С. 328 - 334.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
8. Справочник по психиатрии/ под ред. Снежевского А.В. - Изд. 2-е. - М.: «Медицина», 1985. - 414 с.
9. Харский К.В. Благонадёжность и лояльность персонала. - СПб.: Питер, 2003. - 496 с.
10. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 272 с.
Информация о работе Определение и роль обмана в межличностных отношениях