Одиночество

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 21:44, контрольная работа

Описание работы

Чувствовать себя одиноким можно и в толпе, и на работе, и в семье, и даже наедине с любимым. Это чувство зависит не от окружения, не от количества друзей или недругов, а, прежде всего от структуры личности. Разные оценки одиночества легче всего проиллюстрировать на примере так называемых интроверта и экстраверта.

Когда человек ищет совсем не то, чего ему не хватает, пытается заполнить в жизни совсем не ту нишу - неудивительно, что его поиски не дают ему желаемого результата. И чувство одиночества становится еще сильнее.

Содержание

Введение

Глава 1. История одиночества

Глава 2. Психология одиночества

2.1. Возникновение чувства одиночества

2.2. Одиночество

2.3. Проблемы одиночества

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

одиночество.docx

— 28.16 Кб (Скачать)

2.3. Проблема одиночества 

     Проблема  одиночества  занимает  не  только  умы  простых  людей.   На протяжении столетий ее изучением занимались (и  продолжают заниматься) философы, богословы,  ученые  и  писатели.  Даже  несмотря  на  относительно небольшой срок существования психологии  как  обособленной  науки, почти в каждом из ее направлений можно найти  связанные  с  одиночеством  концепции, теории и исследования.

     Один  из представителей психоанализа  Зилбург  различал  одиночество  и уединенность.  Уединенность  считал  он  суть  «нормальное»  и   «преходящее  умонастроение», возникающее в результате отсутствия  конкретного  «кого-то».

     Одиночество же - это непреодолимое, неприятное (оно  как  «червь»  разъедает  сердце), константное ощущение. Зилбург  считает,  что  причинами  одиночества  являются такие черты личности как  нарциссизм, мании величия и  враждебность, а   также   стремление   сохранить   инфантильное    чувство    собственного всемогущества. Такая нарциссистическая ориентация начинает  формироваться  в детском  возрасте, когда ребенок вместе  с  ощущением  радости  быть  любимым испытывает потрясение, вызванное  тем, что он - маленькое,  слабое  существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других.

     Фромм-Рейхман,  выделяя  причины  одиночества,  подчеркивает  пагубное последствие  преждевременного отлучения от материнской  ласки.

     Согласно  Роджерсу, одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я».  Если  разделить процесс возникновения одиночества на  3 этапа  и схематически  представить его, то получиться следующая картина:

     1) Общество влияет на человека, вынуждая его вести  себя  в  соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами;

     2)  Из-за этого возникают противоречия  между  внутренним  истинным   «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что  приводит к потере смысла существования;

     3) Индивид становится одиноким, когда,  устранив  охранительные  барьеры   на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему  будет  отказано  в контакте со стороны других.

     И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его  истинное  «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает  придерживаться  своих социальных  «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

     Вейс  выделил  два  типа  одиночества:  эмоциональное  и  социальное.  Первое является результатом отсутствия  такой  тесной  интимной  привязанности  как любовная или супружеская. При  этом человек может испытывать чувство,  похоже на «беспокойство покинутого ребенка».  Социальное  же  одиночество  является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности.

     К. Мустакас, разделяет «суету одиночества» и  истинное  одиночество  (в  этом его  позиция  схожа  со  взглядом  на  одиночество  в  некоторых   восточных религиях). Первое он определяет как комплекс  защитных  механизмов,  который  отдаляет  человека  от  решения  существенных  жизненных вопросов, путем осуществления   «активности  ради  активности»  вместе с другими людьми. Истинное  же  одиночество  исходит  из   осознания «реальности одинокого существования».   Он  считает,  что  этому   осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями  (рождение, смерть,  жизненные  перемены,  трагедия),  которые  человек   переживает   в одиночку.

Заключение

           Лучше не запускать состояние сенсорной депривации, не усугублять чувство одиночества. Ведь в запущенном состоянии любая проблема решается сложнее. У человека начинает проявляться деструкция поведения, ухудшается способность к установлению межличностных связей (иными словами, он становится абсолютно неконтактным и приобретает тяжелый характер). У людей, страдающих от сенсорной депривации, часто возникают проблемы в бизнесе только потому, что он с деловым партнером говорит о чем угодно, только не о деле. Кстати, бизнесмены, которые заключают сделку в ресторане в сопровождении спиртного, как правило, оба испытывают трудности в общении - как говорится, встретились два одиночества. Они, если не выпьют, вообще не смогут ни о чем говорить: Кстати, нередко люди вообще начинают пить, чтобы 'залить' свое чувство одиночества. Или влиться на правах равного в какую-нибудь теплую пьяную компашку.

     Поэтому важно правильно определить, от какого именно одиночества, от дефицита каких  впечатлений вам нужно избавиться. И неверно думать, что лучшее спасение от одиночества - знакомиться на улице  или ходить в дискотеку. Более  того, прежде чем обзаводиться любыми новыми знакомствами, важно утолить  существующий 'информационный голод' - иначе все прочее общение будет  этому голоду подчинено.

 

      Список используемой литературы: 

1.  Миюскович   Б. Одиночество: междисциплинарный   подход,    Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;

2. Перлман  Д., Пепло Л. Э. Теоретические  подходы к одиночеству,  Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.), 2002;

3. Пузько  В. И. Экзистенциальный  невроз  как бегство от  одиночества, Материалы  научной  конференции   «Теология,   философия   и   психология одиночества», Владивосток, 2005;

4. Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 2001;

5. Фрейджер Р., Фейдман Д. Личность. Теории, эксперименты,  упражнения.  М., 2000;

6. Хараш А.У. Психология одиночества, Педология/новый век. № 4, 2000 г.

9. Ялом  И. Экзистенциальная психотерапия  М., 2000

Информация о работе Одиночество