Оперантная обусловленность

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 06:09, контрольная работа

Описание работы

Концепция Скиннера о том, что человеческое поведение регулируется случайными подкреплениями, если отнестись к ней с той серьезностью, которой он требовал, представляется революционной. Она наносит сокрушительный удар бережно лелеемой установке, которая гласит, что причинами поведения являются такие внутренние обстоятельства, как ум, мотивация и свободная воля.
В основании теории оперантного обусловливания Скиннера лежит тот простой факт, что не всегда действия живого существа являются реакцией на ту или иную комбинацию внешних воздействий - стимулов. Довольно часто (по мнению Скиннера, в большинстве случаев) поведение выглядит так, как будто бы ему не предшествуют никакие видимые стимулы.
В знаменитых опытах Скиннера лабораторная крыса помещалась в пустой ящик с педалью внутри (так называемый «ящик Скиннера») и получала полную свободу действий. В процессе хаотичного исследования ящика крыса неизбежно задевала педаль и получала порцию пищи. После нескольких случайных нажатий на педаль у крысы формировалась новая форма поведения, которая не была связана ни с какими предшествующими стимулами. Теперь, проголодавшись, крыса целенаправлено следовала к педали и, нажав на нее – получала желаемое .

Содержание

1. Оперантная обусловленность. Её отличие от прямого обусловливания 3
2. Понятие бессознательного и предсознательного в психоанализе З. Фрейда. Необходимость возникновения сознания в антропоге-незе, его социальная обусловленность посредством «психологи-ческого орудия» 7
Список используемой литературы 15

Работа содержит 2 файла

13.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

      Развитие  трудовой деятельности привело также  к развитию более совершенных, более тонких и лучше координированных движений, совершаемых под контролем высших чувств, главным образом зрения: для труда потребовалась все более совершенная координация движений и в процессе труда она развивалась10.

      Развитие  все более совершенных чувств было неразрывно связано с развитием все более специализированных сенсорных областей в мозгу человека, преимущественно тех, в которых локализованы высшие чувства, а развитие все более совершенных движений - с развитием все более дифференцированной моторной области, регулирующей сложные произвольные движения. Все более усложнявшийся характер деятельности человека и соответственно все углублявшийся характер его познания привел к тому, что собственно сенсорные и моторные зоны, т.е. так называемые проекционные зоны в коре мозга, которые непосредственно связаны с периферическими и эффекторными аппаратами, как бы расступились, и особое развитие в мозгу человека получили зоны, богатые ассоциативными волокнами. Объединяя различные проекционные центры, они служат для более сложных и высоких синтезов, потребность в которых порождается усложнением человеческой деятельности. В частности, особое развитие получает фронтальная область, играющая особенно существенную роль в высших интеллектуальных процессах. При этом с обычным у большинства людей преобладанием правой руки связано преобладающее значение противостороннего левого полушария, в котором расположены главнейшие центры высших психических функций, в частности центры речи.

      Так развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с развитием труда, отразились на изменении его строения, а развитие его строения обусловило в свою очередь возможность появления и развития новых, все более сложных функций, как двигательных, так и сенсорных, как практических, так и познавательных.

      Возникновение сознания в антропогенезе, известный отечественный психолог Леонтьев связывает с изменением характера деятельности тех антропоидов, которые стали предками человека современного типа. Деятельность этих антропоидов становится трудовой.

      По  формулировке Леонтьева, труд - это:

      1) процесс, связывающий человека  с природой, процесс, в котором  человек изменяет «материал природы», приводя в действие свои «сущностные силы» и тем самым изменяет самого себя;

      2) процесс употребления и изготовления орудий;

      3) процесс, социальный по своему  характеру, т.е. совершающийся  в условиях коллективной совместной деятельности11.

      В процессе труда образуются в группе антропоидов коллективные представления. Они являются результатом изначально практического, объективно-деятельностного отношения субъекта или субъектов деятельности к миру.

      А. Н. Леонтьев: «Употребление топора не только отвечает цели практического действия: оно вместе с тем объективно отражает свойства того предмета -предмета труда, на который направлено его действие. Удар топора подвергает безошибочному испытанию свойства того материала, из которого состоит данный предмет; этим осуществляется практический анализ и обобщение объективных свойств предметов... Таким образом, именно орудие является как бы носителем первой настоящей сознательной и разумной абстракции, первого настоящего сознательного и разумного обобщения»12.

      Однако  этот практический анализ и обобщение  объективных свойств предметов внешнего мира происходит только при условии овладения этим орудием. А что значит овладеть предметом? Уметь использовать его «по назначению», т.е. овладеть общественно выработанным способом его употребления в процессе коллективного труда. Орудие есть «материализованная форма» существования определенного способа действия, операции.

      Вслед за трудом и рядом с ним возникшая  в совместной трудовой деятельности речь явилась существеннейшим стимулом развития человеческого мозга и сознания.

      Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, питается и обогащается результатами общественного опыта: наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Огромное многообразие стимулов, которое получает благодаря этому человек, дало мощный толчок для дальнейшего развития его мозга. А дальнейшее развитие его мозга создало новые возможности для развития его сознания. Эти возможности расширялись по мере развития труда, открывающего человеку в процессе воздействия на окружавшую его природу все новые стороны ее.

      Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как  продукт общественного труда. С  одной стороны, орудия как обобществленный  труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, с другой стороны, эта передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественное, материализованное в речи сознание. Необходимое для общественного труда, оно в процессе общественного труда и развивалось13.

      Положение о родстве труда и высших интеллектуальных функций привело к выводу о  «психологических орудиях», в качестве которых выступают язык, число» письмо и т. п., созданные человеком, в этом смысле искусственные, социальные, а не индивидуальные по своей природе. Психологические орудия отличаются от орудий труда; если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия выступают средством воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и сознательными. По содержанию психологические орудия суть знаки, имеющие значение. Основным знаком является речь, слово.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы

  1. Волошин В. Фрейдизм. 3игмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. - М.: Республика, 2004. – 291 с.
  2. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. – СПб.: Питер, 2000. – 347 с.
  3. Крутецкий В. И. Психология. – М.: Наука,  1982. – 538 с.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Академия, 1997 – 323 с.
  5. Немов   М. Общая психология. – М.: Оникс, 2005. – 458 с.
  6. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений. – М.:  «Просвещение», 1989. – 418 с.
  7. Хрестоматия по психологии. Под ред. / А.В. Петровского. –                           М.: Медицина, 2007. – 436 с.

Содержание.doc

— 39.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Оперантная обусловленность