Операции мышления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ - умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация и систематизация.+ категоризация.

Работа содержит 1 файл

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ.docx

— 18.22 Кб (Скачать)

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ - умственные действия над воспринимаемыми  предметами, знаниями, образами, переживаниями. Важнейшими операциями мышления являются: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация, классификация  и систематизация.+ категоризация.

Анализ — мысленное  расчленение предмета, явления. выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - объединение  частей, элементов в единое целое. Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции. Анализ дает знание отдельных  элементов предмета, явления, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя  эти элементы, обеспечивает знание объекта, явления в целом. Овладевая чтением, ребенок под руководством учителя осуществляет анализ (в предложении выделяет слова, в словах — слоги и звуки) и синтез (из звуков и букв составляет слоги, из слогов — слова, из слов — предложения). Для понимания особенностей какого-либо растения ученик мысленно выделяет и рассматривает его отдельные части: корень, стебель, листья, цветы (анализирует), а потом представляет растение в целом (синтезирует). Для запоминания определенного текста ученик выделяет в нем отдельные части, смысловые куски (анализирует) и пытается понять, как они логически связаны в единое целое (синтезирует). Изучая в школьной мастерской новый для него станок, ШКОЛЬНИК пытается выделить его отдельные части и понять их назначение, на основе чего он представляет взаимодействие частей и понимает принцип работы станка в целом.

 Анализ может быть простым в сложным, т. е. сводиться или к выделению отдельных единичных признаков, или к всестороннему рассмотрению многих признаков предмета или явления:

 Всякий анализ  начинается с предварительного  общего ознакомления с предметом  или явлением и затем переходят в более глубокое и детальное анализирование. Процессы анализа и синтеза часто возникают вначале в практическом действии. Чтобы разобрать или собрать в уме мотор, необходимо научиться разбирать и собирать его на практике.

Сравнение — установление сходства и различия между объектами. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. В конечном итоге сравнение приводит к обобщению. К. Д. Уиишский считал операцию сравнения основой понимания. Он считал, , что мы познаем любой предмет, только приравнивая его к чему-то и отличая от чего-то.

 В учебной деятельности  школьника сравнение играет очень  важную роль. Сравнивая, например, прилагательное и глагол, операции  умножения и деления, кислород  и водород, треугольник и Прямоугольник,  лес, степь и пустыню, рабовладельческий  и феодальный строй, школьник  глубже познает особенности данвых предметов или явлений.

 Успешное сравнение  предметов и явлений возможно  тогда, когда оно целенаправленно,  т. е. происходит с .определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно. Так, ©ели изучают домашних животных, сравнивая их с точки зреНВЯ пользы для человека, сравнение может быть направлено на установление сходных признаков между ними. Если изучают строение и происхождение домашних животных, в ходе изучения , могут устанавливать определенные различая вдежду ними.

 Исследования  показали, что младшие 'школьники  более успешно будут находить  сходство между предметами, если  при 4 сравнении давать дополнительный  предмет, отличный от сравниваемых. Ученики сравнивают изображения домашних животных >—коровы и овцы и сходных признаков усматривают не так много. Беля же продемонстрировать три картинки — корову, овцу и собаку, то учащиеся находят гораздо больше сходных признаков у коровы и овцы.

Абстракция —  отвлечение от каких-либо признаков  явления, предмета. Благодаря абстракции возможно выделение существенных свойств  и признаков предметов, явлений. При помощи абстрагирования создаются  понятия о длине, высоте, объеме, человеке, природе и т. д. Абстракция лежит в основе обобщения-объединения  ряда предметов или явлений по какому-то общему признаку. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче. Выделенный в процессе абстрагирования Признак -предмета мыслится независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления. Так, наблюдая различные прозрачные объекты*: воздух, стекло, воду и др., мы выделяем в них общий признак—прозрачность и можем мыслить о прозрачности вообще; наблюдая движение небесных тел, машин людей, животных, мы выделяем общий признак — движение и мыслим о движении вообще как о самостоятельном объекте. Точно так же при помощи абстрагирования создаются понятия о длине, высоте, объеме, треугольнике, числе, глаголе и т. д. Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней  позволяет человеку установить родовидовые  отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать  их и тем самым построить определенную классификацию.

Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями  или классами объектов.

Следует отличать классификацию  от категоризации.

Категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать  вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Обобщение выступает  как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом  предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. В учебной работе школьников обобщение обычно проявляется в выводах, определениях, правилах, классификации. Школьникам иногда трудно произвести обобщение, так как далеко не всегда им удается самостоятельно выделить не просто общие, но и существенные общие признаки. 

Конкретизация выступает  как операция, обратная обобщению. Она  проявляется, например, в том, что  из общего определения – понятия  – выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений  определенному классу. В учебной деятельности конкретизировать — значит привести пример, иллюстрацию, конкретный факт, подтверждающий общее теоретическое положение, правило, закон (например, грамматическое, математическое правило, физический, общественно-исторический закон и т. д.). В учебном процессе конкретизация имеет большое значение: она связывает наши теоретические знания с жизнью, с практикой и помогает правильно понять действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми и бесполезными абстракциями, оторванными от жизни.

Информация о работе Операции мышления