Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:43, контрольная работа
Определение понятия "общение" с точки зрения философии, психологии и социологии
Российский Государственный Социальный Университет
Самостоятельная работа по дисциплине Психология профессионального общения на тему «Операционализация понятия «общение»».
Общение (философский словарь) - понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру.
Общение (социологический словарь) - взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.
Общение (психологический словарь) - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Таким образом, в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Коммуникативная
сторона общения (или коммуникация
в узком смысле слова) состоит
в обмене информацией между общающимися
индивидами. Интерактивная сторона
заключается в организации
Виды общения
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
а) материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
б) когнитивное (обмен знаниями);
в) кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
г) мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
д) деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
2. По целям общение делится на:
а) биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);
б) социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
3. По средствам общение может быть:
а) непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.);
б) опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);
в) прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
г) косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Подходы к исследованию общения
В историческом
плане можно выделить три подхода
к изучению проблемы общения: информационный
(ориентированный на передачу и прием
информации); интернациональный (ориентированный
на взаимодействие); реляционный (ориентированный
на взаимосвязь общения и
Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е – 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» – сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.
Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:
• содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.);
• человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);
Интеракционистские подходы. Были развиты главным образом в 60-70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в рамках интеракционизма общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Таким образом, главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения.
Теоретические основания этого подхода:
• ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах);
• поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше – функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии);
• положения обшей теории систем, вводящей в исследовательский инструментарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».
Реляционный подход . Данный подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бедвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).
Основное
положение этого подхода
Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.
Другими словами, ключевой элемент концепции: взаимоотношения – это «нечто», что существует между и вне индивидов; т. е. взаимоотношения существуют на над индивидуальном уровне. Главная позиция нового подхода состоит в следующем: природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве.
Признается, что эта теория представляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений, к изучению общения, взаимодействия и поведения, которые до сих пор были известны социальным и поведенческим наукам.
Я придерживаюсь определения понятия «общения», данное психологическим словарём. В большей степени, потому что данное определение наиболее полно раскрывает структуру и многогранность процесса общения.
В общении можно выделить ряд таких аспектов, как : цель, содержание, функции.
Цель общения – раскрывает вопрос «Для чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят, как правило, за рамки тех или иных биологических потребностей. Тогда как, у человека эти цели могут быть самыми что ни на есть разнообразными. Эти цели, в свою очередь, представляют собой средства удовлетворения социальных, культурных, познавательных, эстетических и многих иных потребностей.
Содержание общения представляет собой информацию, которая передаётся в межиндивидуальных контактах от одного живого существа другому. Однако, опять же можно заметить, что разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.
Использованная литература.
1.Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 318 с.
2. М. Ю. Горбунова «Социальная психология» 2006г.
3.Большой психологический словарь под редакцией. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 672 с.
4.Социологический энциклопедический словарь - Г. В. Осипов
5.Философский словарь – А.А. Грицанов