Операционализация понятие "Общение"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 22:43, контрольная работа

Описание работы

Определение понятия "общение" с точки зрения философии, психологии и социологии

Работа содержит 1 файл

работа по психологии проф общения.docx

— 21.69 Кб (Скачать)

            Российский Государственный Социальный Университет

                                        Факультет «Психологии»

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа по дисциплине Психология профессионального         общения на тему «Операционализация понятия «общение»».

 

 

 

                                     

 

                                   Выполнила студентка 3 курса очной  формы обучения 

                                   Джангирова Раиса Сергеевна

                          

 

 

 

                                                     Москва 2012

Общение (философский словарь) - понятие, описывающее взаимодействие между людьми и характеризующее базовую потребность человека - быть включенным в социум и культуру.

Общение (социологический словарь) - взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми.

Общение (психологический словарь) - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Таким образом, в структуре процесса общения выделяют три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами. Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен  действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Виды общения

В зависимости  от содержания, целей и средств  общение можно поделить на несколько  видов.

1. По содержанию оно может быть:

а) материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);

б) когнитивное (обмен знаниями);

в) кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);

г) мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

д) деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

2. По целям общение делится на:

а) биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);

б) социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).

3. По средствам общение может быть:

а) непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.);

б) опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);

в) прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

г) косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

 

Подходы к исследованию общения

В историческом плане можно выделить три подхода  к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием  информации); интернациональный (ориентированный  на взаимодействие); реляционный (ориентированный  на взаимосвязь общения и взаимоотношения).

Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е – 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» – сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Теоретические основания подхода базируются на трех основных положениях:

• содержание информации может преобразовываться в различные символы (кодироваться/декодироваться в слова, жесты, образы, предметы и т. д.);

• человек (его тело, глаза, лицо, руки, поза) образует своеобразный экран, на котором «проявляется» передаваемая информация после ее восприятия и переработки (в форме мыслей, эмоций, установок);

Интеракционистские подходы. Были развиты главным образом в 60-70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в рамках интеракционизма общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т. п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники воспринимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Таким образом, главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения.

Теоретические основания этого подхода:

• ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах);

• поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше – функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии);

• положения обшей теории систем, вводящей в исследовательский инструментарий и концептуальный аппарат такие фундаментальные понятия как «система», «динамическое равновесие», «саморегуляция» и «программа».

Реляционный подход . Данный подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов (Р. Бедвистел, 1968; Г. Бэйтсон, 1973).

Основное  положение этого подхода состоит  в том, что социальный контекст и  человеческая среда не образуют условия  и обстоятельства, в которых преобразуется  информация и происходит межличностное  взаимодействие, а являются самим  общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими  словами, термины «общение», «коммуникация» – это обозначение общей системы  взаимоотношений, которые люди развивают  друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части  этой системы, вызывающее изменение  других частей, называется «информацией».

Согласно  этому подходу, нельзя сказать, что  люди, животные или другие организмы  вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.

Другими словами, ключевой элемент концепции: взаимоотношения – это «нечто», что существует между и вне  индивидов; т. е. взаимоотношения существуют на над индивидуальном уровне. Главная позиция нового подхода состоит в следующем: природа взаимоотношений существует в процессе общения в реальном времени и пространстве.

Признается, что эта теория представляет один из самых перспективных подходов к изучению социальных явлений, к  изучению общения, взаимодействия и  поведения, которые до сих пор  были известны социальным и поведенческим  наукам.

Я придерживаюсь  определения понятия «общения», данное психологическим словарём. В большей степени, потому что данное определение наиболее полно раскрывает структуру и многогранность процесса общения.

В общении можно выделить ряд таких аспектов, как : цель, содержание, функции.

Цель общения – раскрывает вопрос «Для чего существо вступает в акт общения?». У животных цели общения не выходят, как правило, за рамки тех или иных биологических потребностей. Тогда как, у человека эти цели могут быть самыми что ни на есть разнообразными. Эти цели, в свою очередь, представляют собой средства удовлетворения социальных, культурных, познавательных, эстетических и многих иных потребностей.

Содержание общения  представляет собой информацию, которая передаётся в межиндивидуальных контактах от одного живого существа другому. Однако, опять же можно заметить, что разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Функции общения - те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социализации человека. Общение выполняет множество самых различных функций (информационная, коммуникативная, регулятивная и т. д).

Общение выполняет очень важную функцию, которая, на мой взгляд, является одной из самых важных и значимых – функцию социализации. В процессе общения маленький ребенок усваивает общественный (в какой-то степени, исторический) опыт, который невозможно в полной мере описать ни в одном учебнике, у него формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.  И так, на протяжении всего развития и становления человека как личности, выделения в нём индивидуальных черт характера, именно общение, а стало быть взаимодействие с социумом, становится тем инструментом, который помогает занять человеку определённое место в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература.

1.Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 318 с.

2. М. Ю. Горбунова «Социальная психология» 2006г.

3.Большой психологический словарь под редакцией. Б. Мещерякова, В. Зинченко. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 672 с.  

4.Социологический энциклопедический словарь - Г. В. Осипов

5.Философский  словарь – А.А. Грицанов 


Информация о работе Операционализация понятие "Общение"