Олигофренопедагогика. Умственная отсталость

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.
Как отмечает Х.С. Замский: «Первое в России учреждение для умственно отсталых детей было открыто в 1858 г. в Риге доктором Фридрихом Плятцем – лечебно – педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов».

Содержание

Олигофренопедагогика. История олигофренопедагогики……………………………….3
Причины нарушения интеллекта…………………………………………………………..4
Классификация интеллектуальных нарушений……………………………………………4
Предмет олигофренопедагогики……………………………………………………………4
Задачи олигофренопедагогики……………………………………………………………...4
Умственная отсталость……………………………………………………………………….5

Работа содержит 1 файл

олегофр.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет» 

Институт  психологии, социологии и социальных отношений 
 
 
 
 
 

Реферат 

по специальной  педагогики 

на тему: «Олигофренопедагогика. Умственная отсталость.» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент

Касаткин  Д.С.

3 курс заочная  форма обучения

Специальность: «Специальная психология»

Проверила: Ананьева Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Москва 2010г.

Содержание 
 

Олигофренопедагогика. История олигофренопедагогики……………………………….3

Причины нарушения  интеллекта…………………………………………………………..4

Классификация интеллектуальных нарушений……………………………………………4

Предмет олигофренопедагогики……………………………………………………………4

Задачи олигофренопедагогики……………………………………………………………...4

Умственная отсталость……………………………………………………………………….5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Олигофренопедагогика 

История олигофренопедагогики 

    Олигофренопедагогика  — отрасль дефектологии, изучающая  проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

    Как отмечает Х.С. Замский: «Первое в  России учреждение для умственно  отсталых детей было открыто в 1858 г. в Риге доктором Фридрихом Плятцем  – лечебно – педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов». Необходимость общественного образования для детей с умственной отсталостью отстаивают организаторы немногочисленных медико-педагогических учреждений для умственно отсталых детей: Е.К. Грачёва, Е.Х. Малеревская, И.В. Малеревский. Известный специалист в области изучения и воспитания умственно отсталых детей П.И. Ковалевский указывает на недостаточность той помощи, которую оказывают общественные учреждения умственно отсталым детям. «В настоящее время вся земская Россия устроила своих несчастных душевно-больных вполне правильно и вполне рационально, - административная в медицинском отношении Россия тоже понемногу берётся за это дело. В числе находящихся там душевно-больных, несомненно много идиотов, которые нашли себе приют, корм, тишину и спокойствие. От них избавили общество и их избавили от общества. Но тем дело и ограничилось. Это балласт заведений, питающийся и ничего не делающий. Это существа, только берущие от общества, но ничего не дающие ему хорошего … Было бы желательно пробудить в этой материи, в этой массе вещества силу и энергию, оживить её, одухотворить и направить на дело» . Критикуя современные учреждения для умственно отсталых, П.И. Ковалевский при этом отмечает, что общественные учреждения значительно лучше организованы, чем государственные медицинские учреждения, где содержатся умственно отсталые: «Общество и государство у нас в разладе и в своём развитии последнее неизменно отстаёт от первого. Примером служит призрение душевно-больных. Общественные земские душевно-больные устроены уже давно и устроены по человечески, как во всех цивилизованных странах. Государственные душевно-больные наших окраин держатся и до сих пор на положении домашних животных…» . П.И. Ковалевский считает, что учёным и организаторам учреждений для детей с отклонениями в развитии необходимо опираться на общество. «Пойдём же к обществу, ибо государство пока науки не желает слушать» . Известный деятель в области обучения и воспитания умственно отсталых детей Е.К. Грачёва отмечает вредность для общества игнорирования важности обучения и воспитания в помощи детям: «… одно призрение создаёт лишь паразитов общества: лентяев, содержание которых стоит весьма дорого…». В одном из первых в России медико-педагогическом заведении для умственно отсталых детей, которое открыл в 1882 г. И.В. Малеревский, воспитательные влияния были направлены на адаптацию детей к будущей жизни посредством привития им трудовых умений. Заведение И.В. Малеревского существовало 20 лет (с 1882 по 1903гг.) Оно выпустило 401 воспитанника обоих полов. В заведение принимались дети с разной степенью умственной отсталости: от самой тяжёлой до относительно лёгкой. Воспитанники делились на 2 отделения: старшее воспитательное отделение обучалось по программе средних учебных заведений и знакомилось с каким-нибудь ремеслом; в младшее отделение входили дети с более тяжёлыми формами умственной отсталости, они занимались исключительно физическим трудом. Ключевое значение в заведении придавалось занятиям физическим трудом на свежем воздухе. Летом воспитанники переезжали на сельскохозяйственную ферму, на которой они занимались разнообразными работами, которые позволяли частично обеспечить их пропитание. По данным В.П. Кащенко за 20 лет заведение добилось следующих результатов: «Из 139 восп. старшего отделения совершенно исправилось 72, значительно улучшились 48; 59 чел. Поступило в среднеучебное заведение. Из 115 восп. младшего отделения вполне оправились 34, сдано на попечение родителей 41. Остальные без перемены». Большое значение придавалось подготовке детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни посредством трудовой деятельности в учреждениях для умственно отсталых детей под руководством Е.К. Грачёвой. Можно сделать вывод о том, что к моменту глобальных социально – экономических изменений, произошедших в результате революции 1917г., в России были сформулированы основные положения, которые открыли путь к новому этапу развития олигофренопедагогики. Среди этих положений: необходимость трудового воспитания как основы для интеграции детей с отклонениями в общество нормально развивающихся, приобщение детей к творчеству; повсеместное использование индивидуального подхода. В советский период времени была создана дифференцированная сеть учреждений для образования умственно отсталых детей. Развития олигофренопедагогики в советский период определялось фундаментальными работами, среди которых: Ерёменко И.Г. «Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности»; Лаужикас Й.П. « Очерки по воспитанию воли учащихся (на материале исследования развития и воспитания воли учащихся младших классов вспомогательной школы )»; Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность, как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы»; Карвялис В.Ю. «Социально трудовая адаптация выпускников специальных школ ( на материале Литовской ССР)»; Перова М.Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»; «Дмитриев А.А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания». 

