Определение характера человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:36, реферат

Описание работы

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, бес проблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добившись посредственного качества.

Содержание

Определение характера…………………………………………………………3
Типология характеров………………………………………………………… 5
Формирование характера……………………………………………………..12
Личность и характер человека………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………..17
Список используемой литературы……………………………………….......18

Работа содержит 1 файл

мыша.docx

— 39.89 Кб (Скачать)

В начальных классах школы оформляются  черты характера, проявляющиеся  в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка  с окружающими за счет множества  новых школьных друзей, взрослых —  учителей. Если то, что ребенок как  личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие  черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в  течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения  со сверстниками, учителями, другими  взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются  и закрепляются волевые черты  характера, а ранняя юность закладывает  базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в  дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для  тех, кто с ним общался в  школьные годы.

Личность  и характер человека

 

После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся  характер и личность, тем более  что подобный вопрос мы уже обсуждали  в связи с рассмотрением темперамента.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя  все другие свойства и особенности  поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние  осуществляется через волевые и  инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится  под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации  и о самой воле. В первую очередь  характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым. Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта -замкнутость а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, - экстраверсия и интроверсия. Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг 1 . «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью».Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия  как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем  дело с общительным человеком, проявляющим  всегда и везде особый интерес  к тому, что происходит вокруг. В  случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний. Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности  экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно. Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью. Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

Почти такую же устойчивость, как  экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных  нами защитных механизмах.

 

 

 

 

 

Заключение

Характер человека связан с его  интересами, потребностями и более  всего проявляется в том, что  для человека значимо. Поэтому правильно  судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как  он себя ведет в значимых жизненных  ситуациях, которые позволяют ему  удовлетворять наиболее сильные  и актуальные потребности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М., 1988.
  2. Дубровина В.И. Психология
  3. Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1969. 
  4. МерлинB.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990
  5. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера.
  6. Психология личности: Тексты. — М., 1982. 

 


Информация о работе Определение характера человека