Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 05:06, контрольная работа
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являются абсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшей нервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждого типа нервной системы- Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями.
Введение………………………………………………………………….3
1. Развитие знаний о темпераменте……………………………………..4
2. Основные свойства темперамента………………………………........8
3. Типы темпераментов и их психологическая характеристика……..10
4. Факторы формирования темперамента……………………………..12
Заключение……………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………....17
Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым; при больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. По своей психологической сути он интроверт.
Меланхолик. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и малоработоспособен. Ему присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.
Факторы формирования темперамента
Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И.П.Павлова, а также с именами советских психологов Б.М.Теплова и В.Д.Небылицына, идеи которых продолжают разрабатывать их сотрудники и ученики и по сей день. Первоначально эта физиологическая концепция получила в школе Павлова название учения о типах нервной системы, а позже она трансформировалась в «учение о свойствах нервной системы». И.П.Павлов и его сотрудники, проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись условно-рефлекторные процедуры, обнаружили, что животные сильно различаются между собой по многим параметрам - по скорости и легкости выработки условных связей, по их устойчивости, по скорости и легкости выработки дифференцировок, по способности выдерживать смену положительных подкреплений стимулов на отрицательные и т. д.
Анализ соответствующих
экспериментальных ситуаций
Так были выделены следующие четыре типа: сильный - уравновешенный - подвижный; сильный - уравновешенный - инертный; сильный - неуравновешенный; слабый. И.П.Павлов счел возможным приписать каждому из этих типов название соответствующего темперамента по Гиппократу.
Эта очень известная
схема И.П.Павлова до сих пор
приводится в некоторых
Основные положения,
на которых строилась эта
1. Ключ к пониманию
индивидуальных особенностей
2. Эти свойства нервной
системы могут или, лучше
3. Таких основных свойств три: сила, уравновешенность, подвижность. Они общие и постоянные для данного животного.
4. Сочетания основных
свойств образуют четыре
5. Эти основные типы НС соответствуют четырем классическим типам темперамента, т. е. представляют собой физиологическую основу психологических портретов, описанных в рамках учения о темпераментах.
Первым обнаружил свою несостоятельность тезис о том, что каждому типу НС соответствует свой стиль, или «картина», поведения. Уже при жизни И.П.Павлова стали выявляться и постепенно накапливаться факты следующего рода: по общей картине поведения животное следовало отнести к какому-либо одному темпераменту, а по лабораторным испытаниям - к другому. Иными словами, в опытах это животное показывало набор совсем других свойств НС, чем в поведении, иногда эти свойства по своему смыслу оказывались даже противоположными.
Более того, он изменил значение слова «темперамент», введя понятия «генотип» и «фенотип». Генотип Павлов определил как прирожденный тип нервной системы, фенотип - как склад высшей нервной деятельности, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип Павлов связал с понятием «темперамент», а фенотип - с понятием «характер». Павлов, по сути, дал чисто физиологическую интерпретацию темперамента, отрешившись от его психологических аспектов. Психологические же аспекты темперамента он назвал характером. Во всяком случае, последний тезис (п.5) уже сам Павлов признал неверным: основные типы НС не соответствуют основным типам темперамента (в психологическом смысле).
Вскоре после этого
был критически пересмотрен
Почему же были
выделены именно четыре типа,
и именно такие четыре типа?
Б.М.Теплов считает, что на
Было критически
пересмотрено понятие «общие
свойства НС». Это было очень
неприятное открытие. Оно состояло
в том, что по мере умножения
экспериментальных процедур
В результате пришлось
говорить не об общих, а о
частных свойствах НС, имея в
виду свойства отдельных
Кроме того, анализ
свойств НС привел к
Заключение
И в заключение необходимо отметить, что в чистом виде темпераменты встречаются сравнительно редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Однако для правильного индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания, т. е. для практических нужд, вполне можно исходить из общей оценки темперамента, ориентируясь на его основную характеристику, не вдаваясь в особые тонкости и детали, выяснение которых порой требует специальных экспериментальных методик, которыми учитель не располагает. Условно можно считать, что каждый ученик тяготеет к одному из четырех указанных выше типов темперамента.
Надо учесть также,
что темпераменты нельзя
Темперамент характеризует
динамичность (подвижность) личности,
но не характеризует ее
Список литературы
1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М., Издательский центр "Академия", 1999.
2. Краткий словарь системы психологических понятий /К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984 г.
3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.
4. Общая психология / Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.
5. Психология индивидуальных различий ТЕКСТЫ /под ред. Ю.Б. Гиппенрейдера, В.Я. Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.
6. Психология / Под общ. ред.В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000. - 602 с.
7. Психология и педагогика / Под ред. Николаенко В.Н. - М.: Инфра-М, 2002. - 175 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. - 720 с.
9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995.
10. Столяренко Л.Д. Основы психологии.4-е изд., перераб. и доп. (Серия "Учебники, учебные пособия") - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
11. Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Макаренко. - М.: Просвещение, 1987.