    Причины нарушения интеллекта 

 
  • наследственные  факторы, в том числе неполноценность  генеративных клеток родителей (умственная отсталость родителей, нарушения хромосомного набора, алкоголизм, наркомания);
  • патология внутриутробного развития (различные инфекционные, гормональные заболевания матери в период беременности, интоксикации, травмы);
  • патологические факторы, действующие во время родов и в раннем возрасте ребенка:
  • родовая травма и асфиксия;
  • нейроинфекции и различные соматические заболевания ребенка (особенно первых месяцев жизни, сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что наиболее патогенно для мозга ребенка);
  • травмы мозга.
 

Классификация интеллектуальных нарушений 

  • В настоящее  время в практической работе психиатры  используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального  дефекта.
  • Умственная отсталость подразделяется на формы:
  • легкую (IQ в пределах 50-69),
  • умеренную (IQ в пределах 35-49),
  • тяжелую (IQ в пределах 20-34),
  • глубокую (IQ ниже 20).
 

 Предмет олигофренопедагогики 

    Предметом изучения олигофренопедагогики являются теоретические основы, методы обучения и воспитания детей и подростков с нарушением интеллекта. 

 Задачи  олигофренопедагогики 

  • раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребенка;
  • изучение закономерностей психического развития умственно отсталых;
  • разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.
 

Умственная  отсталость 

    Умственная отсталость (малоу́мие, олигофрения от греч. oligos — малый + греч. phrēn — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de — приставка. означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум). Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

    «Точная оценка распространённости олигофрений  затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в  степени терпимости общества к психическим  аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях».

    Умственная отсталость — не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

    Иногда  олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».

    Деменция  (от лат. dementia — безумие, слабоумие) — стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Деменция носит прогредиентный характер, т. е. наблюдается медленное прогрессирование болезненного процесса.

     В детском возрасте деменция  может возникнуть в результате  органических заболеваний мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), а также вследствие травм мозга (сотрясений и ушибов).

     В соответствии  с международной  классификацией (МКБ-9) выделяют 3 степени умственной отсталости:

1. дебильность  — относительно легкая, неглубокая  умственная отсталость;

2. имбецильность — глубокая умственная отсталость;

3. идиотия  — наиболее тяжелая, глубокая  умственная отсталость.

     По современной  международной классификации  (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкую (IQ в пределах 40—69), умеренную (IQ в пределах 35—49), тяжелую (IQ в пределах 20— 34), глубокую (IQ ниже 20).

      Психопатологическая структура  нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре клинической картины выделяют неосложненные и осложненные формы олигофрении. Осложненные формы олигофрении обусловлены сочетанием недоразвития мозга с его повреждением. В этих случаях интеллектуальный дефект сопровождается рядом нейродинамических и энцефалопатических расстройств. Может иметь место также более выраженная степень недоразвития или повреждения локальных корковых функций, например, речи, гнозиса, праксиса, пространственных представлений, счетных навыков, чтения, письма. Подобная форма нередко имеет место у детей с церебральным параличом,  а также у детей с гидроцефалией.

      В отечественной психиатрии выделяют 3 группы этиологических (указывающих причину) факторов умственной отсталости (по Г.Е.Сухаревой, 1956).

  • Первая группа — неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза.
  • Вторая группа — патология внутриутробного развития (воздействия инфекций, интоксикаций, травм).
  • Третья группа — родовая травма и постнатальные поражения центральной нервной системы.

       Для установления  правильного диагноза  необходимо учитывать  соотношение трех  групп симптомов: дизонтогенетических синдромов (связанных с дисфункцией созревания ЦНС), энцефалопатических синдромов (связанных с повреждением ЦНС) той или иной локализации, включая и минимальные дисфункции, и синдромов, отражающих вторичные защитные механизмы организма.

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость).

        При нарушении умственного развития  главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому.

        Эти первичные нарушения оказывают  влияние на развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются сроки развития статики и локомоций, причем часто задержка бывает весьма существенной, захватывающей не только весь первый, но и второй год жизни. Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливости, беспокойства и т. п.). У детей не возникает эмоционального общения со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления». В дальнейшем у них не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушками, находящимися в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослого и ребенка с предметами, не возникает новой формы общения — жестового общения. Дети на первом году жизни не дифференцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. Производя это действие, ребенок познает направление от своего тела к предмету, расстояние между собой и предметом, свойства предметов — величину, массу, форму. С отсутствием хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная координация.

      Таким образом, развитие восприятия  на первом году жизни у умственно отсталых детей чрезвычайно задерживается. Эта задержка не является первичным нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов. В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении неспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том, что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).

      Предметные действия и предметная  деятельность спонтанно в должной мере у умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному миру остается весьма низким, кратковременным. Ориентировка типа «Что это?» у детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного воздействия дети 3—4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни социальными формами поведения.

       Восприятие, мышление и речь у  детей этой категории оказываются при спонтанном развитии на очень низком уровне.

       Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте умственно отсталый ребенок без специальной коррекционной работы минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта детей и на развитии высших психических функций — мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли.

         Однако тенденции развития ребенка  с нарушениями интеллекта те  же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скорригированы и даже предупреждены.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Олигофренопедагогика. Умственная отсталость