Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования: Конституцией РФ предусмотрены государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены государственные пособия и иные гарантии социальной защиты. В условиях изменяющейся общественно-политической жизни, происходящих социально-экономических преобразований необходимо уделить особое внимание подрастающему поколению - завтрашним полноправным гражданам России.

Содержание

Введение.

1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

1.1 Понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

1.2 Основания установления опеки и попечительства над детьми.

2. Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений.

2.1. Субъекты правоотношений, возникающих из установления опеки и попечительства.

2.2. Содержание обязательства, возникающего из установления опеки и попечительства.

2.3. Прекращение отношений опеки и попечительства.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

Разница в понятиях "отстранение" и "освобождение" опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей состоит в основании прекращения  правоотношений отстранение должно иметь место при неисполнении или ненадлежащем выполнении опекуном (попечителем) его обязанностей. Таким  образом, основанием прекращения правоотношений опеки (попечительства) при отстранении  опекуна (попечителя) выступает правонарушение. В сущности, отстранение опекуна (попечителя) представляет собой односторонний отказ от договора в связи с существенным нарушением договора другой стороной. В силу особой цели заключения договора возможность такого отказа предоставляется публичному субъекту посредством вынесения соответствующего постановления, без обращения в суд.

Инициатива публичного субъекта в прекращении опеки  может быть вызвана не только выявлением недостатков в деятельности опекуна (попечителя), но и обращением подопечного  с жалобой на осуществление опеки (попечительства), либо получением информации об изменении характера взаимоотношений  опекуна (попечителя) и подопечного, создающем угрозу интересам подопечного. В то же время расторжение соглашения об опеке (попечительстве) по инициативе публичного субъекта должно производиться только исходя из интересов подопечного, поскольку, как отмечалось, публичный субъект всего лишь замещает волю подопечного (полностью или частично).

Односторонний отказ публичного субъекта от исполнения договора допустим, если нарушение  со стороны опекуна (попечителя) носит  существенный характер. При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей может как повлечь, так и не повлечь за собой причинение вреда личности или имуществу подопечного. Наступление неблагоприятных последствий не должно выступать в качестве обязательного условия для прекращения опеки , поскольку правоотношения опеки (попечительства) устанавливаются в целях комплексной охраны интересов личности. Ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей, если и не причиняет реального вреда, то в большинстве случаев создает угрозу возникновения неблагоприятных последствий в имущественной или неимущественной сфере подопечного.

В то же время, односторонний  отказ публичного субъекта от исполнения договора встречается и не только при отстранении опекуна (попечителя). Так, например, орган опеки и попечительства вправе передать подопечного ребенка  в специальное учреждение и прекратить тем самым опеку.

Законность и  обоснованность отказа публичного субъекта от исполнения договора может быть оспорена опекуном (попечителем) в суде. Опекун (попечитель) вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании  вынесенного постановления. По обстоятельствам  дела постановление об освобождении или отстранении опекуна от исполнения обязанностей может быть признано судом  недействительным как противоречащее интересам подопечного.

Последствия прекращения  договора об опеке (попечительстве) различны. Прекращение договора по причинам, не связанным с виновным поведением исполнителя, производится без какого бы то ни было возмещения ему неполученного дохода, что вытекает из фидуциарного характера правоотношений. Исключение должны составлять случаи расторжения договора по инициативе публичного субъекта в противоречии с желанием опекуна (попечителя) и интересами подопечного. В этих случаях опекун (попечитель), который имел право по договору на получение вознаграждения, может обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных ему расторжением договора.

Наибольший интерес  вызывают последствия расторжения  договора в связи с ненадлежащим исполнением опекуном (попечителем) своих обязанностей. Этот вопрос имеет  и большую практическую значимость.

В современных  условиях все вопросы привлечения  к ответственности допустивших  нарушения опекунов (попечителей) могут  быть сняты путем применения положений  договорного права об ответственности  за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств стороной по договору. Опекун (попечитель) как лицо, не осуществляющее предпринимательскую деятельность, должен нести имущественную ответственность перед подопечным при наличии вины. В то же время доверительный управляющий имуществом подопечного, исполняющий свои договорные обязанности при осуществлении предпринимательской деятельности, напротив, в соответствии со ст. 1022 ГК РФ отвечает независимо от вины.

В литературе вопрос об имущественной ответственности  опекуна (попечителя) перед органом  опеки и попечительства, а точнее перед соответствующим публичным  субъектом, не обсуждался. Это связано  с тем, что при значительном распространении  в последнее время возмездной опеки судебной практике еще не известны дела о привлечении к ответственности  приемных или патронатных родителей. Предположим, приемные родители взяли на воспитание детей, регулярно получали предусмотренные законодательством и договором суммы, однако, как выяснилось, ненадлежащим образом исполняли свои обязанности в отношении детей, что повлекло расторжение договора. Ответственность приемных родителей перед подопечными детьми должна заключаться в выплате в пользу последних сумм возмещения имущественного и неимущественного вреда. Органу опеки и попечительства необходимо поставить вопрос о компенсации морального вреда в пользу детей, способы воспитания которых нарушали их права, и, возможно, о возмещении вреда их здоровью, а также о возмещении стоимости утраченного или поврежденного их имущества.

Признание договорной природы возникновения отношений  по опеке (попечительству) позволит найти  ответ на этот вопрос во всех случаях  осуществления опеки - как возмездной, так и безвозмездной. В соответствии с п. 5 ст. 453 ГК РФ, если основанием для  расторжения договора послужило  существенное нарушение договора одной  из сторон, другая сторона вправе требовать  возмещения убытков, причиненных расторжением договора.

Таким образом, ответственность опекуна (попечителя) в отношениях опеки (попечительства) выступает только в имущественной  форме. Ограничение правоспособности этого лица при его отстранении  от опеки не влияет на развитие и  изменение анализируемых правоотношений и выступает как правовое последствие  публичного характера, мера превентивного  характера, не допускающая нарушения  интересов других лиц, опекуном или  усыновителем которых хотел бы быть отстраненный гражданин. 
 
 

Заключение

В данной работе проведено исследование института  опеки и попечительства, с помощью  которого государство выполняет  свою обязанность по защите как личных, так и имущественных интересов  несовершеннолетних.

Опека (попечительство) это способ устройства несовершеннолетних на воспитанию в семью. Понятие, требования, цели опеки и попечительства, описаны в Гражданском кодексе РФ, тогда как нормы, направленные на достижение цели - обеспечение воспитания несовершеннолетних, закреплены в Семейном кодексе РФ.

Опека и  попечительство как вид социальной поддержки представляет собой универсальную  форму индивидуального временного устройства, которая:

     - регулируется нормами различной  отраслевой принадлежности;

     - предназначена для восполнения  недостающей дееспособности подопечного  лица, а также, в необходимых  случаях, и для обеспечения  иных его интересов (дополнительная  цель опеки над детьми - их воспитание);

     - состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или  фактических действий в интересах  подопечного;

     - осуществляется опекуном (попечителем)  безвозмездно, но при материальной  поддержке со стороны государства;

     - решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и  надлежащее осуществление должны  обеспечиваться организационной  и контрольной деятельностью  органов государственной власти  и местного самоуправления.

В любом случае назначение опекуна или попечителем  производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки и попечительства. Пока опека  (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Необходимо обратить внимание на то, что действующие  нормы, регулирующие опеку и попечительство в Гражданском кодексе, не образуют отдельной самостоятельный раздел и включены в главу 3 «Граждане (физические лица)», а процедура установления опеки и попечительства закреплена в нормах Семейного кодекса. Отдельные вопросы, как-то обеспечение социальных пособий, дополнительных гарантий на труд, образование, законодательством отнесены к ведению других отраслей права. Назрела необходимость систематизации норм об опеке и ее видах, в едином нормативном акте.

Так же целесообразным представляется законодательное закрепление  предварительной опеки (попечительства) - правоотношения, возникающего на кратковременный  срок на тех основаниях, что и  обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. Это положение может быть применимо, когда речь идет о близких родственниках (к примеру, при установлении опеки (попечительства) бабушек и дедушек  над внуками после смерти их родителей). По истечении определенного срока  предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.

Федеральный закон  от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке  и попечительстве» определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры  установления и прекращения опеки  и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка  назначения опеки в случае необходимости  немедленного назначения опекуна или  попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу, назначение опекунов и попечителей по заявлению родителей несовершеннолетнего. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы  вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок  и сроки выдачи органами опеки  и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена  ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов  подопечных граждан. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы.

  1. Конституция Российской Федерации. - М: Кодекс, 2009.
  2. Конвенция ООН «О правах ребенка» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, №45. 1990.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №32. 1994, ст. 3301.
  4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №1. 1996, ст. 16.
  5. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ. «Об опеки и попечительстве». // Собрание законодательства Российской Федерации №17. 2008, ст. 1755.
  6. Сухарева А.Я. Большой юридический словарь. М., ИНФРА. 2007 С. 482, 483
  7. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984. С. 32.
  8. Чефранова Е.А. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция. 1996. № 10. С. 31.
  9. Загоровский А.И. Курс семейного права / Под ред. и с предисловием Томсинова В.А. - М. Инфра. 2003. - С. 419, 447..

Информация о работе Опека и попечительство несовершеннолетних как система правоотношений